Методы активизации технологии творчества
Интенсивность (производительность) любого процесса (в том числе творческого) обусловлена взаимным действием трех основных причин: • движущих сил процесса - внешних и внутренних побудительных обстоятельств, причин, мотивов, вызывающих течение процесса; • факторов ускорения - внешних и внутренних условий процесса, воздействия на которые позволяет увеличить интенсивность процесса; • факторов торможения — внешних и внутренних условий процесса, воздействие на которые позволяет уменьшить интенсивность процесса. Эффективность решения творческой проблемы в первую очередь определяется продуктивностью творческого мышления при отсутствии информации о технологии поиска. Но продуктивность в свою очередь зависит от искусства преодоления препятствий, лежащих на пути познания. Ф. Бэкон указывает на четыре вида препятствий — призраки познания. Первые два коренятся непосредственно в человеческой природе, будучи врожденными. Два других порождены особенностями социальной жизни и психологии. Первый вид заблуждений — это "призраки рода". Они свойственны всем людям, поскольку результаты мыслительной деятельности базируются на искаженной информации органов чувств. К этому же виду заблуждений относится стремление человека при разрешении проблемных ситуаци пользоваться готовыми решениями, привычными штампами, освоенным стандартами (психологическая инерция мышления). Второй вид заблуждений — это "призраки пещеры", к которым относя разнообразные индивидуальные вариации и отклонения в проявле-ии "призраков рода": неодинаковые интересы людей ориентируют различным образом их познавательные усилия и оценки. Третий вид заблуждений — это "призраки рынка", проистекающие из особенностей социальной жизни человека. Эти "призраки" состоят в подверженности общераспространенным взглядам, предрассудкам и умственным заблуждениям. Четвертый вид заблуждения — это "призраки театра ", которые произ-водны от "призраков рынка". Здесь речь идет об искажающем влиянии ложных теорий и философских учений. Р. Декарт в работе "Рассуждение о методе" изложил четыре правила познания: первое правило -- принимать за истинное все, что воспринимается в очень ясном и отчетливом виде и не дает повода к какому-либо сомнению, т.е. вполне очевидно; второе правило — каждую сложную вещь, ради успеха ее изучения, следует делить на более простые составляющие, чтобы затем сосредоточить внимание на этих простых, не поддающихся дальнейшему делению умом, части; третье правило — в познании мыслью следует идти от простейших, т.е. элементарных и наиболее для нас доступных вещей, к вещам более сложным и соответственно трудным для понимания; четвертое правило — осуществлять полные описания предмета исследования, не упуская ничего из внимания. В рассмотренных подходах четко просматриваются элементы системного анализа. Попытка формализовать метод активизации технологии творчества с точки зрения системного анализа осуществлена в работе А.Б. Потапова [6.49]. В ней рассмотрены направления развития системных объектов, общие загоны развития систем и закономерности структурных преобразований систем. Кроме того, рассматривается методика, в основе которой лежит принцип узлового элемента системы. Алгоритм поиска узлового элемента включает: • определение состава элементов исходной системы; • определение вида потребительского противоречия. Установление потребительского свойства, требующего улучшения, — критичного потребительского свойства; • установление и исследование причинно-следственной цепи взаимодействия элементов, влияющих на проявление системой критичного потребительского свойства; • определение круга элементов, которые допускают видоизменение- • выявление элемента цепи, изменение физического параметра которого является необходимым условием улучшения критического потребительского свойства и первопричиной ухудшения конфликтного потребительского свойства. Метод активизации технологии творчества позволяет решать проблемные ситуации поэтапно и может быть представлен в следующем виде. Этап 1. Формулировка задачи в системных категориях в виде потребительского противоречия. Важной особенностью данного этапа является необходимость принятия решения о стратегии дальнейшей поисковой деятельности. Этап 2. Задача решается на базе условий первого этапа, т.е. отталкиваясь только от системной формулировки задачи. Решение производится за счет личных творческих возможностей и информированности разработчика (исследователя, руководителя и т.д.), без применения каких-либо внешних методических приемов. Этап 3. Если проблемная ситуация не решается на втором этапе простым силовым наскоком, значит, творческие ресурсы исчерпаны и пришло время применить методические средства — специальные приемы и логические операторы. Этап 4. Если задача не решается на третьем этапе, следует продолжить решение, используя операторы предварительного "дробления" задачи (оператор выявления противоречия; оператор применения приемов и таблиц разрешения противоречий; оператор применения законов интеграции и дифференциации). Этап 5. Если процедуры четвертого этапа не привели к разрешению проблемной ситуации, следует продолжить решение задачи, используя операторы полного "ослабления" задачи (оператор определения физического противоречия; оператор применения приемов разрешения физических противоречий).
|