НОВЫЕ ЛИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИМИТАЦИЯ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ (2011-2012) № 4 Власова О.А. Социология человека Ирвинга Гофмана: личность как сопротивление 2011 социальному в теориях стигматизации и тотальных институций; Юй Ли Сравнитель №1 Хазагеров Г.Г. Коммуникативная топография общественного мнения; Земнухова 2012 Л.В. Дискуссия в исследованиях науки и техники (STS) о статусе социологического № 2 ИонинЛ.Г., Ожиганов Э.Н. Макс Вебер как повод: курьезы "социальной философии"; 2012 Черныш М.Ф. Парадигмальные основания анализа социального неравенства в пере- ходном обществе; Добролюбов СВ. Коллективный агент и коллективный субъект: некоторые основания концептуализации; Рогозин Д.М., Ипатова А.А. Как быстро, эффективно и безопасно сфабриковать телефонный опрос; Дмитриева А.В. Социальное включение/исключение как принцип структурации современного общества; Козлова Т.З. Мотивация приёма детей-сирот в замещающую (опекунскую) семью; Кажанов О.А. Статистико-социологический метод в российских электоральных исследованиях начала XX века (на примере думских избирательных кампаний 1906-1912 годов); Пашинский В.М. Социология знания как методология исследования социально-исторического развития (на примере поколенческой динамики); Божков О.Б., Протасенко Т.З. Однополые браки - сюжет, который навязывается обществу. Кому-то это надо? Ж.Т. ТОЩЕНКО НОВЫЕ ЛИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИМИТАЦИЯ ТОЩЕНКО Жан Терентьевич - член-корреспондент РАН, декан и зав. кафедрой теории и истории социологии социологического факультета РГГУ, гл. редактор журнала "Социологические исследования "(E-mail: socis@isras.ru). Вместо введения. Если рассмотреть по существу теоретические концепции современной социологии, когда они претендуют на анализ и обобщение результатов эмпирических исследований, то в большинстве случаев они опираются на изучение трех компонентов - общественное сознание, деятельность (поведение) и условия (экономические, социальные, политические, духовно-культурные), в которых протекают эти сознание и деятельность [Подробнее см.: Бауман, 1996; Бергер, Лукман, 1996; Волков, 2009; Левада, 1993; Молевич, 2005; Тощенко, 2011; Турен, 1998]. Даже в случае, если предметом социологии называются социальные отношения, социальная структура, социальные общности и т.д., все равно ключевым понятием выступают действия, деятельность человека в их личностном, групповом, общественном измерении. [См.: Гидденс, 2004; Здравомыслов, 2010; Кравченко, 2007; Лапин, 2006; Миллс, 2001; Не-мировский, 2003; Осипов, 2010; Руткевич, 1995; Штомпка, 1996; Ядов, 2011]. На наш взгляд, традиционное представление об общественном сознании и деятельности нуждается в существенном, даже коренном пересмотре, исходя не из классической трактовки их содержания, а исходя из современной реальности, которая олицетворяет происходящее вокруг нас. Дело в том, что одной из характерных и специфических особенностей современной общественной жизни в мире, в том числе в России, стали процессы, которые отражают подмену деятельности во всех ее проявлениях имитацией как на всех уровнях организации общественной жизни - на федеральном, региональном и местном, так и во многих организациях и даже в личностном исполнении. Беспристрастный анализ показывает: имитация во все большей мере пронизывает буквально все сферы жизни общества: и политику, и экономику, и культуру, и социальную жизнь. Происходит чудовищный, гигантский по масштабам процесс, который некоторые исследователи стали называть симулякром (Ж. Батай, затем Ж. Делёз и Ж. Бодрийяр), текучей повседневностью (3. Бауман), кентавризмом (Ж. Тощенко), перформансом (заимствовано из сферы искусства). Этот процесс выражается и в социологических терминах. Здесь данные Института социологии и ИСПИ РАН, на наш взгляд, дают обобщающую картину имитации всего и вся, что происходит в современном российском обществе. Во-первых, 37% часто и 48% иногда испытывают стыд за нынешнее состояние страны; во-вторых, 46% часто и 46% иногда чувствуют несправедливость происходящего вокруг [Двадцать лет реформ... 2011:60]. В-третьих, 45% убеждены, что государство защищает интересы богатых, 43%- интересы государственной бюрократии и только 1% и 9% - соответственно интересы бедных и средних слоев [Левашов. 2011:21]1. Чтобы разобраться в сущности и специфических особенностях процесса имитации, напомним смысловую трактовку этого слова. Термин "имитация" многозначен. 1 В статье даются ссылки на данные репрезентативных исследований, проводимых Левада-Центром, ВЦИОМ, ИСПИ РАН, РАНХ и ГС. Так как общеизвестны принципы их выборки, автор считает возможным в данном случае не приводить их. Одно из значений - это видоизменение, копирование чего-то. Другое - точное воспроизведение чего-то, особенно в многоголосой музыке. Мы остановимся на той ее интерпретации как подделка, правдоподобие, причем нередко (но не только) умышленная, с целью ввести в заблуждение или скрыть истинные намерения инициаторов псевдодеятельности. Причины имитации. Анализ существовавших и существующих имитаций в жизни многих обществ показывает, что этот феномен нередко наглядно и выпукло отражает пороки, болезни и помехи в функционировании всех без исключения общественных процессов, прежде всего, в политике и экономике, а как следствие в социальной и духовной жизни. В современной жизни имитация часто становится плодом деятельности (сознательной или неосознанной), когда создаются искусственные условия процессов и явлений, предназначенных для достижения специфических (корыстных), мнимо общественно значимых, групповых или корпоративных целей. В таких условиях происходит неконтролируемое, стихийное развитие общества и государства на всех уровнях, что несет угрозу их существованию, их деградации, а предпринимаемые попытки справиться с потоком проблем не дают ожидаемого эффекта. Имитация становится возможной потому, что нет четко очерченной стратегической цели, нет научной базы. История знает успехи стран, когда те руководствовались в своем развитии четко сформулированными, научно-обеспеченными долгосрочными целями, будь то становление и возрождение немецкого государства - ФРГ, бурное развитие Сингапура, Малайзии, Южной Кореи, феномен японского чуда, сегодняшний подъем Китая. В этих странах реальность политики соответствует потребностям времени. Там не было нужды вводить в действие механизмы, обеспечивающие доказательства верности избранного политического курса вопреки объективной логике развития общества. В этом смысле введение новой экономической политики в молодой Советской России было проявлением не просто мудрости или догадки, а научности избранного курса, который сломал предшествующую политику военного коммунизма (само по себе самоотверженный поступок), но обеспечило выход страны на довоенные (1913 г.) показатели к 1925/26 году, т.е. через 4-5 лет после окончания гражданской войны, а рубль стал конвертируемым ("золотой червонец"). Отсутствие стратегического видения развития страны характеризует период правления Брежнева, перестройку Горбачева и всю политику в постсоветской России, которая за 20 лет существования так и не восстановила рубежей, которыми обладала в 1990 г. Имитация становится возможной тогда, когда нет лидеров, нет руководителей и политических сил, которые бы взяли на себя историческую (не только личную) ответственность за проводимый политический курс и будущее страны. Если вернуться к успехам выше названных стран, то лидерами, обеспечившими их успешное развитие, стали Л. Эрхард и К. Аденауэр в ФРГ, Ли Куанг Ю в Сингапуре, Дэн Сяопин в Китае. Они и возглавляемые ими политические силы осуществили масштабные преобразования, внесли серьезные коррективы и принципиальные изменения в проводимую до них политику. Все это обеспечило доверие либерально-демократической партии в Японии, Коммунистической партии в Китае, политическим партиям в других успешных странах. Авторитет лиц и политических партий, осуществлявших преобразования, был столь высок, что принадлежность к этим творческим силам вызывала поддержку народа этих стран, что позволило быть реальной силой, обеспечивающей развитие страны. Имитация процветает в условиях, когда нет устойчивой обратной связи с народом, когда не считаются с его мнением, не советуются с ним, а предлагают ему руководствоваться решениями функционеров, которые стоят у власти. Обратную связь недостаточно понимать только как участие в избирательной компании. Ей во многом способствуют другие формы проявления мнения народа: референдумы, местное самоуправление, поддержка общественных организаций и объединений. Среди причин, порождающих имитацию, можно назвать желание политических и экономических сил сохранить власть, удержать ее во что бы то ни стало, обеспечить свое влияние на общественную жизнь. С этим связано стремление не допустить существования сильной оппозиции, способной при определенных условиях взять власть. Реализация такого сценария приводит к так называемой зачистке политического поля, к авторитаризму, когда целенаправленно создаются условия для удержания власти одной политической группировкой. Отсутствие морального авторитета сил, принимающих решения, создает дополнительные предпосылки для распространения имитационной деятельности по многим направлениям. Все эти причины порождают механизмы появления и использования имитации. Рассмотрим ее формы и методы. Демагогия. Демагогия проявляет себя, прежде всего, ничем не аргументированными и нередко безответственными утверждениями. Российская власть неоднократно громогласно заявляла о приверженности демократии, о том, что, наконец-то, будет построено свободное общество, где каждый может в полной мере реализовать свои возможности, проявить творческие способности при полной поддержке как можно большего количества добровольных организаций, в том числе политических. Но что происходило на самом деле? В 1990-е годы возникли десятки партий, представляющих зачастую интересы только их создателей. Так в парламентских выборах в 1996 г. официально участвовали 43 партии и общественно-политические движения из 195 зарегистрированных и из 96 подавших заявки на участие. Примечательно: около 20 приглашений, посланных созданным партиям, вернулись обратно из-за отсутствия адресата. Еще большая имитация новых политических партий разгорелась в преддверии дефолта. Особенно отличились "борцы" за демократию - радикальные либералы. Воспитанники гнезда Ельцина-Гайдара: Юшенков, Кириенко, Немцов, Хакамада, Боровой и другие персонажи, - создали каждый для себя по партии с привлекательными, на их взгляд, названиями. Квазидеятельность этих партий привела не только к постепенному их исчезновению, а к полной дискредитации феномена многопартийности. Нечто подобное происходит в 2010-е годы. После акций протеста в связи с нарушениями закона в ходе очередных выборов в Государственную Думу, с ростом недовольства значительной части населения происходящими преобразованиями в обществе, беспрецедентной по безответственности политикой правящей партии "Единая Россия" было заявлено о проведении очередной политической реформы. Среди ее мер - облегченная регистрация политических партий; достаточно 500 членов во всей стране. И в мае 2012 г. в Минюсте РФ появилось около 170 заявок, к том числе- с экзотическими названиями: партии дружбы, эзотерики, любви и т.д. и т.п. Очевидно размывание политического поля, его дальнейшая фрагментация, отвлечение людей на видимость волеизлияния при отсутствии шансов реального участия в законодательных и представительных органах власти. На деле это ведет к снижению влияния оппозиционных сил и к усилению партии власти. Иначе говоря, манипуляции с политическими партиями не что иное, как попытки обещать желаемое, но на деле лишь имитирующие заботу о демократии. Результат таков: в 1990-2000-е годы политическим партиям не доверяли от 50 до 68% россиян [Левашов, 2011:15]. Демагогия характеризуется лицемерным подлаживанием под вкусы обывателей для достижения политических целей. Особенно это видно при попытке реализовать конституционное право не только избирать, но и быть избранным. Этому праву был нанесен мощный удар немыслимым количеством самовыдвиженцев в президенты республик, губернаторы, мэры, в депутаты всех уровней. Среди последних не редки были люди с сомнительным психическим здоровьем и даже с криминальным прошлым. Эти деятели, поддержанные "денежными мешками", обещали народу немыслимые блага и помощь в случае своего избрания (или их клевретов). Они нередко легко выигрывали выборы по одномандатным округам и даже губернаторские посты. Лесть, порой превышавшая разумные пределы, достигала цели, например, при избрании мэром Нижнего Новгорода криминального авторитета Климентьева или проведении в депутаты Госдумы шутов из партии Жириновского. Как отмечал А. Солженицын в программ- ном заявлении "Как нам обустроить Россию", "на губернаторских выборах все решали деньги, подкуп, обман, а в некоторых местах - просто мафия, просто криминальные были выборы" [Солженицын, 2001]. Поэтому объяснимо отношение населения к этим процессам: руководителям регионов в 1990-2000-е годы не доверяли от 39 до 62% [Левашов...2011: 15]. В этой ситуации можно согласиться с выводами психоаналитика Отто Прокопа, утверждающего, что в условиях деструктивных общественных изменений политики начинают действовать как уголовники, уголовники - как политики. Демагогия сильна извращением сути дела. Так, местное самоуправление было провозглашено - даже в Конституции как - место и организация, где люди могли бы проявить свои возможности в наиболее полном виде как хозяева своей судьбы. Но в реальности оно влачило жалкое существование, по сути, являясь не самостоятельным образованием, а низшей ветвью государственной власти, к тому же бесправной и финансово нищей, не могущей решить элементарные проблемы повседневной жизни населения. "Разгул" демагогии дополняла несогласованность принципов политического строительства между Конституцией РФ и конституциями почти всех республик, уставами краев и областей. В результате только от 2 до 4,6% людей убеждены, что могут влиять на государственную жизнь, участвовать в управлении обществом [Бойков, 2010: 34]. Демагогия проявила себя и в умышленном искажении сути процессов или подменой их сущности суррогатами - симулякрами. Попытки в 2000-е годы изменить и улучшить образ демократии сначала породили определенные надежды, связанные с властной вертикалью, ибо безбрежность либеральной демократии создала угрозу распада России в условиях, когда слова о демократии становились все более и более декларативными. Но в годы правления Д. Медведева под его слова о приверженности демократии разгонялись митинги недовольных, пусть и выступающих со специфическими и даже неприемлемыми для политического истеблишмента целями. Причем подавление приводило к противоположному эффекту: действия кучки людей становились достоянием общественности, тиражировались СМИ, завоевывали поддержку общественного мнения, как в случае с "Pussy Riot" [Россияне..., 2012]. Демагогия проявляется в пренебрежительном отношении к политическим оппонентам. Особенно наглядно это проявилось в деятельности правящей партии "Единая Россия", которая высокомерно отказывалась участвовать в дебатах с другими партиями, утверждая: "А о чем с ними спорить?". Ее руководители отвергали законодательные инициативы политических оппонентов, хотя ряд их предложений через некоторое время присваивались, выдавались за свои. Эта партия стала диктовать или быть рупором идей и рекомендаций, спущенных "сверху". Не удивительно, что такое поведение породило в народе недовольство ее деятельностью, а затем и отвержение. Социологические службы регистрировали постепенное снижение авторитета "Единой России". Появились и первые оскорбительные мнения о ней, как о партии жуликов и коррупционеров (А. Навальный). Результат такого курса- члены "Единой России" на выборах в Москве в декабре 2011 г. дистанцировались от партии и надели на себя личину самовыдвиженцев, так как имидж партии вредил их избирательной кампании. Вопрос: кто олицетворяет преобразования и с каким моральным авторитетом он действует - является одним из показателей, способствующих распространению имитации или ограничивающих ее. В этих условиях становится понятным, почему ни одну политическую партию не хочет поддерживать почти каждый третий гражданин России (29%) [Левашов, 2011: 9]. В то же время 71% людей считают, что оппозиция необходима для нормального развития страны, причем 39%, т.е. почти в два раза меньше, отмечают, что она реально существует [Общественное мнение... 2009: 101]. Огромный "вклад" в имитацию демократии внес правящий класс и его партия "Единая Россия" дискредитацией института выборов путем фальсификаций, нарушения процедур, подтасовок, вброса бюллетеней, подмены протоколов и т.д. В результате по итогам выборов в Государственную Думу в декабре 2011 г. "Единая Россия" утратила конституционное большинство, а, по мнению экспертов, полученное простое большинство сфальсифицировано. Фальсификация выборов при упорной имитации их демократичности породила массовые протестные акции в декабре 2011 г., в феврале и мае 2012 г. в Москве и во многих городах России, - "у людей возникло ощущение беспомощности, неэффективности и коррумпированности власти как таковой" [Куче-рена, 2011]. И как откровенное издевательство можно расценить декларируемую готовность этой партии "делиться опытом" развития демократии и гражданского общества с американцами. Именно демагогия привела к тому, что слово "демократия" стало в народе еще более ругательным, чем слово "коммунизм". В 1990-2000-е годы в глазах от 38 до 48% опрашиваемых советская политическая система была лучше, лучше нынешней (ее поддерживали от 8 до 25%). Пороки сложившейся псевдо-демократии привели к тому, что 59% россиян стали выступать за порядок, даже "если для его достижения придется пойти на некоторые нарушения демократических принципов и ограничения личных свобод". В то же время за "демократию, даже если ее последовательное соблюдение предоставляет определенную свободу разрушительным и криминальным элементам", выступило только 18% [Общественное мнение-2009...2010: 31-32]. Отражением такого отношения к демократии стал сатирический рисунок в одном издании: в переполненном автобусе два ряда кресел не заняты - над ними надпись: "для инвалидов и демократов". Провокация. Одним из продуктивных и наглядных проявлений имитации является использование провокационных акций в реальной политике и в пропаганде, злонамеренное распространение определенной информации для дискредитации противостоящих сил. Провокация используется для привлечения внимания к политическим лицам и силам, которые теряют авторитет, но хотят возвыситься, привлечь возможных сторонников, получить козыри в политической борьбе. В этих целях используются специфические приемы - скандалы, реже заговоры, иногда имитация покушений. В борьбе за голоса избирателей памятна история с лидером некогда существовавшей партии "Экономическая свобода" К. Боровым: он устроил "покушение" на самого себя при возвращении со встречи с избирателями. Это делалось в преддверии выборов в Государственную Думу, хотя прием не принес ожидаемых результатов Боровому и его партии. Подобные трюки не дали эффекта - крошечные партии, созданные под собственные амбиции, имели нулевую или мизерную поддержку - не более 1% [Бойков, 2010: 32]. К подобного вида провокации прибегают и действующие религиозные силы. С крайне радикальными заявлениями выступают ультра-националисты Татарстана, что спровоцировало убийство руководителей мусульманского руководства республики, выступающих за традиционный ислам. Сигнал очень тревожный: нынешняя неспокойная обстановка в Дагестане тоже начиналась с убийства религиозных деятелей, противостоявших воинствующему ваххабизму. Под конфессиональным флагом такие силы идут на провокации, чтобы вернуть себе рычаги влияния и власть. Другим ликом провокации-является подстрекательство, побуждение лиц и/или организаций к действиям, которые могут повлечь тяжелые последствия. Особенно этим отличаются националистические и религиозные силы, вернее, их крайние радикальные представители. Результатом становится не защита национальных или конфессиональных интересов, а ее имитация, что в реальности ведет не к согласованию позиций и устремлений, а к их радикализации. Так, становление новых независимых государств на территории бывшего СССР, лозунги их создания сопровождались вспышкой националистических страстей, породив огромных масштабов миграцию. Только из ближнего зарубежья в Россию эмигрировало более 10 млн. человек; люди продолжают эмигрировать, хотя и не в прежних масштабах [Рыбаковский, 2011]. Помимо личных человеческих потерь (жили в одной стране, а проснулись в другой), произошел крах целых отраслей экономики бывших союзных республик, оставшихся без квалифицированных специалистов, обеспечивающих функционирование производств. Националистическая политика, демонстрируя имитацию заботы о национальных корнях, о праве на самоопределение, породила гигантские издержки как экономического, так и морального, нравственного характера. В Латвии и Эстонии появилось невиданное в истории определение значительной доли русскоязычного населения как неграждан с выдачей соответствующих документов и лишением права участия в политической жизни [Подробнее см.: Симонян, 2010]. В ходе реализации провокационных действий достигаются результаты и наступают последствия, которые не соизмеримы с первоначальным поводом. Но эти провокации, сопровождающиеся пропагандистским шумом, изощренной идеологической обработкой, создают отнюдь не безобидную имитацию борьбы за демократию, за права человека вопреки провозглашенным международным обязательствам. Фальсификация. В возрастании роли и значения имитации огромная роль отводится фальсификации, которая проявляет себя в нескольких формах. Прежде всего, это преднамеренное искажение информации для оправдания своекорыстных целей и интересов. Олигарх А. Смоленский цинично вспоминает о выборах президента в 1996 г.: "В стране - полная задница. Рейтинг у БэНа (Ельцина - Ж.Т.) ниже плинтуса. Буржуи уговаривают делать ставку на коммунистов. Понятно, что-то надо делать, к кому-то прислоняться. Собрались в Давосе. Терли три дня. Договорились. Скинулись по 50 лимонов зеленых. БАБа (Березовский - Ж.Т.) поставили старшим над коммерсантами, Гуся (Гусинский - Ж.Т.) - за ТВ отвечать, Сашу (Смоленский) - за казну, ну а Чубчику (Чубайс - Ж.Т.) поручили связь с чиновниками. И что вы думаете? Вытянули" [Цит. по: Кива, 2011: 58]. Наиболее ярким примером фальсификации в период избирательной кампании, когда имитируется свободное волеизлияние народа, стал скандал на избирательном участке в г. Москве, где голосовал руководитель партии "Яблоко" Митрохин. На участке, как было официально объявлено, не было подано ни одного голоса за эту партию. Это и подобные ухищрения по воспрепятствованию получению действительных результатов выборов, в конечном счете, привели к массовым акциям протеста зимой и весной 2011-2012 гг., когда пределы фальсификации превзошли все границы. Другая форма фальсификации имитирует реально происходящие процессы и события с корыстной целью изменения их сущности и содержания, вида или свойства. Гигантской имитацией была приватизация, когда провозглашались одни цели, а реализовались групповые, обеспечивая благополучие тех, кто был при или около власти, или кто сумел путем махинаций под прикрытием дыр в законодательстве несказанно обогатиться. И вот обобщенный результат. В России 1% самых состоятельных богатых людей получают 40% всех доходов, тогда как в США тот же 1% располагает лишь 8% национальных богатств [Шкаратан, 2011:80]. Не менее наглядна ситуация с инфляцией. Имитация здесь проявляет себя в колоссальном различии между официальной позицией и тем, как это воспринимает народ. В свое время известный экономист и публицист А. Лившиц предложил ввести такие понятия как инфляция народная (ИН) и инфляция официальная [Лившиц, 2010]. Это тем более важно, что инфляция - одна из острейших социальных проблем, которые волнуют подавляющее количество населения. С гигантскими масштабами инфляции ныне живущие люди, общество столкнулись в начале 1990-х годов при переходе к рыночной экономике: только в 1992 г. цены на многие потребительские товары выросли от 2000 до 5000%. В последующие годы инфляция снизила свои темпы. Тем не менее, она превышала рост доходов и особенно тех, кто жил на фиксированную заработную плату. А это касалось значительной части населения - в основном бюджетников, которые повседневно ощущали несоответствие между тем, что говорилось, и тем, что было на самом деле. Народная инфляция стала мерилом реальной оценки социально-экономической ситуации в стране и соответственно отношения к власти. Схема, по которой Росстат рассчитывает инфляцию, ущербна. Хотя статистики обследуют около 470 товаров (что внешне выглядит солидно и убедительно), методика расчета индекса потребительских цен страдает от манипуляции с ценами, ибо наряду с товарами повседневного спроса в расчет включаются дорогостоящие предметы потребления - автомобили, предметы роскоши, стоимость жилья и т.п. Но если последние- и соответственно цены на них- мало волнуют большинство населения, то совсем иная ситуация складывается с товарами и продуктами, которыми пользуются люди в повседневной жизни. В результате, согласно данным социологов, 80% опрашиваемых отвергают, ставят под сомнение предложенные официальной властью данные об инфляции [Левашов, 2009: 3]. Люди постоянно замечают, как растут цены (по ориентировочным данным на 20-30% ежегодно) на продукты и товары, необходимые для повседневной жизни. Попытки убедить людей в том, что статистики правы, вызывают у населения рост раздражения. Как следствие происходит снижение авторитета власти, перерастающее в глубокое недовольство и желание противостоять дезинформации, что не исключает возможность последующего социального взрыва. Имитация заботы превращается в примитивное очковтирательство, в дешевый по замыслу обман. А это опасно для власти, ибо потеря доверия к информации, которую люди могут проверять ежедневно и ежечасно, приводит к тому, что недоверие распространяется на другие виды официальной информации. Еще одна форма фальсификации - искажение сути и сущности происходящих в обществе процессов. Вот пример. "Российская газета" изображает крестьянско-фермерское (?!) хозяйство некоего Н. Чалова: 33 тыс. гектаров сельхозугодий, свыше 5 тыс. коров и бычков, свинокомплекс, три племенных репродуктора и два племенных конезавода, молочный, комбикормовый заводы, мясокомбинат, хлебозавод, магазины по продаже собственной продукции. Сообщается, что у него вскоре вступит в строй суперсовременный мясообрабатывающий комплекс, каких в мире не более трех [Новиков, 2010]. Спрашивается - это, в самом деле, фермер, как подается в газете? Может, ему стоит дать другое название, не фальсифицирующее суть дела, так как это никак не соответствует и не согласуется с положением более двухсот тысяч фермеров, которые, согласно данным Росстата, еще числятся таковыми и из которых только около 100 тыс. пытаются хозяйствовать на земле. Не произойдет никакой фальсификации, если этому хозяйству будет дано название, которое в мире применяют к латифундии или, по крайней мере, к земельным капиталистам. Профанация. Имитация нередко имеет в основе методы профанации, которая выступает, во-первых, как непочтительное отношение к достойному, выражается в опошлении идеи, события или процесса. В этом плане в борьбе мировоззрений в 1990-2000 годы особенно не повезло советскому человеку, на которого были списаны грехи, ошибки и просчеты, которые свойственны человеческой природе вообще. Между тем, именно такой человек был во многом сформирован в период существования советской власти, хотя эта форма власти была не единственной социалистической, которая существовала в мире. В некоторых писаниях радикальных либерал-демократов было модно сравнивать советского человека с булгаковскими шариковыми и швондерами, в других - с платоновскими и замятинскими персонажами, третьи - всячески высмеивали идеалы социалистической идеологии: Павел Корчагин, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, комиссар в пьесе Вишневского и другие герои. В расчет не принимались действующие лица в "Поднятой целине" М. Шолохова, где советские люди выведены во всем многообразии, поэтике и ошибках, в жизненных поисках и верой в светлое будущее. Безобразной и мелочной, а временами и пошлой критикой "совка" опорочивались не только те, кто воевал в годы Великой Отечественной войны, но миллионы людей, освоивших целину, возводивших города и заводы в Сибири и на Дальнем Востоке. Все эти люди вдохновлялись великой идеей - идеей строительства социализма как самого справедливого общества на земле через свое участие в решении конкретных задач - строительстве мощных производственных комплексов, железных дорог, гидро- и теплостанций. (Кстати, такой обобщающей идеи лишена современная российская молодежь.) Конечно, в этот период были и подлецы, и преступники, и карьеристы. Но почему они, по мнению клеветников, представляют образ советского человека или, по их выражению, совка? Если считать всех живущих в СССР совками, почему не причислить самих себя к ним? И не противоречит ли этому тот факт, что до сих пор 73% сожалеют о распаде Советского Союза (коррелирует с цифрой голосовавших за его сохранение в марте 1991 г.) [Двадцать лет реформ...2011: 40]. Во-вторых, профанация проявляет себя как извращение, сознательное искажение идеи. Это касается скандального подражательства без учета не только российской специфики, но и российского менталитета. При так называемой монетаризации льгот - при весьма спорной установке - человек и только он отвечает за собственное благополучие - было решено основные социальные льготы приравнять к некоему денежному эквиваленту, который даже при приблизительном подсчете не отвечал реальным затратам населения и которые ни при каком подходе не соответствовали действительности. Именно эти факторы привели к массовому возмущению и даже к активным акциям протеста: 42% категорически выступили против этой реформы и 22% нечего о ней сказать не могли [Двадцать лет реформ...2011: 46]. Такая реакция привела в изумление инициаторов этой акции, приобретшей законодательное закрепление: они хотели в очередной раз "облагородить" народ, приблизить его к достижениям европейской цивилизации, а тот почему-то в очередной раз не ощутил себя осчастливленным. Подражательство, слепое перенесение опыта социальной работы западноевропейских стран лишь усугубило недоверие к властным структурам и ознаменовало еще один шаг к отчуждению от власти. Профанация часто проявляет себя в умышленной подделке. Попытки переложить на плечи народа социальные тяготы особенно проявляются в реформе жилищно-коммунального хозяйства. Она нацелена на то, чтобы все затраты на жилье и его содержание переложить на плечи самих людей. В результате возникли очаги протеста против этого произвола, которые усилили недоверие к власти. В целом же проблемы с ЖКХ в разные годы тревожили от 31 до 57% [Левашов, 2011:3; Двадцать лет реформ... 2011:78]. Как этот закон работает, видно из его воздействия на отдельные группы населения. Например, сельские учителя. С одной стороны, они слышат о своем благородном предназначении, высокой гуманистической роли. С другой стороны, их стремятся лишить десятилетиями сложившихся традиций, когда местные власти заботились о них, предоставляя натуральные льготы по оплате жилья, отопления и электричества. В Воронежской области эти льготы пытались заменить денежными (277 руб. на человека в месяц), в то время как при покупке только угля для отопления зимой требовалось 20-40 тыс. рублей. Такое положение не устраивало учителей, и они потребовали вернуться к прежней практике. Областной суд поддержал их, а депутаты областной думы совместно с руководителями коммунальных служб обвинили учителей в "махровом эгоизме", так как из-за этих акций область могут исключить из программы реформирования ЖКХ. Для возмущенных чиновников важнее формальные требования вышестоящих органов, чем реальное положение сельских учителей [Ягодкин, 2010]. Манипулирование. Мощным средством осуществления имитации является манипулирование общественным сознанием и поведением людей. Главное назначение манипулирования - установка на изменение мировоззрения, что связано с функционированием различных идеологий. Воздействие на мировоззрение осуществляется при помощи разных видов пропаганды, особенно СМИ, которые играли и играют значительную роль в реализации изменений в обществе, в осуществлении переориентации общественного сознания. Однако события в России за последние 20 лет показали, что, несмотря на появление новых методов пропаганды, мировоззренческие установки населения демонстрируют устойчивость: при всех попытках опорочить социализм как идеологию его поддерживают и разделяют его ценности от 30 до 40% населения [Левашов, 2011:7; Двадцать лет реформ... 2011:146]. Манипулирование связано с попытками отвлечь население от насущных проблем мнимо важными и мнимо неотложными делами. Этот феномен проявляет себя в замене реальных дел показными мероприятиями, что стало реальной чертой россий- ской действительности. Так, мнимой деловой активностью, показухой, т.е. имитацией стало изменение часовых поясов или отмена перехода на зимнее время под ложным предлогом заботы о нуждах людей. Эта инициатива Д. Медведева на посту Президента России оказалась бесспорной только для исполнительной власти, так называемой властной вертикали, для правящей "Единой России", которые с административным энтузиазмом бросились выполнять указание. Как всегда народ не спросили. А ведь на специально
|