Цветовое зрение животных
цветовое зрение присуще многим видам животных, оно не только не у всех достаточно хорошо развито, но и нет общих определенных филогенетических тенденций. В фундаментальном обзоре, посвященном цветовосприятию млекопитающих, отмечается, что оно в первую очередь высоко развито у приматов, ведущих дневной образ жизни (включая человека и обезьян); что же касается остальных млекопитающих, возможно, большинство из них обладают цветовым зрением в той или иной степени, хотя и преимущественно в рудиментарной форме в отличие от большинства млекопитающих многие птицы, рыбы, земноводные, рептилии и членистоногие имеют высокоразвитое цветовое зрение Природа цвета, параметры цвета Восприятие цвета определяется прежде всего длиной волны света, стимулирующего зрительную систему. Свет, способный вызвать у человека цветовое ощущение, имеет строго определенную длину волны: это лучи видимого электромагнитного спектра с длиной волны от 380 до 760 нм. на самом деле имеем в виду коротко- или длинноволновый свет соответственно, который таким образом воздействует на зрительную систему, что вызывает ощущение синего или красного (цветов).Цветоощущение — это совершенно субъективный результат воздействия на нервную систему отраженного луча, принадлежащего к видимой части спектра и имеющего определенную длину волны. Иными словами, цвета зависят от того, как именно зрительная система интерпретирует световые лучи с разной длиной волны, которые отражаются от предметов и воздействуют на глаз. Лучи света, краски, цветовые фильтры и тому подобное не имеют цвета. Они всего лишь избирательно используют лучистую энергию, испуская или пропусукая через себя лучи с определенной длиной волны, отражая одни из них и поглощая другие. цвет — это продукт деятельности зрительной системы, а не неотъемлемое свойство видимого спектра. предметы окрашены потому, что отражают и посылают нашей зрительной системе световые лучи определенной длины волны. Когда «белый» солнечный свет, попадает на поверхность или предмет, некоторые входящие в его состав лучи поглощаются содержащимися в них светочувствительными пигментами, а некоторые отражаются от них. Цвет поверхности или предмета зависит от длины волны того светового луча, который они отражают. свет с длиной волны около 500 нм воспринимается большинством людей как зеленый. В отличие от обоих этих примеров черные туфли потому воспринимаются нами как черные, что поглощают практически весь падающий на них свет, а эта страница — белая, ибо она более или менее равномерно отражает все падающие на нее лучи. Параметры цвета Степень преломления зависит от длины волны: коротковолновые лучи преломляются в большей степени, чем длинноволновые. Цветовой спектр похож на радугу и включает в себя все лучи — от коротковолновых (синего и фиолетового) до длинноволновых (желтого и красного). С помощью призмы Ньютон разложил белый луч на его спектральные составляющие (компоненты) — видимые лучи с разной длиной волны, которые воспринимаются как имеющие определенный цвет. Цветовой тон определяется длиной волны Осознав существование тесной связи между длиной волны света и ощущением цвета, мы можем понять, почему небо всегда голубое. Этот цвет связан с особенностями отражения света в такой среде, какой является небо, т. е. в среде, содержащей молекулы газов, пары воды и мельчайшие твердые частицы (пыль). Когда солнечный свет проходит через атмосферу Земли, молекулы газов рассеивают его. Однако они действуют избирательно, и коротковолновый синий свет рассеивается ими в большей степени, чем длинноволновый, в результате чего небо и приобретает голубой цвет. Яркость. Любой цвет характеризуете также и яркостью, которая зависит от интенсивности. Чем выше интенсивность, f ем более ярким кажется цвет. при одной и той же интенсивности некоторые цвета, например желтый, кажутся более яркими, чем синий, длина волны которого короче, нежели длиа волны желтого цвета. коротковолновый свет, воспринимаемый как сине-зеленый и фиолетовый, при увеличении интенсивности начинает казаться синее. Это изменеье оттенка в результате изменения интенсивности называется эффектом Бецода—Брюкке. Насыщенность цвета является психологическим параметром, отражающим относительное количество цвета поверхности Предмета. Насыщенность связана с физическим параметром, называемым спектральной чистотой. Свет с определенной длиной волны, т. е. монохроматический свет, является спектрально чистым светом и кажется очень насыщенным уменьшение спектральной чистоты монохроматического длинноволнового красного света за счет добавления к нему белого или серого сделает его менее насыщенным и придаст ему розоватый оттенок. Розовый цвет можно назвать разбавленным красным. Трехмерное цветовое веретено. Связь между тремя психологическими параметрами — цветовым тоном, насыщенностью и яркостью — может быть наглядно продемонстрирована с помощью так называемого трехмерного цветового веретена. насыщенность зависит от яркости. Чем дальше от середины оси яркости (либо светлее, либо темнее), тем меньше становится насыщенность цветового тона, добавление как белого, так и черного «разбавляет» его. Из этого также следует, что ни один слишком яркий или слишком темный цвет не может быть очень насыщенным. В точках, соответствующих вершинам веретена, белому и черному, свет бесцветен.
11. Аддитивное и субтрактивное смешение цветов Некоторые важные явления, связанные с аддитивной моделью смешения цветов, обобщены в цветовом круге, Спектральные лучи с разной длиной волны и соответствующие им цветоощущения располагаются но окружности центрального круга, а степени насыщенности представлены вдоль их радиусов. По мере увеличения расстояния от окружности до центра насыщенность цвета уменьшается.Каждый цвет имеет свой комплементарный цвет, занимающий в цветовом круге диаметрально противоположную позицию. При смешении комплементарных цветов в определенных соотношениях образуется неокрашенная смесь — белая или серая. Пары комплементарных цветов могут быть названы «цветами-антагонистами», поскольку они аннулируют влияние друг друга на зрительную систему. Комплементарными цветами являются синий и желтый, красный и сине-зеленый, зеленый и пурпурный. метамеры — это пары световых лучей, которые, отличаясь друг от друга длинами волн, одинаково воздействуют на зрительную систему на нейронном уровне, вследствие чего и воспринимаются как один и тот же цвет. смесь красного и зеленого света стимулирует рецепторы цвета точно так же, как их стимулирует спектрально чистый желтый свет, а потому такая смесь воспринимается как «желтая».общее правило, согласно которому насыщенность смеси тем меньше, чем дальше друг от друга располагаются исходные компоненты на цветовом круге. Цветовые сочетания В соответствии с этой теорией, практически любой цвет, за небольшим исключением, может быть получен при смешении в определенной пропорции окрашенного света трех определенных цветов. Эти цвета получили название основных цветов, при смешении двух из них не должен получаться третий, и ни один из этих цветов не должен быть дополнительным другому, т. е. не должен нейтрализовывать влияния ни одного из двух других цветов на зрительную систему. можно создать смесевой аналог большинства спектральных цветов. Тестовая поверхность освещена спектральным светом с определенной длиной волны, и задача экспериментатора заключается в том, чтобы подобрать такое соотношение трех основных цветов, при котором поверхность сравнения будет освещена светом, вызывающим точно такое же цветоощущение, как и свет, при правильно выбранных условиях смешения смесь равных количеств, если цвета оказывают одинаковое воздействие на зрительную систему, невозможно сказать, где монохроматический свет, а где — смесь. Цветоощущение, вызываемое желтым цветом с длиной волны 580 нм, аналогично цветоощущению, вызываемому смесью зеленого (длина волны 530 нм) и красного (длина волны 650 нм) цветов. Художники..тоже..используют..аддитивный..метод..смешения..цветов..прямо..на..холсте…..живописная..техника,…использованная..некоторыми.французскими.импрессионистами..не….предполагает….предварительного..смешения..красок….Художник..наносит..на..холст…разноцветные…точки, Когда смотришь на такую картину цветов с определенного расстояния, отдельные точки кактаковые не видны, а цвета воспринимаются как аддитивные смеси. самым известным примером аддитивного смешения цветов является цветное телевидение. Экран обычного цветного телевизора — мозаика близко расположенных друг к другу точек всего лишь трех цветов. Субтрактивное смешение цветов Это аддитивный процесс в том смысле, что когда такая смесь воздействует на глаз, нервная система суммирует индивидуальные нейронные эффекты каждого исходного цвета., когда свет попадает на окрашенную цветной краской поверхность, содержащиеся в краске пигменты избирательно поглощают, или «изымают», из него лучи с определенной длиной волны, а остальные лучи отражают, что и придает краске ее уникальный, присущий только ей цвет. когда на поверхность падает неокрашенный свет, содержащиеся в нем лучи с длиной волны, соответствующей синему цвету, отражаются от нее, и глаза наблюдателя воспринимают их, а лучи с другими длинами волн преимущественно поглощаются. Аналогично и при смешении двух красок происходят процессы совместного поглощения, или «изъятия», и отражения только тех спектральных лучей, которые способны отражать оба компонента Последовательные образы. Цветовая адаптация: цветовой контраст и комплементарные последовательные образы Последовательными образами называется форма проявления последствий воздействия визуальных раздражителей после того, как само их физическое воздействие прекратилось. в течение 30-60 с рассматривать какой-либо предмет, а затем перевести взгляд на любую другую поверхность. Известны последовательные образы двух типов. Менее распространенным и более быстротечным последовательным образам, называемым положительными последовательныим образами, свойственно то же соотношение яркости черного и белого и те же цвета, что и исходному физическому раздражителю. Положительные последовательные образы обычно возникают после непродолжительной и активной стимуляции адаптированного к темноте глаза (так называемый «эффект вспышки»). То, что чаще возникают отрицательные последовательные или комплементарные (если используются цветные стимулы) образы, объясняется относительной стойкостью Цветовая адаптация: цветовой контраст и комплементарные последовательные образы Цветовая адаптация, вызванная воздействием какого-либо определенного цвета, может уменьшить чувствительность зрительной системы к этому цвету. Избирательная цветовая адаптация приводит к следующему необычному эффекту. Если в течение примерно 30 с пристально рассматривать окрашенный предмет, а затем перевести взгляд на нейтральную поверхность — белую или серую — или на поверхность, окрашенную в какой-либо другой цвет, отличный от цвета раздражителя, возникнет отрицательный последовательный образ, т. е. исходный раздражитель предстанет окрашенным в свой комплементарный цвет. Это явление, называемое последовательным цветовым контрастом, приводит к возникновению комплементарного последовательного образа, т. е. отрицательного последовательного образа, окрашенного в цвет, комплементарный тому, в который был окрашен исходный раздражитель.Стойкость дополнительного последовательного образа зависит от интенсивности и продолжительности цветовой адаптации. Как правило, подобные последовательные образы сохраняются достаточно долго (секунд 20 или дольше), и этого времени достаточно для того, чтобы «спроецировать» их на окрашенные поверхности. При этом комплементарный последовательный образ сливается с новой окрашенной поверхностью, вызывая ощущение какого-то одного смешанного цвета. одновременного цветового контраста, который иногда называют также пространственной индукцией дополнительности. После продолжительной фиксации взгляда на окрашенном предмете, расположенном на нейтральном или сером фоне, участки фона, непосредственно примыкающие к объекту, начинают казаться слегка окрашенными в цвет
|