Стратагема № 7.
Из недр небытия возникает бытие; из ничто возникает нечто. Извлечь из ничего нечто[31].
Примеры: В первом примере военачальник, осажденный в городе, приказал ночью со стен спускать на веревках соломенных кукол, похожих на людей. Осаждающие осыпали их стрелами. Осажденные подняли кукол и взяли себе стрелы. В следующий раз по стенам стали спускаться настоящие воины. Осаждающие решили, что их опять хотят обмануть, не стали реагировать, воины напали на лагерь врага и победили. В другом примере глава восставших подкладывал себе «чудесные приметы» и посылал людей, переодетых призраками, ночью выкрикивать пророчества в свою пользу. Тем самым он привлек в свою армию людей. В другом примере пророчества о будущем царе были вырезаны на листьях деревьев и разносились водой. Так о них стало широко известно. В другом примере странствующий мудрец предлагает князю привезти из дальней страны красивых женщин, затем тайно сообщает об этом женам князя. Жены пугаются соперниц и тайно платят мудрецу, чтобы он этого не делал. Мудрец во время прощального пира видит жен князя якобы в первый раз и говорит, что они самые красивые на свете, отказываясь привозить других красавиц. В другом примере жена, желая показать мужу, кто его истинные друзья, а кто – притворяется для выгоды, ставит мужа якобы в смертельную опасность. Она подбрасывает ему ложный труп человека (убитую собаку). В критической ситуации (помочь – быть обвиненным в соучастии в убийстве) все проявляют свое истинное отношение к мужу. В другом примере муж, чтобы помирить жену и свекровь, обещает жене отравить свою мать, но, чтобы никто ничего не заподозрил, жена должна несколько недель жить со свекровью в мире и согласии. Жена соглашается. Однако, ее уступки (поначалу – неискренние) вызвали встречные уступки и постепенно женщины подружились. В другом примере поэта бросают в тюрьму за стихи, в которых некоторые строки якобы оскорбляли императорский двор. В другом примере человека осуждают за то, что: «в его работе «Священные идеалы» то и дело говорится о профессии мореплавателя, летчика, ученого, писателя, инженера, учителя… и никогда речь не идет о рабочих, крестьянах и солдатах»[32]. В других примерах человека обвиняют в преступлении почти без всяких оснований, на основании непроверенной сплетни или даже с формулировкой, что преступление «предположительно, налицо» («мо сю ю»). В другом примере цитируется издание по стратагемам: «слухи имеют большое значение для устрашения. С помощью немногих слов можно устроить так, что бы герой сложил оружие и даже чтобы человек покончил с собой».[33] Резюме: Герой делает ложные, обманные действия. Однако враг считает их настоящими и отвечает на них так, как и должен поступать, и герой побеждает. Или: герой пускает слухи (клевету, или ложь, или предсказания), которым верят и на основе которых делают реальные действия – которые соответствуют целям героя. Т.е. истинные цели героя достигаются реакцией врага (других людей) на ложные действия (может быть слова, клевету) героя. Для понимания стратагемы важно заметить, что здесь «враг» - тот, кого герой обманывает и который осуществляет действия, нужные герою, а не тот, кто может пострадать в результате таких действий. Например, в последних примерах «враг» - те, кто верит клевете и поэтому казнит невинного.
Элементы схемы:герой; ложная ситуация; настоящая ситуация; человеческие стереотипы; действия врага (или изменение ситуации).
Принцип:в этой стратагеме важно, что есть «правила реакции», в соответствии с которыми действует враг. Чтобы показать наличие этих правил, в схеме должно быть два пространства – пространство реальных действий и пространство стереотипов, норм, стандартов, типовых действий, закрепленных в культуре и предопределяющих понимание врагом ситуации. Конструкция, показывающая этот мета-смысл: два пространства, разделенных линией. Пространство культурных норм будем помечать жирной N. Регулирующие действия норм на деятельность будем обозначать стрелкой с кружком на конце.
Теперь, на основе этой схемы-принципа, можно строить схему стратагемы.
Описание схемы:герой формирует ложную ситуацию («небытие»). Враг соотносит ее со стандартами и воспринимает ее как стандартную. На основании этого понимания ситуации враг осуществляет действия так, как должен в соответствии с этими стандартами и попадает в нужную герою реальную ситуацию.
|