Искусство России конца 19 – начала 20 в.Конец 19 – начало 20 в. – переломная эпоха для России. Рыночные отношения проникли во все сферы жизни общества, что потребовало обновления художественного языка и высокого профессионализма. В это время сложился стиль, затронувший все виды искусства – стиль «модерн». Стиль «модерн» – это новый этап в синтезе архитектуры, живописи, декоративных искусств. В начале 20 в. в искусство проникают новейшие течения Запада – символизм, примитивизм, различные направления модернистского искусства, возникают авангардные объединения художников. Одним из самых крупных художников-новаторов этого времени был Валентин Александрович Серов (1865-1911). Его картины «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освящённая солнцем» (1888) стали целым этапом в русской живописи, являясь ранними примерами импрессионизма в искусстве России. В этой же манере выполнена картина «Дети» (1899). В 1907 г. Серов пишет картину “ Пётр 1”, в 1910-х гг. он обращается к образам античности – «Похищение Европы» (1910). Наиболее ярко черты «модерна» проявились в работах художника Михаила Александровича Врубеля (1856-1910). Стиль Врубеля, с присущей ему демонической силой сугубо индивидуален – именно образ Демона, навеянный поэмой М.Лермонтова, является центральной фигурой всего творчества художника, его основной темой – «Демон» (1890), «Тамара и Демон» (1890-1891), «Демон летящий» (1899), «Демон поверженный» (1902). Демон Врубеля – существо прежде всего страдающее, страдание в нём превалирует над злом, в этом особенность национально-русской трактовки образа. Трагизм художественного мироощущения, смятение и тревога видны и в образе «Царевны-Лебедь», и в полотне «Сирень» (1900). Большую роль в творчестве художников этого времени сыграл Абрамцевский кружёк, куда входили многие деятели культуры. Именно там художники получили возможность более подробно познакомиться с народным и древнерусским творчеством, что повлияло на появление работ на темы Древней Руси – Михаил Васильевич Нестеров «Видение отроку Варфоломею», «Великий постриг» (1898). Художником, обратившимся к древнеславянским и скандинавским, языческим сюжетам был Николай Константинович Рерих – археолог, знаток философии и этнографии Востока. Его произведения были ближе всех связаны с философией и эстетикой русского символизма – «Гонец» (1897), «Сходятся старцы» (1898), «Зловещие» (1901). Позже в его картинах исторические темы уступают место религиозным легендам – «Небесный бой» (1912). СОМОВ І БАКСТ – НА ТЕМЫ НЕОКЛАССІЦІЗМА? Одним из одарённейших художников был Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927). Его работам свойственна стилизация, родственная стилизации народного лубка – отсюда его картины на темы мещанского и купеческого быта, переданные с едкой иронией, но и не без любования этими краснощёкими красавицами за самоваром – «Купчиха» (1915), «Купчиха за чаем» (1918), «Монахиня» (1908), «Масленица» (1916). Новейшие направления западного искусства заставляли русских художников продолжать поиски, стремиться к открытию радикальных выразительных средств. Примитивизм, как метод активно использовали Михаил Фёдорович Ларионов (1881-1964) – «Рыбы при закате» (1899), «Венера» (1912) и Борис Дмитриевич Григорьев (1886-1939) – «Деревня» из цикла «Россия». Ярким художником авангардистом и примитивистом в искусстве России начала 20 в. был Марк Захарович Шагал (1887-1985). М.Шагал родился в местечке Лиозно под Витебском, в еврейской семье разносчика рыбы. Начал заниматься живописью в местной школе у Юдэля Пэна, а позже переехал в Петербург, где обучался в различных школах у известных мастеров Н.Рериха, Л.Бакста, М.Добужинского и др. В 1910 г. Шагал переезжает в Париж, а в 1914 г. в Берлине открылась его персональная выставка. Работы М.Шагала оказались близки как к западному экспрессионизму, так и к народному творчеству – «Я и деревня» (1911), «Над Витебском» (1914). В его работах ярко проявились субъективизм, фантасмагория цвета и пространства – «Отец» (1914), «Зеркало» (1915). Творчество Казимира Севериновича Малевича (1878-1935) вышло далеко за пределы русской художественной культуры и приобретает общемировой характер. Его ранние работы 1900-х гг. демонстрируют склонность к принципам импрессионизма – «Бульвар» (1903), «Цветочница» (1903), «Девушка без службы» (1904). В 1911 г. на выставке была представлена картина К.Малевича «Чёрный квадрат на белом фоне». Двумя годами позже появился Манифест Малевича «От кубизма к супрематизму», в котором художник ввёл в абстрактное искусство новую разновидность – супрематизм (от латинского supremus – наивысший): сочетание окрашенных простейших геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник), а также «архитектоны» – наложенные на плоскость объёмные формы. «Чёрный квадрат на белом фоне» – одна из серии картин художника на эту тему («Четыре квадрата» (1910-е гг.), «Чёрный квадрат» (1913)). Модернистская теория супрематизма вызвала противоречивые отклики среди современников – «Алогизм» (1913), «Супрематизм (с синим треугольником и чёрным прямоугольником)» (1915). Свидетельством жизненности древнерусских традиций является творчество Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878-1939), ставшего в дальнейшем виднейшим мастером советского искусства. Наиболее характеры для этого периода его работы «Купание красного коня» (1912), «Мать» (1913), «Селёдка» (1918). Историко-архитектурные памятники и картины «изнанки» жизни города – основная тема работ Мстислава Валериановича Добужинского (1875-1957). Художника увлекает и захватывает старый городской пейзаж, которому он придаёт одушевлённый облик и черты трагического гротеска. В первую очередь это виды Петербурга, а также других городов – Вильна, Витебск, Воронеж, Чернигов и мн. другие – «Человек в очках» (1905-06), «Окно в парикмахерской» (1906). Его работы с видами Петербурга вышли отдельной серией открыток в издательстве «Общины св. Евгении».
|