Студопедия — Лекция № 8
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Лекция № 8






Рецензия: структура, композиция

 

Критический разбор и оценка художественного произведения. Основные компоненты рецензии: репортаж о событии, истолкование содержания, выявление художественного кода спектакля, концерта.

 

Что должно быть прорецензировано:

1. Просмотр и анализ спектакля.

2. Просмотр и анализ концерта.

3. Просмотр и анализ массового театрализованного представления.

Курсовая работа по дисциплине состоит из двух частей:

1. Теоретическая – общие принципы рецензирования спектаклей.

2. Развернутая рецензия на современный спектакль, просмотренный в момент представления в реальном времени и пространстве.

Экзамен включает: рецензию на реальное концертно-зрелищное представление, а также ответ на теоретический вопрос.

Основные компоненты рецензии:

1. Репортаж о событии.

2. Реферат содержания.

3. Художественный код спектакля, концерта.

4. Итоговая оценка произведения в контексте современной социокультурной практики.

Прежде чем написать рецензию, читайте журналы, газеты, где публикуются рецензии и профессионалов и зрителей. Книги об актерах, режиссерах, драматургах. «Петербургский театральный журнал». Главный редактор – Марина Дмитревская.

Домашнее задание: подготовить сообщение об известном режиссере, актере, петербургском театре (на выбор).

Лекция № 9

Из истории петербургских театров

План

- Александринский театр;

- БДТ;

- Открытый театр (театр имени Ленсовета);

- Театр им. В.Ф. Комиссаржевской;

- Балтийский Дом;

- Молодежный театр на Фонтанке.

Александринский театр

Здание Александринского театра, созданное К.И. Росси, - один из наиболее характерных и выдающихся памятников архитектуры русского классицизма. В ансамбле площади Островского оно играет доминирующую роль.

В результате перепланировки усадьбы Аничкова дворца в 1816-1818 годах между зданием Публичной библиотеки и садом возникла обширная площадь. На протяжении более десяти лет, с 1816 по 1827 год, Росси разработал ряд проектов реконструкции и застройки этой площади, предусматривавших сооружение на ней городского театра. Строительство театра началось в 1828 году. 31 августа 1832 года состоялось его торжественное открытие.

Здание театра расположено в глубине площади Островского и обращено своим главным фасадом в сторону Невского проспекта. Стены нижнего этажа служат как бы цоколем торжественных колоннад, украшающих фасады театра. В работе над проектом театра Росси сосредоточил свое внимание на объемно-пространственном его решении, монументальности и выразительности внешнего облика.

Внутри здания наибольший интерес представляет зрительный зал. Его пропорции хорошо найдены. Здесь сохранились фрагменты первоначального архитектурного оформления, в частности, декоративная позолоченная резьба лож у сцены и центральной большой («царской») ложи. Барьеры ярусов декорированы вызолоченными орнаментами, выполненными во второй половине XIX века.

Биография театра начинается со дня подписания императрицей Елизаветой Петровной указа об учреждении для представления трагедий и комедий театра. Первыми директорами были А. Сумароков, затем Ф. Волков. Растущая популярность петербургской драматической труппы заставила правительство приступить к сооружению специального здания, куда театр переехал в 1832 году. С этого времени театр стал именоваться Александринским. На его сцене шли лучшие произведения русской и зарубежной драматургии, играли великие актеры: В. Каратыгин, А. Мартынов, Е. Семенова, П. Стрепетова, М. Дальский, М. Савина, В. Комиссаржевская, В. Давыдов, Ю. Юрьев.

Пришел век XIX. Согласно постановлению и правилам внутреннего управления Императорской театральной дирекции с 3 марта 1825 года это – Российская драматическая труппа Императорских Санкт-Петербургских театров.

Началась Первая мировая война. Город переименовался в Петроград, Императорские театры теперь в нем – Петроградские. После февральской революции с 6 марта 1917 театр стал Русской драматической труппой Государственных Петроградских театров.

С 9 февраля 1937 года, когда вся страна отмечала столетие со дня гибели А.С. Пушкина, по постановлению ЦИК СССР, театр зовется Государственным академическим театром драмы имени А.С. Пушкина. Наконец, с 23 декабря 1991 года согласно Уставу театра он – Российский государственный академический театр драмы имени А.С. Пушкина.

Широко известно название театра по зданию – Александринский: 13 августа 1832 года указом Николая I новое строение в центре столицы было так названо в честь его жены Александры Федоровны.

Этим театром правит здание. Правит Росси. Правит торжественный белоколонный фасад с квадригой Аполлона. Правит зал с изумительной акустикой, где с любого места слышен даже шелестящий шепот на сцене, где слова льются без всякого видимого напряжения. Правит золоченый портал, словно предназначенный быть вечной эстетической рамой спектаклю. Правят легенды и были этой сцены. Этот театр сам правит собой. И своими актерами, разными и порой такими непохожими друг на друга. Правит режиссерами – хотят они того или не хотят. Правит публикой, которая в разные времена была разной, но всегда – гостьей.

БДТ

Большой драматический театр открылся 15 февраля 1919 года трагедией Ф. Шиллера «Дон Карлос». Осенью 1918 года комиссар по делам театров М.Ф. Андреева подписала декрет о создании в Петрограде Особой драматической труппы – так первоначально назывался театр, известный сегодня во всем мире под аббревиатурой БДТ.

На должность председателя Директории Большого Драматического был назначен А.А. Блок, главным идейным вдохновителем нового театра стал М. Горький. Свои выступления БДТ начал в Оперной студии консерватории. Именно там впервые прозвучали страстные монологи маркиза Позы, обличающие тиранию и деспотизм и воспевающие свободу.

Творческую программу театра сформулировал Горький: «В наше время необходим театр героический, театр, который бы поставил целью своей идеализацию личности, возрождал бы романтизм, поэтически раскрашивал бы человека. На сцене современного театра необходим герой в широком, истинном значении понятия, нужно показать людям существо идеальное, о котором весь мир издревле тоскует…».

Выдвинутый Горьким горделивый лозунг «Героическому народу – героический театр!» получил воплощение в репертуаре театра. На сцену БДТ вышли герои Шекспира, Шиллера, Гюго. Ценой собственной жизни они утверждали идеи благородства, самоотверженности, противопоставляя честь и достоинство хаосу и жестокости окружающего мира.

В первые годы жизни БДТ существенную роль в определении его художественного облика играли художники. Каждый из них: и вышедшие из «Мира искусства» А.Н. Бенуа и М.В. Добужинский, и архитектор-монументалист В.А. Щуко делали это по-своему. Но именно они сформировали торжественный, поистине великолепный стиль раннего БДТ.

На долгое время БДТ остается театром актеров – премьеров 1920-х годов. БДТ остро нуждался в лидере-режиссере. В 1930-1950-х гг. в нем появлялись яркие режиссерские индивидуальности. Но, заявив о себе интересными постановками, они по тем или иным причинам достаточно скоро вынуждены были расстаться с театром.

В начале 1956 года Большой Драматический готовился отметить свой тридцать седьмой год рождения. В самый канун праздника в театр пришел новый главный режиссер. В истории БДТ начиналась новая эпоха, имя которой – Георгий Александрович Товстоногов. Тридцать три года Георгий Александрович возглавлял БДТ. Он, подобно зодчему, терпеливо и настойчиво возводил здание своего театра, учитывая возможности труппы в целом и каждого актера в частности, внешние обстоятельства и собственные режиссерские интересы и пристрастия. У него была своя театральная идея и огромная сила созидания. Он создал театр, который на протяжении трех десятилетий оставался одним из лидеров отечественного театрального процесса.

Знаменитая формула «Театр – это добровольная диктатура» принадлежит Товстоногову. Он был диктатором, воле которого подчинялись безоговорочно. Но основывалось это подчинение не на должностном уставном величии, а на силе и непререкаемости творческого авторитета. Он был энциклопедически образованным человеком и о театре знал буквально все. Он был мудр, прозорлив и азартен. Товстоногову, искреннему и последовательному поклоннику системы Станиславского, нравилось лукавое театральное лицедейство. Напористость мысли, сценическая правда соединялись с яркостью театральной формы и составляли магическую притягательность его спектаклей.

Созданные им сценические шедевры – «Идиот», «Варвары», «Горе от ума», «Мещане», «Ревизор», «История лошади», «Три мешка сорной пшеницы», «Тихий Дон», «Дядя Ваня», «На дне», стали эпохальными событиями отечественной культуры, вошли в золотой фонд русского театрального искусства. Умение чутко слушать время, безупречная точность в выборе репертуара, глубина, а подчас и неожиданность трактовки и мастерское воплощение замысла обеспечивали неизменно высокий творческий результат.

По крупицам, личность к личности, он собрал ансамбль уникальных актерских индивидуальностей, составивших лучшую драматическую труппу страны. Роли, сыгранные на сцене БДТ, принесли известность И.М. Смоктуновскому, О.И. Борисову, раскрыли яркие дарования Т.В. Дорониной, С.Ю. Юрского, Е.З. Копеляна, П.Б. Луспекаева, В.И. Стржельчика, В.П. Ковель. Более сорока лет в Большом Драматическом театре играл гениальный русский актер Е.А. Лебедев. И ныне в БДТ по-прежнему играют К.Ю. Лавров, О.В. Басилашвили, А.Б. Фрейндлих, Л.И. Макарова, Н.Н. Трофимов, З.М. Шарко.

23 мая 1989 года в БДТ шла генеральная репетиция нового спектакля. Проведя художественный совет и назначив день премьеры, Георгий Александрович Товстоногов сел в автомобиль, помахал на прощанье рукой и отправился домой. Тогда никто не знал, что видит своего главного режиссера в последний раз. На площади Суворова машина остановилась на красный сигнал светофора. Но когда загорелся зеленый свет, она так и не тронулась с места. Товстоногов умер, умер на пути из театра.

В настоящий момент художественным руководителем БДТ является К.Ю. Лавров.

Открытый театр

Открытый театр или Санкт-Петербургский Государственный Академический театр имени Ленсовета ведет свою историю от 19 ноября 1933 года, когда был сыгран спектакль «Бешеные деньги» А.Н. Островского. В то время театр носил название «Новый». С 1937 по 1947 гг. театром руководил воспитанник К.С. Станиславского народный артист СССР Б.М. Сушкевич.

В 1940 году коллектив театра был направлен на гастроли на Дальний Восток, где его застигла война. В 1945 году театр вернулся в Ленинград, где получил свое нынешнее помещение – здание на Владимирском проспекте, 12. Это здание было построено в 1820-х годах. Изначально это был богатый особняк. Потом он превратился в купеческий клуб – с рестораном, игорным залом, отдельными кабинетами. Впоследствии его стали называть «Игорным Домом».

Говорят, что в «Игорном Доме» была любопытная достопримечательность – пальма, под которой стрелялись «в пух и прах» проигравшиеся игроки. Такое прошлое не могло не оказать влияния на жизнь театральных коллективов, вступавших во владение особняком. Не потому ли в спектаклях театра имени Ленсовета игровая стихия становилась так часто основным содержанием? Стоит хотя бы вспомнить знаменитые шлягеры 70-х годов: «Укрощение строптивой» Шекспира, «Дульсинея Тобосская» Володина, «Левша» Лескова, «Люди и страсти».

С 1951 по 1956 гг. театром руководил выдающийся режиссер и художник Н.П. Акимов. Именно здесь Акимов осуществил первые редакции своих знаменитых спектаклей: «Тени» М.Е. Салтыкова-Щедрина и «Дело» Сухово-Кобылина.

В 1960 году главным режиссером театра был назначен молодой тогда режиссер, ученик Г.А. Товстоногова, И.П. Владимиров. Именно ему удалось в короткий срок вывести театр из кризиса, в который коллектив попал после возвращения Акимова в театр Комедии. Стремительно обновив труппу, создав обширный современный репертуар, Владимиров придал театру неповторимые черты.

Особых творческих успехов театр добился в создании публицистического спектакля, современного синтетического зрелища, в котором сочетаются драматическое и музыкальное действие. В театре имени Ленсовета впервые получил большое развитие жанр мюзикла.

В 70-е и 80-е годы колоссальным успехом пользовались такие спектакли театра, как: «Трехгрошовая опера», «Укрощение строптивой», «»Дульсинея Тобосская», «Люди и страсти», «Трубадур и его друзья», «Игроки».

За те годы, на протяжении которых И.П. Владимиров руководил театром имени Ленсовета, он из начинающего режиссера вырос в одного из ведущих мастеров советской режиссуры, ему было присвоено звание народного артиста СССР. Молодые актеры, которых он привел в театр, стали известными мастерами: А.Б. Фрейндлих, А.Ю. Равикович, Л.Н. Дьячков, А. Петренко, Е. Соловей и многие другие. И.П. Владимирову удалось создать коллектив с неповторимой творческой индивидульностью, пользующийся огромной популярностью у зрителей.

Сегодня театром руководит Владислав Пази. «Вы собираетесь на наши спектакли, - говорит В.Б. Пази, - замечательно! Ибо единственное, без чего немыслим театр – это зритель. Можно выбрать прекрасную пьесу, поставить по ней замечательный спектакль, в котором будут играть лучшие на свете артисты – но все это не будет театром, пока в зале не появится хотя бы один человек. Высшее достижение отечественного театра – это модель театра-дома. В Доме, который построил Игорь Петрович Владимиров, труппа обладает легким дыханием, владеет разнообразными формами сценического куража – от эксцентрики до лирического гротеска. Нам по-прежнему интересен театр, которые не скрывает, что он – Театр. Мы ценим умение «сделать вещь» – будь то глубокая, сложная драматургия или легкомысленный, изящный литературный пустячок. Спектакли рождаются из любви, и мы делаем театр для публики».

Театр им. В.Ф. Комиссаржевской

Театр имени В.Ф. Комиссаржевской расположен в здании Пассажа, концертный зал которого известен с 1942 года.

Академический театр имени В.Ф. Комиссаржевской был основан в блокадном Ленинграде 18 октября 1942 года, поэтому многие жители Петербурга, особенно представители старшего поколения, называют его «Блокадным театром». Театр, возникший в осажденном городе, расположился в здании бывшего торгового помещения XIX века, и работал в течение всей блокады.

Первым спектаклем, сыгранным на сцене «Блокадного театра, стала пьеса Константина Симонова «Русские люди». В театре до сих пор хранятся уникальные материалы: фотографии, на которых запечатлены блокадные постановки театра и люди, сидящие в зрительном зале в ватниках, пуховых платках и зимних пальто, а также стенограммы обсуждения первых спектаклей.

Спектакли, которые ставились в блокадном городе, начинались рано, чтобы зрители и актеры успели добраться домой до начала комендантского часа. Во время бомбежек и артобстрелов актеры вместе со зрителями спускались в бомбоубежище, а когда угроза оставалась позади, возвращались на сцену и доигрывали спектакль. В театре часто не было света, и сцену, на которой играли актеры, освещали лишь карманные фонарики, принесенные зрителями. Кроме того, артисты не ограничивались игрой на родной сцене. Рискуя жизнью, они давали спектакли в военных госпиталях и на линии фронта, поддерживая боевой дух солдат.

После снятия блокады Ленинграда и окончания Второй мировой войны Городской театр продолжал работать: создавались новые постановки, на сцену выходили молодые актеры, зрители с удовольствием посещали театр, который за годы войны превратился в памятник мужественности ленинградцев. В послевоенные годы в театре шли спектакли, поставленные по произведениям Н. Островского, М. Горького, У. Шекспира, Мольера, Б. Шоу.

В 1959 году театру было присвоено имя блистательной петербургской актрисы начала XX века Веры Федоровны Комиссаржевской. В честь этого события на сцене театра была поставлена пьеса М. Горького «Дети солнца», в которой великая актриса когда-то играла.

С 1966 по 1991 год театром руководил Р. Агамирзян. При нем театр получил широкую известность и стал одним из самых посещаемых в городе. Агамирзян был мастером реалистического повествовательного театра. Визитной карточкой Комиссаржевки стала, шедшая здесь многие годы, трилогия А.К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Одним из лучших спектаклей был булгаковский «Дни Турбиных».

Сегодня коллектив театр, которым руководит В. Новиков, гастролирует по всему миру, а в его репертуаре – спектакли, созданные по произведениям как классических и зарубежных драматургов, так и современных авторов.

С 1992 года театр носит название Санкт-Петербургского государственного академического драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской.

Важным направлением в работе театра стал творческий эксперимент, поиск новых форм, работа с молодыми режиссерами. Среди популярных спектаклей – «Месяц в деревне» И.С. Тургенева, «Буря» У. Шекспира, «Дама с камелиями» А. Дюма, «Шут Балакирев» Г. Горина. В 1995 году спектакль «Самоубийство влюбленных на острове Небесных сетей» режиссера В. Пази был удостоен премии «Золотой софит» в трех номинациях: «Лучший спектакль», «Лучшая режиссура», «Лучшее художественное оформление».

Балтийский Дом

Театр Балтийский Дом насчитывает несколько десятков лет своего существования. Творческая биография Театра-фестиваля берет свое начало в 1936 году, когда на базе двух коллективов, рожденных в 20-е годы – Красного театра и Театра рабочей молодежи – был создан Ленинградский Государственный театр имени Ленинского комсомола. В 1991 году он был переименован в Санкт-Петербургский Государственный театр №Балтийский Дом», а спустя девять лет получил статус Театра-фестиваля, чему способствовала многолетняя и успешная практика проведения престижных международных театральных фестивалей.

Деятельность театра всегда носила экспериментальный характер. Сценическое пространство традиционно выполняло функции творческой лаборатории для начинающих и опытных мастеров. Здесь работали режиссеры: В. Кожич, М. Чежегов, Г.А. Товстоногов, П. Хомский, Р. Быков, К. Гинкас, Г. Яновская, - те, кто сегодня составляют славу русского театра. На эту сцену выходили Ю. Толубеев, Е. Лебедев, Т. Доронина, Н. Ургант, О. Басилашвили, Н. Тенякова, О. Даль.

Сегодня Театр-фестиваль «Балтийский Дом» – это крупный театральный холдинг, генеральной линией деятельности которого по-прежнему остается поиск и творческий эксперимент во всех сферах театральной жизни.

Под крышей театра работают два интересных и очень популярных у зрителей творческих коллектива – театр «Фарсы» во главе с Виктором Крамером и Экспериментальная сцена под руководством Анатолия Праудина. Не исключено, что в будущем список жителей «Балтийского Дома» будет расширен.

Театр-фестиваль находится в центре Санкт-Петербурга, на Петроградской стороне. Театр располагает двумя сценами – на 100 и 870 мест, оборудованными устройством для синхронного перевода, помещениями для репетиций, артистическими комнатами и выставочным залом.

Наличие высококвалифицированного творческого, технического и руководящего персонала, современных средств коммуникации позволяет организовывать художественные акции на международном уровне.

«Балтийский Дом» ведет активные поиски в области интерпретации классической и современной мировой драматургии, его афиша отражает стилевое многообразие эстетических поисков и включает в себя постановки последователей различных театральных школ и направлений. На сцене «Балтийского Дома» работают как начинающие, так и опытные режиссера Санкт-Петербурга, Москвы и стран Балтии.

Нельзя оставить в стороне проекты, которые проводит театр «Балтийский Дом».

Цикл«Театр в исторических интерьерах». В рамках данного проекта уже состоялись представления спектаклей по произведениям Д. Мережковского «Тайны Михайловского замка» и «Царственный мистик», посвященные Павлу I и Александру I. Спектакли идут в интерьерах Михайловского замка. В декабре 2002 года состоялась премьера спектакля «Распутин» по дневникам и документам исторических лиц. Партнером «Балтийского Дома» в реализации этого проекта выступил свидетель описываемых событий – знаменитый Юсуповский дворец, где и будет проходить спектакль.

Проект «Балтийская сцена»: петербургские постановки лучших режиссеров стран Балтии. В мае 2002 года состоялась премьера спектакля «Мастер и Маргарита» в постановке литовского режиссера Йонаса Вайткуса. В марте 2003 года в рамках проекта состоялась премьера комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь», постановку которой осуществил Калью Комиссаров (Эстония). Позднее в проекте примут участие Оскарас Коршуновас (Литва), Алвис Херманис (Латвия), режиссеры из Германии, Польши, Швеции.

«Школа современной драмы». Дальнейшая реализация долгосрочного русско-норвежского проекта, целью которого является расширение культурных связей между русскими и норвежскими драматургами, создание общего информационного пространства, активный творческий обмен. Партнером «Балтийского Дома» с норвежской стороны выступит Открытый театр во главе с режиссером Франциской Арслот.

«Блистательный Санкт-Петербург» – некоммерческий проект, направленный на пропаганду петербургского искусства за пределами нашего города – как в России, так и за рубежом. Это своего рода фестиваль, который включает в себя камерные работы разных жанров: театральные спектакли, концерты классической и современной музыки, танец. Все они отличаются высоким художественным уровнем и изысканностью, свойственной петербургской культуре.

У Театра-фестиваля «Балтийский Дом» сложились прочные творческие связи с различными театральными и культурными организациями Европы. Сегодня это практически единственная в своем роде структура, планомерно и масштабно работающая над восстановлением и укреплением культурных связей между Россией и странами Балтийского региона, другими европейскими странами, способствующая созданию единого информационного, культурного пространства.

Молодежный театр на Фонтанке

История Измайловского сада, где находится театр, началась в начале ХХ века. «Крестным отцом» его можно считать предприимчивого ярославца П.В. Тумпакова. «Новый хозяин» Измайловского сада сломал в нем все постройки и построил театр с партером под крышей, а при входе разбил громадный цветник из живых и искусственных цветов. Вечером в этих цветах зажигались лампочки, сад наполнялся разноцветными огоньками.

Веранда была отделана зеркалами и декоративными панно: театр легкой и воздушной конструкции, весь залитый светом, встречал зрителя большим занавесом, сплошь разрисованным крикливыми рекламами. Цены на билет в театр были вполне доступны по тем временам, а те, кому они были не по карману, могли, гуляя по вечерам вдоль Фонтанки, послушать любимые мелодии бесплатно. Деревянный театр легко «пропускал» их сквозь стены.

Новый театр и Измайловский сад стали излюбленным уголком отдыха горожан. Здесь все было неподражаемо: голос Вяльцевой и ставший любимцем публики Николай Монахов. Лучшая исполнительница шансона Чарова и лучший автор-куплетист, исполнитель сенсационных пародий Молдавцев. Здесь любили удивляться и умели удивлять.

Театральные традиции сада сохранялись вплоть до 1940-х годов, после чего здание театра перепланировали под искусственный каток, функционировавший до конца 1970-х.

Санкт-Петербургский государственный Молодежный театр на Фонтанке был основан в 1979 году режиссером Владимиром Малыщицким. Вошли в историю его легендарные спектакли «Отпуски по ранению», «И дольше века длится день», «Сто братьев Бестужевых». С первых своих представлений театр стал любимцем интеллигенции и студентов. Импонировал его репертуар – инсценировки произведений лучших современных прозаиков.

Вслед за В. Малыщицким, главным режиссером Молодежного театра стал любимый ученик Г.А. Товстоногова Ефим Падве. Театр сохранил свое название, труппу и некоторые спектакли, но внутренне изменился: иной была индивидуальность его творческого руководителя. Сохранился высокий уровень драматургии, интерес к современности. Но не публицистика, а тончайший психологизм жизни человеческого духа привлекал Ефима Падве. Его любимым драматургом был Александр Вампилов. «Утиная охота» – одна из лучших постановок этого режиссера и один из лучших ленинградских спектаклей 80-х годов.

Падве был влюблен в театр романтический и зрелищный (он поставил рок-оперу «Сирано де Бержерак»), в театр музыкальной импровизации (спектакль-кабаре «Звучала музыка в саду» – ностальгия и воспоминание об эстраде начале века). Незатейливая пародия на репертуар дореволюционного театра-буфф в Измайловском саду за десять лет наполнилась новым смыслом и превратилась в историю Молодежного театра и его актеров. Менялись исполнители, сокращалось количество номеров, но по-прежнему представление собирало полные залы.

«Вечер» А. Дударева, «Пять углов» С. Коковкина, «Игрок» Ф.М. Достоевского в постановке Е. Падве получили награды различных фестивалей и конкурсов, а спектакли «Сирано де Бержерак», «Утиная охота», «Звучала музыка в саду» и «Концерт фронту» принесли театру известность за рубежом. Успешные заграничные гастроли, очереди за билетами, тянувшиеся через весь сад – свидетельство феноменальной популярности Молодежного.

В 1989 году театр возглавил Семен Спивак. С приходом С. Спивака началась эпоха лирико-философских спектаклей. Классические пьесы «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольера, «Гроза» А.Н. Островского, «Трехгрошовая опера» Б. Брехта неизбежно вызывали острую полемику. Потом были знаменитая «Маркиза де Сад» Ю. Мисимы – философский спектакль о борьбе добра и зла; «Крики из Одессы» И. Бабеля – спектакль необычайного драматического накала; нежная изысканная «Касатка»; «Дни Турбиных» М.А. Булгакова и «Жаворонок» Ж. Ануя.

Тонкая жизнь духа, внимание к внерациональному началу в человеке, раскованность формы – главные приметы режиссерского стиля Семена Спивака. Театр Спивака отличает особая доверительная интонация. В нем всегда кипела творческая работа, сохранялось актерское братство. Все спектакли этого театра отличаются яркой художественной формой, они обладают изысканностью, динамикой.

Молодежный театр на Фонтанке – один из самых популярных в городе. В 1998 году Семен Спивак был объявлен одним из 16 лучших петербуржцев: ему была вручена ежегодная премия «Люди нашего города» в номинации «Лучший режиссер».

 

Заключение

Актуальность курса «Рецензирование театральных спектаклей и концертно-зрелищных представлений» связана с двумя проблемами: особенностями личностного театрального восприятия и спецификой петербургской театральной культуры.

Необходимость изучения влияния театра, его пространства и духовности на внутреннюю культуру студентов потребовало изучения особенностей театрального искусства

Потребность тщательного изучения и анализа именно петербургской театральной культуры сегодня очень велика, поскольку культура Великого города не теряет своей уникальности и сегодня в столь непростой политической и социально-экономической ситуации.

Петербург живет своей особой жизнью, у него свои театральные традиции, которые отличаются от других городов России и являются национальным достоянием, которое необходимо сохранять и беречь.

Зачем студентам академии театральное искусство, что таит оно в себе? В чем его притягательная сила? Почему так действует на нас его магия?

Театр в состоянии выявить и подчеркнуть индивидуальность, неповторимость, единственность человеческой личности, независимо от того, где эта личность находится – на сцене или в зале. Осмыслить мир, увязывая прошлое, настоящее и будущее как целостный опыт человечества и каждого человека, установить закономерности бытия и предвидеть грядущее, ответить на вечные вопросы: «Кто мы?», «Зачем и для чего живем на Земле?» – всегда пытался театр.

Драматург, режиссер, актер говорят зрителю со сцены: «Вот как мы это ощущаем, как чувствуем, как мыслим. Объединись с нами, воспринимай, думай, сопереживай – и ты поймешь, что такое на самом деле жизнь, которая окружает тебя, что ты есть на самом деле и каким ты можешь и должен стать».

Для современной педагогики возможности театра трудно переоценить. Этот вид учебной деятельности широко и плодотворно использовался в учебной практике прошлых эпох, известен как жанр от Средневековья до Нового времени. Театр способствовал решению целого ряда учебных задач: обучение живой разговорной речи; приобретение известной свободы в обращении; «приучение выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников». А.Н. Радищев называл школьный театр «театром пользы и дела и только попутно с этим - театром удовольствия и развлечения».

Театр является средством развития творческих задатков и способностей студента как в области восприятия и оценки произведений искусства, так и в собственном творчестве. Он развивает активность внимания, наблюдательность, умение фантазировать. Он завораживает своей эмоциональностью, органичностью, непосредственностью.

В процессах рождения педагогики совместного поиска «целостного человека», осваивающего мир всем комплексом своих возможностей – пластикой, голосом, словом – театр «обнимает» собою весь учебный процесс, в котором каждая лекция мыслится спектаклем, преподаватель – актером и режиссером, а студенты – сотворцами.

В настоящее время почти в каждом высшем учебном заведении есть театр. Но, несмотря на различные формы - факультатив, драматический кружок, студия - театр, как правило, не является частью учебного процесса, а существует как дополнительное образование. Хорошо это или плохо? Это данность, с которой пока приходится считаться. А, собственно, почему? Уже многие и многие учителя-подвижники осознали, что ситуацию необходимо изменять. Они понимают: учебный процесс, обогащенный элементами театральной педагогики, является будущим современной высшей школы. Именно их поиски и открытия, мучения и сомнения позволяют верить в то, что театральное искусство не останется на «задворках» образования.

Вопросы к экзаменам:

1. Слово о театре

2. Художественное восприятие как сотворчество зрителя, слушателя

3. Основные компоненты художественной целостности спектакля

4. Концерт, представление как целое

5. Виды, разновидности концертов, их особенности

6. Требования к концертной программе

7. Спектакль, концерт как социокультурное событие

8. Взаимодействие «произведение – зритель»

9. Сценарно-драматургическая основа представления

10. Пространственно-изобразительное решение спектакля, концерта

11. Мизансцена: значение, возможности

12. Пластика и жест в спектакле, концерте

13. Световое решение спектакля, концерта

14. Музыка и звук в спектакле, концерте

15. Взаимодействие «исполнитель – зритель»

16. Художественная индивидуальность исполнителя и роль

17. Спектакль, концерт в контексте культуры

 

Список литературы:

1. Абалкин Н. Рассказы о театре. – М., 1981.

2. Авров Д.Н. Спектакль и зритель. – М., 1985.

3. Анализ и интерпретация художественного произведения /под ред. Яковлевой Н.Я. М.: Высшая школа, 2003.

4. Васильева Т.И. Технические средства в художественно-зрелищном мероприятии. – СПб. – 1992.

5. Кагарлицкий Ю.И. Театр на века. – М., 1987.

6. Клитин С.С. Как смотреть спектакль. – М., 1961.

7. Клитин С.С. Режиссер на концертной эстраде. – М., 1971.

8. Клитин С.С. Эстрада. Проблемы теории, истории и методики. Учебное пособие. – Л., 1987.

9. Ключников Н. Работа режиссера над постановкой. – М., 1976.

10. Козюренко Ю.И. Звуковое оформление спектакля. – М., 1973.

11. Попов А.Д. Художественная целостность спектакля. – М., 1983.

12. Ремез О.Я. Пространство и время спектакля. Мастерство режиссера. – М., 1983.

13. Свобода Й. Тайна театрального пространства.

14. Смышляева В.С. Техника обработки сценического зрелища. – М., 1922.

15. Сорочкин Б.Ю. Театр между прошлым и будущим. – М., 1989.

16. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. – Л.: Искусство. – 1984.

17. Туманов И. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. – М., 1976.

18. Форман Милош. Круговорот. – М.: Вагриус. – 1999.

19. Шверубович В.В. Режиссер и оформление спектакля. – М., 1965.

20. Шкап Л.Ц. Световое оформление спектакля. – М., 1975.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 588. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия