Лекция № 3. Спектакль, концерт как целое:
Спектакль, концерт как целое: Художественные особенности План 1. Художественная целостность спектакля. 2. Искусство режиссера. 1. Художественная целостность спектакля. Большое впечатление от спектакля может быть следствием ряда причин. Захватила пьеса своей идеей. Театр верно и умело раскрыл драматическое произведение. В сочетании с хорошей пьесой увлекла великолепная игра отдельного талантливого актера. И, наконец, спектакль доставил большое удовольствие остроумием, выдумкой режиссера и эффектными декорациями. Гораздо реже приходится испытывать эстетическое наслаждение от спектакля в целом, когда трудно даже разобраться в своих впечатлениях, получаемых от отдельных элементов, слагающихся в сумму художественного воздействия. Впечатление от спектакля в целом так неотразимо, что мы не можем отдельно думать о пьесе, или об актерах, или о работе режиссера и художника спектакля. Когда произведение сценического искусства является плодом усилий целого коллектива самостоятельных художников, когда эти усилия сливаются в единую симфонию, тогда мы перестаем различать труд отдельных создателей спектакля и отдаемся своим жизненным ассоциациям, непосредственно вовлекаемся в сценические события, творческая фантазия наша развивает и обогащает происходящее на сцене. Понятие художественной завершенности спектакля целиком относится к категориям неповторимых эстетических качеств. Процесс вызревания художественного целого начинается с четкого замысла режиссера. А замысел строен, конкретен, верен и в то же время безгранично свободен тогда, когда он возникает и покоится на сверхзадаче писателя-драматурга, на проникновении в природу темперамента автора, характер его видения и, наконец, художественную манеру драматургического выражения. Сценическая атмосфера спектакля понимается как воздух, которым дышат персонажи. Отдельный актерский образ, самостоятельно существуя, в то же время только фрагмент в целом полотне спектакля. Мизансцена, точно так же выявляя собой пластический образ отдельного действия или события в пьесе, поднимается часто до обобщающего символа главной идеи спектакля. Лаконизм выражения режиссерских мыслей способствует монолитности и упругости формы спектакля. Сотворчество зрителя с театром завершает спектакль. Неповторимая прелесть театра в единстве фантастической иллюзии и источника глубоких раздумий о жизни, о назначении человека.
2. Искусство режиссера. Скрытым волшебником и одновременно мыслителем в театре является режиссер. В его руках находятся все нити от сложной машины театра. А если этого нет, то все начинают играть, кто во что горазд и на этом пути стараются перекрыть друг друга, художник забывает актеров, актеры – друг друга. Суть искусства режиссера в том, чтобы объединять творческие усилия большого театрального коллектива художников. Художественное кредо определяется способностью режиссера к образному мышлению и умению это мышление выражать языком театра; решающее значение в этом имеет характер творческих взаимоотношений режиссера с актером. К.С. Станиславский: «Режиссер – это не только тот, кто умеет разобраться в пьесе, посоветовать актерам, как ее играть, кто умеет расположить их на сцене в декорациях, которые ему соорудил художник. Режиссер – это тот, кто умеет наблюдать жизнь и обладает максимальным количеством знаний во всех областях, помимо своих профессионально-театральных». В.И. Немирович-Данченко: «…Режиссер – существо трехликое: 1) режиссер-толкователь; он же показывающий, как играть; так что его можно назвать режиссером-актером или режиссером-педагогом; 2) режиссер-зеркало, отражающее индивидуальные качества актера; 3) режиссер – организатор всего спектакля. Публика знает только третьего, потому что его видно. Видно во всем: в мизансценах, в замысле декоратора, в звуках, в освещении. Режиссер же толкователь или режиссер-зеркало не виден. Он потонул в актере. Самая большая награда для такого режиссера – это когда актер забудет о том, что он получил от режиссера, до такой степени он вживается во все режиссерские показы. Режиссер-зеркало. Важнейшая его способность – почувствовать индивидуальность актера, непрерывно в процессе работы следить, как в нем отражаются замыслы автора и режиссера, что ему идет и что не идет, куда его клонит фантазия и желания и до каких пределов можно настаивать на той или иной задаче. Одновременно и следовать за волей актера, и направлять ее, направлять, не давая чувствовать насилия. Уметь не оскорбительно, любовно, дружески передразнить: вот что у нас выходит, вы этого хотели? Чтобы актер воочию увидел себя, как в зеркале. Режиссер-организатор вводит в свой горизонт все элементы спектакля, ставя на первое место творчество актеров, и сливает его со всей окружающей обстановкой в одно гармоническое целое. Именно режиссер призван давать всем образам спектакля общую согласованность, а действиям – естественную логическую закономерность и, наконец, всем частям спектакля – необходимую соразмерность. Воплощая на сцене реальную жизнь людей, театр старается воссоздать историческую, общественную, бытовую среду, в которой они существуют. Через взаимодействие человека с окружающими людьми и с обстановкой возникает сценическая атмосфера. Характер мышления человека, темпо-ритм его жизни и, наконец, психофизическое самочувствие способствуют выявлению атмосферы времени, в котором он живет. Каждому делу, месту и времени присуща своя атмосфера, связанная именно с этим делом, местом и временем. Атмосфера – это воздух времени и места, в котором живут люди, окруженные целым миром звуков, красок и всевозможных вещей. Творческое лицо театра определяет репертуар. Без него нет живого искусства. Первейший долг театра – отражать то, что сегодня волнует человека, что его радует, тревожит, печалит. Сам выбор пьесы, ее художественная трактовка, страстность, с которой раскрывается театром идея произведения – все это дает новую, неожиданную жизнь пьесе, она может зажечь сердца зрителей или оставить холодными. Пьеса получает на сцене подлинное рождение. Но это возможно, когда режиссер и театр выступают как самостоятельные художники, имеющие свое мировоззрение, творческое лицо, свою тему в искусстве. Зависимость искусства режиссеров и актеров от пьесы слишком очевидна. Но часто ведущую роль драматургии они понимают как ведущую роль драматурга, что далеко не одно и то же. Чем же отличается позиция режиссера от позиции драматурга? Воображение драматурга, замышляющего пьесу, отталкивается от событий и характеров самой действительности, а творческая фантазия режиссера – от впечатлений; с одной стороны, от прочитанной пьесы, а с другой – от эмоциональных воспоминаний пережитого в жизни. А возбудителем этих воспоминаний и явилась прочитанная пьеса. Но видит свой будущий спектакль режиссер так же, как видит автор еще не написанную пьесу. Вопросы для самопроверки: - Из каких компонентов состоит целостность спектакля? - В чем суть искусства режиссера? - Вспомните определение профессии «режиссер» (по Немировичу-Данченко). - Чем режиссер-зеркало отличается от режиссера-толкователя?
|