Студопедия — Футуризм.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Футуризм.






Футуризм (от лат. futurum – будущее) выступил с прокламацией создания «искусства будующего» с воспеванием внешних признаков технической цивилизации в качестве новых эстетических ценностей, знаменующих собой модель грядущего мироустройства, новый тип массового сознания – техники, урбанизма, абсолютизацией идеи движения, а также отказом от нравственных и культурных традиций, при одновременном обращении к фольклору, примитивизму. В отличие от кубизма, который сначала сложился как живописное течение, а уж потом теоретически, футуризм сначала появился в 1911 г. в манифестах, при этом как откровенно враждебное реализму направление. Футуристы призывали отказаться от музеев, библиотек, исторической науки как отжившего ненужного сопровождения современной жизни. Футуристов отличает в первую очередь интерес к жизни улицы, повседневной реальности, то возбуждение, которое они ощущали от этой повседневной реальности, – и именно в тот момент, когда взрыв технического прогресса преображал эту реальность. Они, таким образом, сумели привлечь к себе гораздо более широкую публику – тех, кто ездил на поездах и автомобилях или ходил на представление в кабаре. Главная тема футуристов – динамизм повседневной жизни, который они пытались выразить с помощью комплекса психических и физиологических вибраций, разнонаправленных сил и движений, разнообразных оптических эффектов. Отсюда совмещение различных точек зрения и умножение контуров, как бы вызванные стремительным движением, деформация фигур, резкие контрасты цветового строя, хаотическое вторжение в композицию обрывков текста и др. Эстетика футуризма была пронизана тягой ко всему новому, быстрому, динамичному и энергичному, и стремлением слиться с высоким темпом жизни в современном. Так «Механические элементы» Леже представляют собой комбинацию из механических, геометрических форм (наподобие труб, каких-то дисков и т.п.) на красном фоне, при этом материальность предметных форм растворена в динамике ритмов и линий. Деструктивность, алогичность характерны для других футуристических полотен: Боччони – «Состояние души»,Северини – «Норд-зюд»,Балла – «Выстрел из ружья», Л.Попова – «Путешественник» (1915).

Абстракционизм. В 1910-х гг. сложилась крайняя школа модернизма – абстракционизм (от лат. abstraktus – отвлечённый). Поскольку художники этого течения принципиально отказываются от показа реального предметного мира, абстракционизм называют ещё «беспредметничеством». Абстракционизм провозглашал создание универсального образа мира посредством геометрических фигур различного цвета и формы (цветовое пятно, линия, фактура, объём и т.д.), импульсивно-стихийных либо рационалистически упорядоченных. Программа абстракционизма полностью порывает с общественными и познавательными задачами художественного творчества, являясь крайним проявлением индивидуалистических и субъективистских тенденций в искусстве начала 20 в.

Основоположником абстракционизма был Пит Мондреан (1872-1944) и Василий Кандинский (1866-1944).

Картины Кандинского раннего периода представляют красочные полотна, в которых бесформенные пятна интенсивного цвета в красивых сочетаниях пересекаются кривыми или извилистыми линиями (живописный или импрессионистический абстракционизм). В 1920-х гг. Кандинский увлекается геометрическим абстракционизмом.

Третьим основоположником абстракционизма был Казимир Малевич (1878-1935), который соединил импрессионистический и геометрический абстракционизм в изобретённом им супрематизме. Первоначально К.Малевич писал в импрессионистической манере – таковы его картины «Бульвар» (1903), «Цветочница» (1903), «Девушка без службы» (1904) и др. В 1911 г. Малевич представил на выставку свою картину «Чёрный квадрат на белом фоне», а двумя годами позже появился его манифест «От кубизма к супрематизму». Художник ввёл в абстрактное искусство новую разновидность – супрематизм (от лат. supremus – наивысший): сочетание окрашенных простейших геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник), а также «архитектоны» – наложенные на плоскость объёмные формы. «Чёрный квадрат на белом фоне» – одна из картин художника на эту тему. Многие художники и критики того времени считали, что идейно-образному искусству Малевич противопоставил механическое, внеобразное формотворчество.

Дадаизм. В 1916 г. возникло объединение художников, основой творчества которых стало направление «дадаизм» (от румынского слова «dada» – игра в ладошки, либо франц. dadaisme, от dada – деревянная лошадка; в переносном смысле – бессвязный детский лепет). Дадаизм как международное направление стал выражением морального, социального и политического протеста европейского искусства против безумия первой мировой войны. Оно зародилось в Цюрихе в среде анархиствующей интеллигенции, воспринявшей Перую мировую войну 1914-1918 гг. как развязывание в человеке извечных звериных инстинктов, а разум, мораль, эстетику – как их лицемерную маскировку. Подражая поведению цивилизованных государств в ходе кровавой бойни, дадаисты избрали своим оружием нигилизм. В целом сторонники движения пропагандировали альтернативное представление о сущности искусства. Многие художники порвали с кубизмом и дружно принялись населять свои работы всевозможными механизмами. Некоторые вообще оставили кисти и полностью переключились на новые художественные формы – конструкции, коллажи и фотомонтажи – или посвятили себя театру или кино. Дадаизм – самое хаотичное, пёстрое, кратковременное, лишённое всякой программы выступление авангардистов.

Единоличное лидерство среди радикалов захватил писатель Марсель Дюшан (1887-1968), который в 1913 г. прекратил писать, а в 1920-е оставил искусство. В 1913 г. он начал собирать первые попавшиеся предметы и либо составлять из них странные композиции, либо просто объявлять их произведениями искусства. Именно он ввёл в употребление термин ready-made — «реди-мейд» (англ. – «готовое изделие»), то есть взятое наобум изделие массового производства, выставленное в качестве произведения искусства. Так, на нью-йоркской выставке в 1917 г. М.Дюшан выставил разнообразные коллажи, включавшие наклеенные на холст окурки, опилки, газеты и т.п., и даже фонтан в виде писуара. Демонстрация сопровождалась «музыкой» битья в ящики и банки и танцами на мешках. Призывы дадаистов гласили: «Уничтожение всякой логики, танец импотентов творения есть дада, уничтожение будущего есть дада», а также «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, они не достигнут ничего, ничего, ничего». За всем этим «художественным хулиганством» было отрицание всех духовных ценностей, законов морали, этики, религии, утверждение хаоса и произвола, безудержный нигилизм, истерическое ниспровержение всех основ нравственности. К 1922 г. дадаизм «выдохся».

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 485. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия