Студопедия — Средства эргономики в артикуляции средового восприятия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Средства эргономики в артикуляции средового восприятия






Эргодизайн среды тесным образом переплетается с традиционным архитектурным анализом масштабных соотношений человека и средового наполнения.

Анализируя схему коммуникаций на значительной территории, например района, сообразно степени приближения человека к намеченному объекту, выделяются последовательные уровни соотношения человека и ориентира. В различных ситуациях доминирующими становятся объекты разной удаленности и масштаба. Первым уровнем в последовательном раскрытии видовых картин оказывается силуэт застройки с архитектурно-пространственной доминантой либо рельеф, озеленение и т.п., задающие точку для соотнесения наблюдателя, ориентира и желаемой точки приближения. От силуэтных доминант человек последовательно минует промежуточные масштабы к уровню отдельной детали, на котором становятся значимыми уличная реклама и указатели — вплоть до ступеней, ручек и кнопок в лифтовом холле. Архитектурный анализ визуальных картин на каждом уровне предопределяет размещение визуальных акцентов в среде.

Темой проектирования является и разработка системы ночной навигации в среде. Предпосылками для возникновения подобной темы становятся агрессивные воздействия внешней среды; наличие большого количества резких перепадов рельефа, ремонтные и строительные работы; низкий уровень безопасности на улице в темное время суток и т.д., что делает необходимым рассмотрение проекта навигации в различных аспектах.

В ходе учебного проектирования для конкретного городского района была проведена классификация объектов, представляющих интерес с точки зрения визуального разнообразия среды. Она включила в себя не только объекты несомненной архитектурно-художественной ценности, например «памятники архитектуры», но и пространственные архетипы среды («аллея», «арка» и т.д.), архитектурные детали и природные элементы. К т.н. «природным жемчужинам» были отнесены объекты естественного происхождения: деревья, камни, детали рельефа, которые специально выявляются или подчеркиваются в проекте искусственно созданными преградами, барьерами, пространственными рамами, элементами благоустройства и обособляются для восприятия в структуре микрорайона.

Памятники архитектуры имеют сложившуюся традицию их выделения в среде с помощью знаков, досок и указателей, создавая культурно-символическое поле восприятия среды. Но кроме объектов, имеющих статус памятника, существуют и другие объекты, ценные для среды и людей, ее населяющих. Поэтому для выявления деталей и характерных архитектурно-стилистических приемов было предложено создание архитектурных, дизайнерских, пейзажных «рам», перспектив, возвышенностей или пространственных пауз (пустот), которые бы фокусировали взгляд пешехода на отдельных «кадрах» среды, используя для этого эргономические принципы размещения знаковой навигации (дифференциация высот их расположения), устройство удобных мест «созерцания» в

270


 

I


непосредственной близости от объектов, либо специально созданных для этих целей преград и барьеров, нарочитой смены ориентации или типа покрытия и т.д.

Эргономика позволяет заострить внимание на экологической составляющей среды, которая является фактором, существенно влияющим на самочувствие человека, его психофизиологическое состояние. В рамках экспериментального проекта по эргономике среды были проанализированы такие составляющие, как вода, звук и шум, различные поверхности и свойства материалов как основа многообразия тактильных ощущений при соприкосновении с предметами, возможности творческой рукотворной деятельности по преобразованию природного «мусора» — веток, листьев, сухостоя и снега.

Тактильные ощущения, вызванные непроизвольными или осознанными контактами человека с поверхностями предметов, коренятся в детском способе исследования мира. Для взрослого человека текстура поверхностей продолжает оставаться средством познания объемной среды, осознания себя в сложном трехмерном пространстве. Поэтому интерес к разнообразным поверхностям и реакциям на них может быть рассмотрен как одна из тем эргодизайна среды.

Многообразие звуков в среде, разложенное на элементы, позволяет представить своеобразие звукового фона в зависимости от пространственно-средовой ситуаций. Пороговая чувствительность к уровню шума меняется в зависимости от возрастной группы. Звуковой фон, разложенный на составляющие элементы, представлен шагами, звуковыми сигналами (предупреждающими, информирующими), скрипами, разговорами, криками, звуками автомобилей, механическими звуками, шелестом листвы, пением птиц, журчанием воды, музыкой и т.п. В городской и интерьерной среде они меняются, переплетаются, создают различный агрессивный или комфортный звуковой фон. Эту составляющую среды также интересно учитывать в эргодизайнерских проектах.

Вода, являясь ключевым элементом организма человека, пронизывает все формы средового существования: от непосредственных контактов человека с естественными состояниями воды в озере, реке и т.д. до воды в кране городской квартиры. Многообразны формы проведения досуга человека на воде. Они связаны с различным временем года, специальным оборудованием, техническими средствами, предметным дизайном. Человек не только по-разному использует воду, но и интерпретирует ее состояния в искусственной среде. Так, в ванной комнате имитируется тропический дождь или бьющие струи в специальном многопозиционном душе; пенящаяся, бурлящая, каскадом льющаяся или спокойная вода в ванне. Мощные потоки водопада имитируются с помощью специальных ведер для обливания, подземные бьющие ключи — гидромассажными форсунками джакузи, водный пар — куполами турецких парных, водная гладь, в т.ч. с искусственным противотоком, — в бассейне. В сочетании с цвето-, свето- и ароматерапией эти элементы имеют оздоровительное, расслабляющее и тонизирующее значение. В связи с этим эргодизайнерское проектирование может вестись в различных ракурсах, рассматривая применение воды в открытых и закрытых пространствах, ее связи с человекам, способы использования в различных ситуациях проектирования дизайнерских изделий.

Вышеприведенными примерами не исчерпывается многообразие эргодизайнерских тем и направлений учебного проектирования. Дизайнерская среда, будучи динамично развивающейся системой, открыта для технологических новаций, поэтому возникают все новые темы студенческих работ. В конце данного раздела представлены лишь первые наметки учебного средового эргодизайна. Этому направлению еще предстоит развиться, пополняясь новыми идеями и примерами.


271









Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 461. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия