НОВЫЕ ЛИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИМИТАЦИЯ. 1. Этап подготовки исследования
Ж.Т. ТОЩЕНКО НОВЫЕ ЛИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИМИТАЦИЯ ТОЩЕНКО Жан Терентьевич - член-корреспондент РАН, декан и зав. кафедрой теории и истории социологии социологического факультета РГГУ, гл. редактор журнала "Социологические исследования "(E-mail: socis@isras.ru). Вместо введения. Если рассмотреть по существу теоретические концепции современной социологии, когда они претендуют на анализ и обобщение результатов эмпирических исследований, то в большинстве случаев они опираются на изучение трех компонентов - общественное сознание, деятельность (поведение) и условия (экономические, социальные, политические, духовно-культурные), в которых протекают эти сознание и деятельность [Подробнее см.: Бауман, 1996; Бергер, Лукман, 1996; Волков, 2009; Левада, 1993; Молевич, 2005; Тощенко, 2011; Турен, 1998]. Даже в случае, если предметом социологии называются социальные отношения, социальная структура, социальные общности и т.д., все равно ключевым понятием выступают действия, деятельность человека в их личностном, групповом, общественном измерении. [См.: Гидденс, 2004; Здравомыслов, 2010; Кравченко, 2007; Лапин, 2006; Миллс, 2001; Не-мировский, 2003; Осипов, 2010; Руткевич, 1995; Штомпка, 1996; Ядов, 2011]. На наш взгляд, традиционное представление об общественном сознании и деятельности нуждается в существенном, даже коренном пересмотре, исходя не из классической трактовки их содержания, а исходя из современной реальности, которая олицетворяет происходящее вокруг нас. Дело в том, что одной из характерных и специфических особенностей современной общественной жизни в мире, в том числе в России, стали процессы, которые отражают подмену деятельности во всех ее проявлениях имитацией как на всех уровнях организации общественной жизни - на федеральном, региональном и местном, так и во многих организациях и даже в личностном исполнении. Беспристрастный анализ показывает: имитация во все большей мере пронизывает буквально все сферы жизни общества: и политику, и экономику, и культуру, и социальную жизнь. Происходит чудовищный, гигантский по масштабам процесс, который некоторые исследователи стали называть симулякром (Ж. Батай, затем Ж. Делёз и Ж. Бодрийяр), текучей повседневностью (3. Бауман), кентавризмом (Ж. Тощенко), перформансом (заимствовано из сферы искусства). Этот процесс выражается и в социологических терминах. Здесь данные Института социологии и ИСПИ РАН, на наш взгляд, дают обобщающую картину имитации всего и вся, что происходит в современном российском обществе. Во-первых, 37% часто и 48% иногда испытывают стыд за нынешнее состояние страны; во-вторых, 46% часто и 46% иногда чувствуют несправедливость происходящего вокруг [Двадцать лет реформ... 2011:60]. В-третьих, 45% убеждены, что государство защищает интересы богатых, 43%- интересы государственной бюрократии и только 1% и 9% - соответственно интересы бедных и средних слоев [Левашов. 2011:21]1. Чтобы разобраться в сущности и специфических особенностях процесса имитации, напомним смысловую трактовку этого слова. Термин "имитация" многозначен. 1 В статье даются ссылки на данные репрезентативных исследований, проводимых Левада-Центром, ВЦИОМ, ИСПИ РАН, РАНХ и ГС. Так как общеизвестны принципы их выборки, автор считает возможным в данном случае не приводить их.
Причины имитации. Анализ существовавших и существующих имитаций в жизни многих обществ показывает, что этот феномен нередко наглядно и выпукло отражает пороки, болезни и помехи в функционировании всех без исключения общественных процессов, прежде всего, в политике и экономике, а как следствие в социальной и духовной жизни. В современной жизни имитация часто становится плодом деятельности (сознательной или неосознанной), когда создаются искусственные условия процессов и явлений, предназначенных для достижения специфических (корыстных), мнимо общественно значимых, групповых или корпоративных целей. В таких условиях происходит неконтролируемое, стихийное развитие общества и государства на всех уровнях, что несет угрозу их существованию, их деградации, а предпринимаемые попытки справиться с потоком проблем не дают ожидаемого эффекта. Имитация становится возможной потому, что нет четко очерченной стратегической цели, нет научной базы. История знает успехи стран, когда те руководствовались в своем развитии четко сформулированными, научно-обеспеченными долгосрочными целями, будь то становление и возрождение немецкого государства - ФРГ, бурное развитие Сингапура, Малайзии, Южной Кореи, феномен японского чуда, сегодняшний подъем Китая. В этих странах реальность политики соответствует потребностям времени. Там не было нужды вводить в действие механизмы, обеспечивающие доказательства верности избранного политического курса вопреки объективной логике развития общества. В этом смысле введение новой экономической политики в молодой Советской России было проявлением не просто мудрости или догадки, а научности избранного курса, который сломал предшествующую политику военного коммунизма (само по себе самоотверженный поступок), но обеспечило выход страны на довоенные (1913 г.) показатели к 1925/26 году, т.е. через 4-5 лет после окончания гражданской войны, а рубль стал конвертируемым ("золотой червонец"). Отсутствие стратегического видения развития страны характеризует период правления Брежнева, перестройку Горбачева и всю политику в постсоветской России, которая за 20 лет существования так и не восстановила рубежей, которыми обладала в 1990 г. Имитация становится возможной тогда, когда нет лидеров, нет руководителей и политических сил, которые бы взяли на себя историческую (не только личную) ответственность за проводимый политический курс и будущее страны. Если вернуться к успехам выше названных стран, то лидерами, обеспечившими их успешное развитие, стали Л. Эрхард и К. Аденауэр в ФРГ, Ли Куанг Ю в Сингапуре, Дэн Сяопин в Китае. Они и возглавляемые ими политические силы осуществили масштабные преобразования, внесли серьезные коррективы и принципиальные изменения в проводимую до них политику. Все это обеспечило доверие либерально-демократической партии в Японии, Коммунистической партии в Китае, политическим партиям в других успешных странах. Авторитет лиц и политических партий, осуществлявших преобразования, был столь высок, что принадлежность к этим творческим силам вызывала поддержку народа этих стран, что позволило быть реальной силой, обеспечивающей развитие страны. Имитация процветает в условиях, когда нет устойчивой обратной связи с народом, когда не считаются с его мнением, не советуются с ним, а предлагают ему руководствоваться решениями функционеров, которые стоят у власти. Обратную связь недостаточно понимать только как участие в избирательной компании. Ей во многом способствуют другие формы проявления мнения народа: референдумы, местное самоуправление, поддержка общественных организаций и объединений. Среди причин, порождающих имитацию, можно назвать желание политических и экономических сил сохранить власть, удержать ее во что бы то ни стало, обеспечить
Все эти причины порождают механизмы появления и использования имитации. Рассмотрим ее формы и методы. Демагогия. Демагогия проявляет себя, прежде всего, ничем не аргументированными и нередко безответственными утверждениями. Российская власть неоднократно громогласно заявляла о приверженности демократии, о том, что, наконец-то, будет построено свободное общество, где каждый может в полной мере реализовать свои возможности, проявить творческие способности при полной поддержке как можно большего количества добровольных организаций, в том числе политических. Но что происходило на самом деле? В 1990-е годы возникли десятки партий, представляющих зачастую интересы только их создателей. Так в парламентских выборах в 1996 г. официально участвовали 43 партии и общественно-политические движения из 195 зарегистрированных и из 96 подавших заявки на участие. Примечательно: около 20 приглашений, посланных созданным партиям, вернулись обратно из-за отсутствия адресата. Еще большая имитация новых политических партий разгорелась в преддверии дефолта. Особенно отличились "борцы" за демократию - радикальные либералы. Воспитанники гнезда Ельцина-Гайдара: Юшенков, Кириенко, Немцов, Хакамада, Боровой и другие персонажи, - создали каждый для себя по партии с привлекательными, на их взгляд, названиями. Квазидеятельность этих партий привела не только к постепенному их исчезновению, а к полной дискредитации феномена многопартийности. Нечто подобное происходит в 2010-е годы. После акций протеста в связи с нарушениями закона в ходе очередных выборов в Государственную Думу, с ростом недовольства значительной части населения происходящими преобразованиями в обществе, беспрецедентной по безответственности политикой правящей партии "Единая Россия" было заявлено о проведении очередной политической реформы. Среди ее мер - облегченная регистрация политических партий; достаточно 500 членов во всей стране. И в мае 2012 г. в Минюсте РФ появилось около 170 заявок, к том числе- с экзотическими названиями: партии дружбы, эзотерики, любви и т.д. и т.п. Очевидно размывание политического поля, его дальнейшая фрагментация, отвлечение людей на видимость волеизлияния при отсутствии шансов реального участия в законодательных и представительных органах власти. На деле это ведет к снижению влияния оппозиционных сил и к усилению партии власти. Иначе говоря, манипуляции с политическими партиями не что иное, как попытки обещать желаемое, но на деле лишь имитирующие заботу о демократии. Результат таков: в 1990-2000-е годы политическим партиям не доверяли от 50 до 68% россиян [Левашов, 2011:15]. Демагогия характеризуется лицемерным подлаживанием под вкусы обывателей для достижения политических целей. Особенно это видно при попытке реализовать конституционное право не только избирать, но и быть избранным. Этому праву был нанесен мощный удар немыслимым количеством самовыдвиженцев в президенты республик, губернаторы, мэры, в депутаты всех уровней. Среди последних не редки были люди с сомнительным психическим здоровьем и даже с криминальным прошлым. Эти деятели, поддержанные "денежными мешками", обещали народу немыслимые блага и помощь в случае своего избрания (или их клевретов). Они нередко легко выигрывали выборы по одномандатным округам и даже губернаторские посты. Лесть, порой превышавшая разумные пределы, достигала цели, например, при избрании мэром Нижнего Новгорода криминального авторитета Климентьева или проведении в депутаты Госдумы шутов из партии Жириновского. Как отмечал А. Солженицын в программ-
Демагогия сильна извращением сути дела. Так, местное самоуправление было провозглашено - даже в Конституции как - место и организация, где люди могли бы проявить свои возможности в наиболее полном виде как хозяева своей судьбы. Но в реальности оно влачило жалкое существование, по сути, являясь не самостоятельным образованием, а низшей ветвью государственной власти, к тому же бесправной и финансово нищей, не могущей решить элементарные проблемы повседневной жизни населения. "Разгул" демагогии дополняла несогласованность принципов политического строительства между Конституцией РФ и конституциями почти всех республик, уставами краев и областей. В результате только от 2 до 4,6% людей убеждены, что могут влиять на государственную жизнь, участвовать в управлении обществом [Бойков, 2010: 34]. Демагогия проявила себя и в умышленном искажении сути процессов или подменой их сущности суррогатами - симулякрами. Попытки в 2000-е годы изменить и улучшить образ демократии сначала породили определенные надежды, связанные с властной вертикалью, ибо безбрежность либеральной демократии создала угрозу распада России в условиях, когда слова о демократии становились все более и более декларативными. Но в годы правления Д. Медведева под его слова о приверженности демократии разгонялись митинги недовольных, пусть и выступающих со специфическими и даже неприемлемыми для политического истеблишмента целями. Причем подавление приводило к противоположному эффекту: действия кучки людей становились достоянием общественности, тиражировались СМИ, завоевывали поддержку общественного мнения, как в случае с "Pussy Riot" [Россияне..., 2012]. Демагогия проявляется в пренебрежительном отношении к политическим оппонентам. Особенно наглядно это проявилось в деятельности правящей партии "Единая Россия", которая высокомерно отказывалась участвовать в дебатах с другими партиями, утверждая: "А о чем с ними спорить?". Ее руководители отвергали законодательные инициативы политических оппонентов, хотя ряд их предложений через некоторое время присваивались, выдавались за свои. Эта партия стала диктовать или быть рупором идей и рекомендаций, спущенных "сверху". Не удивительно, что такое поведение породило в народе недовольство ее деятельностью, а затем и отвержение. Социологические службы регистрировали постепенное снижение авторитета "Единой России". Появились и первые оскорбительные мнения о ней, как о партии жуликов и коррупционеров (А. Навальный). Результат такого курса- члены "Единой России" на выборах в Москве в декабре 2011 г. дистанцировались от партии и надели на себя личину самовыдвиженцев, так как имидж партии вредил их избирательной кампании. Вопрос: кто олицетворяет преобразования и с каким моральным авторитетом он действует - является одним из показателей, способствующих распространению имитации или ограничивающих ее. В этих условиях становится понятным, почему ни одну политическую партию не хочет поддерживать почти каждый третий гражданин России (29%) [Левашов, 2011: 9]. В то же время 71% людей считают, что оппозиция необходима для нормального развития страны, причем 39%, т.е. почти в два раза меньше, отмечают, что она реально существует [Общественное мнение... 2009: 101]. Огромный "вклад" в имитацию демократии внес правящий класс и его партия "Единая Россия" дискредитацией института выборов путем фальсификаций, нарушения процедур, подтасовок, вброса бюллетеней, подмены протоколов и т.д. В результате по итогам выборов в Государственную Думу в декабре 2011 г. "Единая Россия" утратила конституционное большинство, а, по мнению экспертов, полученное простое
Именно демагогия привела к тому, что слово "демократия" стало в народе еще более ругательным, чем слово "коммунизм". В 1990-2000-е годы в глазах от 38 до 48% опрашиваемых советская политическая система была лучше, лучше нынешней (ее поддерживали от 8 до 25%). Пороки сложившейся псевдо-демократии привели к тому, что 59% россиян стали выступать за порядок, даже "если для его достижения придется пойти на некоторые нарушения демократических принципов и ограничения личных свобод". В то же время за "демократию, даже если ее последовательное соблюдение предоставляет определенную свободу разрушительным и криминальным элементам", выступило только 18% [Общественное мнение-2009...2010: 31-32]. Отражением такого отношения к демократии стал сатирический рисунок в одном издании: в переполненном автобусе два ряда кресел не заняты - над ними надпись: "для инвалидов и демократов". Провокация. Одним из продуктивных и наглядных проявлений имитации является использование провокационных акций в реальной политике и в пропаганде, злонамеренное распространение определенной информации для дискредитации противостоящих сил. Провокация используется для привлечения внимания к политическим лицам и силам, которые теряют авторитет, но хотят возвыситься, привлечь возможных сторонников, получить козыри в политической борьбе. В этих целях используются специфические приемы - скандалы, реже заговоры, иногда имитация покушений. В борьбе за голоса избирателей памятна история с лидером некогда существовавшей партии "Экономическая свобода" К. Боровым: он устроил "покушение" на самого себя при возвращении со встречи с избирателями. Это делалось в преддверии выборов в Государственную Думу, хотя прием не принес ожидаемых результатов Боровому и его партии. Подобные трюки не дали эффекта - крошечные партии, созданные под собственные амбиции, имели нулевую или мизерную поддержку - не более 1% [Бойков, 2010: 32]. К подобного вида провокации прибегают и действующие религиозные силы. С крайне радикальными заявлениями выступают ультра-националисты Татарстана, что спровоцировало убийство руководителей мусульманского руководства республики, выступающих за традиционный ислам. Сигнал очень тревожный: нынешняя неспокойная обстановка в Дагестане тоже начиналась с убийства религиозных деятелей, противостоявших воинствующему ваххабизму. Под конфессиональным флагом такие силы идут на провокации, чтобы вернуть себе рычаги влияния и власть. Другим ликом провокации-является подстрекательство, побуждение лиц и/или организаций к действиям, которые могут повлечь тяжелые последствия. Особенно этим отличаются националистические и религиозные силы, вернее, их крайние радикальные представители. Результатом становится не защита национальных или конфессиональных интересов, а ее имитация, что в реальности ведет не к согласованию позиций и устремлений, а к их радикализации. Так, становление новых независимых государств на территории бывшего СССР, лозунги их создания сопровождались вспышкой националистических страстей, породив огромных масштабов миграцию. Только из ближнего зарубежья в Россию эмигрировало более 10 млн. человек; люди продолжают эмигрировать, хотя и не в прежних масштабах [Рыбаковский, 2011]. Помимо личных человеческих потерь (жили в одной стране, а проснулись в другой), произошел крах целых отраслей экономики бывших союзных республик, оставшихся без квалифицированных специалистов, обеспечивающих функционирование производств.
В ходе реализации провокационных действий достигаются результаты и наступают последствия, которые не соизмеримы с первоначальным поводом. Но эти провокации, сопровождающиеся пропагандистским шумом, изощренной идеологической обработкой, создают отнюдь не безобидную имитацию борьбы за демократию, за права человека вопреки провозглашенным международным обязательствам. Фальсификация. В возрастании роли и значения имитации огромная роль отводится фальсификации, которая проявляет себя в нескольких формах. Прежде всего, это преднамеренное искажение информации для оправдания своекорыстных целей и интересов. Олигарх А. Смоленский цинично вспоминает о выборах президента в 1996 г.: "В стране - полная задница. Рейтинг у БэНа (Ельцина - Ж.Т.) ниже плинтуса. Буржуи уговаривают делать ставку на коммунистов. Понятно, что-то надо делать, к кому-то прислоняться. Собрались в Давосе. Терли три дня. Договорились. Скинулись по 50 лимонов зеленых. БАБа (Березовский - Ж.Т.) поставили старшим над коммерсантами, Гуся (Гусинский - Ж.Т.) - за ТВ отвечать, Сашу (Смоленский) - за казну, ну а Чубчику (Чубайс - Ж.Т.) поручили связь с чиновниками. И что вы думаете? Вытянули" [Цит. по: Кива, 2011: 58]. Наиболее ярким примером фальсификации в период избирательной кампании, когда имитируется свободное волеизлияние народа, стал скандал на избирательном участке в г. Москве, где голосовал руководитель партии "Яблоко" Митрохин. На участке, как было официально объявлено, не было подано ни одного голоса за эту партию. Это и подобные ухищрения по воспрепятствованию получению действительных результатов выборов, в конечном счете, привели к массовым акциям протеста зимой и весной 2011-2012 гг., когда пределы фальсификации превзошли все границы. Другая форма фальсификации имитирует реально происходящие процессы и события с корыстной целью изменения их сущности и содержания, вида или свойства. Гигантской имитацией была приватизация, когда провозглашались одни цели, а реализовались групповые, обеспечивая благополучие тех, кто был при или около власти, или кто сумел путем махинаций под прикрытием дыр в законодательстве несказанно обогатиться. И вот обобщенный результат. В России 1% самых состоятельных богатых людей получают 40% всех доходов, тогда как в США тот же 1% располагает лишь 8% национальных богатств [Шкаратан, 2011:80]. Не менее наглядна ситуация с инфляцией. Имитация здесь проявляет себя в колоссальном различии между официальной позицией и тем, как это воспринимает народ. В свое время известный экономист и публицист А. Лившиц предложил ввести такие понятия как инфляция народная (ИН) и инфляция официальная [Лившиц, 2010]. Это тем более важно, что инфляция - одна из острейших социальных проблем, которые волнуют подавляющее количество населения. С гигантскими масштабами инфляции ныне живущие люди, общество столкнулись в начале 1990-х годов при переходе к рыночной экономике: только в 1992 г. цены на многие потребительские товары выросли от 2000 до 5000%. В последующие годы инфляция снизила свои темпы. Тем не менее, она превышала рост доходов и особенно тех, кто жил на фиксированную заработную плату. А это касалось значительной части населения - в основном бюджетников, которые повседневно ощущали несоответствие между тем, что говорилось, и тем, что было на самом деле. Народная инфляция стала мерилом реальной оценки социально-экономической ситуации в стране и соответственно отношения к власти. Схема, по которой Росстат рассчитывает инфляцию, ущербна. Хотя статистики обследуют около 470 товаров (что внешне выглядит солидно и убедительно), методика расчета индекса потребительских цен страдает от манипуляции с ценами, ибо
Еще одна форма фальсификации - искажение сути и сущности происходящих в обществе процессов. Вот пример. "Российская газета" изображает крестьянско-фермерское (?!) хозяйство некоего Н. Чалова: 33 тыс. гектаров сельхозугодий, свыше 5 тыс. коров и бычков, свинокомплекс, три племенных репродуктора и два племенных конезавода, молочный, комбикормовый заводы, мясокомбинат, хлебозавод, магазины по продаже собственной продукции. Сообщается, что у него вскоре вступит в строй суперсовременный мясообрабатывающий комплекс, каких в мире не более трех [Новиков, 2010]. Спрашивается - это, в самом деле, фермер, как подается в газете? Может, ему стоит дать другое название, не фальсифицирующее суть дела, так как это никак не соответствует и не согласуется с положением более двухсот тысяч фермеров, которые, согласно данным Росстата, еще числятся таковыми и из которых только около 100 тыс. пытаются хозяйствовать на земле. Не произойдет никакой фальсификации, если этому хозяйству будет дано название, которое в мире применяют к латифундии или, по крайней мере, к земельным капиталистам. Профанация. Имитация нередко имеет в основе методы профанации, которая выступает, во-первых, как непочтительное отношение к достойному, выражается в опошлении идеи, события или процесса. В этом плане в борьбе мировоззрений в 1990-2000 годы особенно не повезло советскому человеку, на которого были списаны грехи, ошибки и просчеты, которые свойственны человеческой природе вообще. Между тем, именно такой человек был во многом сформирован в период существования советской власти, хотя эта форма власти была не единственной социалистической, которая существовала в мире. В некоторых писаниях радикальных либерал-демократов было модно сравнивать советского человека с булгаковскими шариковыми и швондерами, в других - с платоновскими и замятинскими персонажами, третьи - всячески высмеивали идеалы социалистической идеологии: Павел Корчагин, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, комиссар в пьесе Вишневского и другие герои. В расчет не принимались действующие лица в "Поднятой целине" М. Шолохова, где советские люди выведены во всем многообразии, поэтике и ошибках, в жизненных поисках и верой в светлое будущее. Безобразной и мелочной, а временами и пошлой критикой "совка" опорочивались не только те, кто воевал в годы Великой Отечественной войны, но миллионы людей, освоивших целину, возводивших города и заводы в Сибири и на Дальнем Востоке. Все эти люди вдохновлялись великой идеей - идеей строительства социализма как самого справедливого общества на земле через свое участие в решении конкретных задач - строительстве мощных производственных комплексов, железных дорог, гидро- и теплостанций. (Кстати, такой обобщающей идеи лишена современная российская молодежь.) Конечно, в этот период были и подлецы, и преступники, и карьеристы. Но почему они, по мнению клеветников, представляют образ советского человека или, по их выражению, совка? Если считать
Во-вторых, профанация проявляет себя как извращение, сознательное искажение идеи. Это касается скандального подражательства без учета не только российской специфики, но и российского менталитета. При так называемой монетаризации льгот - при весьма спорной установке - человек и только он отвечает за собственное благополучие - было решено основные социальные льготы приравнять к некоему денежному эквиваленту, который даже при приблизительном подсчете не отвечал реальным затратам населения и которые ни при каком подходе не соответствовали действительности. Именно эти факторы привели к массовому возмущению и даже к активным акциям протеста: 42% категорически выступили против этой реформы и 22% нечего о ней сказать не могли [Двадцать лет реформ...2011: 46]. Такая реакция привела в изумление инициаторов этой акции, приобретшей законодательное закрепление: они хотели в очередной раз "облагородить" народ, приблизить его к достижениям европейской цивилизации, а тот почему-то в очередной раз не ощутил себя осчастливленным. Подражательство, слепое перенесение опыта социальной работы западноевропейских стран лишь усугубило недоверие к властным структурам и ознаменовало еще один шаг к отчуждению от власти. Профанация часто проявляет себя в умышленной подделке. Попытки переложить на плечи народа социальные тяготы особенно проявляются в реформе жилищно-коммунального хозяйства. Она нацелена на то, чтобы все затраты на жилье и его содержание переложить на плечи самих людей. В результате возникли очаги протеста против этого произвола, которые усилили недоверие к власти. В целом же проблемы с ЖКХ в разные годы тревожили от 31 до 57% [Левашов, 2011:3; Двадцать лет реформ... 2011:78]. Как этот закон работает, видно из его воздействия на отдельные группы населения. Например, сельские учителя. С одной стороны, они слышат о своем благородном предназначении, высокой гуманистической роли. С другой стороны, их стремятся лишить десятилетиями сложившихся традиций, когда местные власти заботились о них, предоставляя натуральные льготы по оплате жилья, отопления и электричества. В Воронежской области эти льготы пытались заменить денежными (277 руб. на человека в месяц), в то время как при покупке только угля для отопления зимой требовалось 20-40 тыс. рублей. Такое положение не устраивало учителей, и они потребовали вернуться к прежней практике. Областной суд поддержал их, а депутаты областной думы совместно с руководителями коммунальных служб обвинили учителей в "махровом эгоизме", так как из-за этих акций область могут исключить из программы реформирования ЖКХ. Для возмущенных чиновников важнее формальные требования вышестоящих органов, чем реальное положение сельских учителей [Ягодкин, 2010]. Манипулирование. Мощным средством осуществления имитации является манипулирование общественным сознанием и поведением людей. Главное назначение манипулирования - установка на изменение мировоззрения, что связано с функционированием различных идеологий. Воздействие на мировоззрение осуществляется при помощи разных видов пропаганды, особенно СМИ, которые играли и играют значительную роль в реализации изменений в обществе, в осуществлении переориентации общественного сознания. Однако события в России за последние 20 лет показали, что, несмотря на появление новых методов пропаганды, мировоззренческие установки населения демонстрируют устойчивость: при всех попытках опорочить социализм как идеологию его поддерживают и разделяют его ценности от 30 до 40% населения [Левашов, 2011:7; Двадцать лет реформ... 2011:146]. Манипулирование связано с попытками отвлечь население от насущных проблем мнимо важными и мнимо неотложными делами. Этот феномен проявляет себя в замене реальных дел показными мероприятиями, что стало реальной чертой россий-
Что касается летнего и зимнего времени, то надуманность этих мер опровергается даже тем, что почти все страны мира к ним прибегают, не говоря о том, что в советское время были строго подсчитаны выгоды экономического плана - например, экономия электроэнергии. И вот в 2012 г. после резкого снижения авторитета партии "Единая Россия" заговорили о "неточности", ошибочности этих решений. Опять пошли ссылки на "научные" рекомендации, на "народное" мнение. Точь-в-точь как это делалось, когда эти решения принимались. Особенно этот феномен проявил себя в переименований милиции в полицию. Вместо реальных мер по реорганизации органов охраны общественного порядка дело свели к смене вывесок. Были проигнорированы элементарные научно-методологические требования: если реорганизовывать охрану общественного порядка, то нужны меры по реорганизации всех компонентов правовых органов - и суда, и прокуратуры, и адвокатуры, и следствия. Но вместо комплексного рассмотрения было избрано изменение одного компонента структуры, что позволяет сделать вывод: переименование и даже некоторая реконструкция одного из элементов ни к чему позитивному не приведут. Реальная жизнь это и продемонстрировала. Среди полицейских не уменьшилось число правонарушений, случаев участия в бандитских группировках, нарушения элементарных правил общения не только с подозреваемыми, но и с населением. Вопиющие случаи, повлекшие смерть задержанных, стали с пугающей регулярностью проявлять себя не только в Казани, но и в других городах России. Предметом манипулирования стал образ жизни. Под предлогом и прикрытием лозунгов о глобализации происходит не столько создание чего-то принципиально нового, впитывающего в себя культуру разных стран и народов, сколько американизация этого процесса. Не лучше складывается ситуация с формированием представлений о том, как должен строить свою жизнь россиянин, на кого ориентироваться, с кого брать пример. Если анализировать содержание телеканалов, газет, журналов, т.е. инструментов, которые присутствуют в повседневной жизни населения, можно видеть, что 80-90% времени и пространства занимают передачи об артистах (причем, созданные ради рекламы), "успешных" людях (успех которых сомнителен по методам достижения, но тем не менее привлекателен безграничностью "п
|