Социальные методы
Социальные методы, как и экономические, используются управляющим субъектом в целях мотивации активности, управляемых путем изменения социальной среды обитания и удовлетворения жизненных потребностей и интересов. Сущность социальных методов заключается в воздействии на факторы: - мотивирующие движущие силы социальной активности людей, - блокирующие их влияние, - вызывающие удовлетворенность человека условиями своей жизни и результатами конкретной деятельности, - вызывающие неудовлетворенность, стимулирующие социальную пассивность или даже отчужденность от общественных дел. В числе государственных технологий: - разработка и осуществление общегосударственных социальных стандартов социальных благ и услуг; - законодательное закрепление и реализация прожиточного минимума населения и регулирование на его основе систем оплаты труда и пенсионного обеспечения старших поколений; - сочетание в социальной политике государственных форм обеспечения населения и услуг частного сектора, государственной поддержки с рыночными механизмами ее реализации. Например, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию России органы исполнительной власти и управления обязываются осуществить перестройку “всей системы государственной социальной помощи”; ввести государственные стандарты в системе общего школьного образования и заложить контроль качества всех видов образования; “сформировать систему государственных гарантий бесплатной медицинской помощи”, “сделать реальные шаги на пути разгосударствления социальной сферы” и т.д. К сожалению, в условиях тяжелейшего экономического кризиса и непоследовательности социальной политики, объявленной Президентом, указанные социальные технологии не сработали так, как ожидало общество. Тем не менее они были обозначены. 6.7. Идеологические методы государственного управления Идеологические методы государственного управления Для демократического общества неприемлема любая господствующая государственная идеология. Однако это вовсе не исключает необходимости общей, признаваемой большинством населения данного государства, системы идей и духовных ценностей. На их основе, явно или скрыто, строится технология стимулирования социально-политической активности масс и элит, механизмы реализации демократических принципов власти и управления. Нример: американскую демократию и все важнейшие документы государства пронизывают три идеологических принципа: равенство людей (все созданы равными); свобода их самовыражения; признание способности каждого и общества в целом к совершенствованию. Эти принципы составляют суть американских либеральных индивидуалистических ценностей, образующих так называемую американскую веру. В отличие от европейских стран, как отмечают социологи США, в этой стране был и есть широкий консенсус по основным политическим ценностям и убеждениям. В европейских странах, пишет, естественным путем сложился идеологический механизм как составной элемент формирования культуры, образования и воспитания, средства массовой информации и государственных учреждений. Эти функции выполняют школы, университеты, газеты, кино, реклама, партии и др. Подобно экономике, в идеологической сфере существует и функционирует “рынок идей”; есть их производители и потребители. Никто принудительно не вдалбливает в головы людей идеологию. Гораздо эффективней действует другой метод: дать людям идеологическую свободу, создать иллюзию идеологического поля и даже идеологического хаоса. Но при этом неустанно вносить в такой идеологический хаос банальные идеи, отвечающие потребностям “деидеологизированных граждан”. Идеологическая свобода в условиях западного идеологического поля, есть гораздо более сильное средство идеологического воздействия на граждан, чем идеологическое принуждение. Идеология — сердцевина государственного и народного духа, и рождается она в гуще общественного исторического творчества как синтез духовных традиций и инновационных идей интеллектуальных кругов общества. Идеологические методы заменяют технологию административного командования и правового принуждения. Их действие ориентировано на активизацию общественной сознательности людей и подчинено формированию системы мотиваций, соответствующей целям государственной политики. Практические формы реализации идеологических методов разнообразны, главное же — пропаганда общественно значимых идей и духовных ценностей всеми возможными современными средствами, через деятельность всех институтов обучения и воспитания и, конечно же, средств массовой информации. Элементы идеологических технологий: концепции, идеологические установки, призывы, лозунги, государственные символы, политически и идеологически ориентированная терминология. Способ воздействия — убеждение людей, манипулирование массовым сознанием и поведением. В настоящее время начинают доминировать агрессивные технологии идеологического принуждения, духовного насилия над личностью. Борьба идеологий приобретает острейшие формы и провоцирует политическое противостояние, доходящее до насильственных конфликтов. Цивилизованные правила государственного управления, разумеется, исключают подобные последствия применения идеологических методов.
|