Искусство СССР середины 20 в. (1930-е – 1950-е гг.). Соцреализм
Годы сталинизма – один из самых трагических периодов в развитии русского искусства. Попрание гуманистических и демократических свобод и принципов в жизни общества отразилась и на творческой атмосфере. Была нарушена основа основ творческого процесса – свобода самовыражения художника. Поскольку искусству отводилась роль «разъяснителя» директив в наглядной форме, оно естественно превращалось в искусство иллюстративное, утрачивало всю полноту, сложность и многогранность выразительных средств. Тоталитарная пропаганда могла использовать лишь реалистическую скульптуру и живопись – «понятные массам», в отличие от формальных поисков художников и архитекторов. Поэтому за образец было взято наследие русского классицизма, которое и легло в основу сформированного под контролем государства метода социалистического реализма. Скованные жёсткими рамками директив, отгороженные от всего мира, советские художники и скульпторы должны были создавать образы, прославляющие идею социализма, торжество коллективного сознания. Фальсификация истории и гуманистических идей вела к психологической ломке творческой личности, которая, в свою очередь, создавала образы фальшивые, ложные, но построенные по принципам визуального правдоподобия. Таким образом художник заставл уверовать в эти образы широкие массы зрителей, которые действительно были полны искреннего стремления к всеобщему счастью трудящихся (особенно в 1930-е гг.). Несмотря на демагогическое воспевание «простого труженика – строителя светлого будущего», отрицалось само право человека на свободу духа, на своё видение мира. В советской живописи появились бесчисленные произведения о «вожде, учителе и друге, председательствующем на съездах», многочисленные портреты «вождя народов Сталина» и т.п. Критика развивала идеи социалистического реализма – стиля, реалистического по форме и социалистического по содержанию, то есть подменявшего реалистическое содержание идеологически выверенной пропагандой. Жизнь деревни в эпоху тотальной коллективизации, изображалась в больших ложно-оптимистических полотнах – А.Пластов, «Колхозный праздник» (1937). В искусстве 1930-х гг. было немало интересно работавших талантливых художников. Продолжателем традиций, заложенных в русской живописи ещё И.Репиныи и В.Суриковым стало творчество Бориса Владимировича Иогансона (1893-1973) – «Советский суд», «Допрос коммунистов» В 1930-х гг. плодотворно работает Александр Александрович Дейнека, много работ которого посвящено спорту – «Бег» (1932-33), «Будущие лётчики» (1938). Прекрасные портреты деятелей культуры написал П.П. Кончаловский – портреты С.Прокофьева (1934), В.Мейерхольда (1938), А.Н. Толстого (1941) и др. В скульптуре заметно стремление к идеализации натуры. Ведущим мастером советской скульптуры была В.И. Мухина (1889-1953). Получив образование в Париже и испытав на себе влияние кубизма, она, тем не менее, на протяжении всего творчества осталась верной классическим традициям. Большое значение для советского искусства имела её скульптура «Рабочий и колхозница» (1937). Искусства периода Великой отечественной войны и первых послевоенных лет. С началом Великой отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом. В тылу художники были пропагандистами, устраивали выставки, превратили искусство в оружие против врага. В зажатом кольцом блокады Ленинграде художники выпускали журнал литографических эстампов «Боевой карандаш». В живописи военных лет были свои этапы. В начале войны – в основном фиксация увиденного, не претендующая на обобщение, почти торопливая «жанровая зарисовка», не исключавшая, однако, серьёзности и глубины мысли. Таковы этюды художников блокадного Ленинграда: Я.Николаев – «За хлебом» (1943), В.Пакулин – «Набережная Невы. Зима» (1942). Много художников сами были непосредственными участниками боёв. Их работы – это в первую очередь портреты людей, взявшихся за оружие – партизан, солдат и др. Позже появились парадные, торжественные, иногда патетические работы, как например портрет маршала Г.К. Жукова (1947) работы П.Котова. Развивается бытовой и пейзажный жанры, то они всегда так или иначе связаны с войной. Выдающаяся роль в обоих этих направлениях принадлежит А.А. Пластову (1893-1972) – «Фашист пролетел» (1942). Не менее значительна работа Сергея Васильевича Герасимова (1885-1964) «Мать партизана» (1943). Впечатление несокрушимости советского народа в страшном напряжении боя достигает А. Дейнека в картине «Оборона Севастополя» (1942). В годы войны успешно работали Кукрыниксы (союз трёх художников – М.В. Куприянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова). Большую известность приобрели их антифашистские карикатуры, а также картина «Бегство фашистов из Новгорода» (1944-1946). В исторической живописи появляются образы героев из славного прошлого, вдохновлявшие солдат на борьбу с врагом, напоминавшие о неизбежной и бесславной гибели завоевателей – триптих П.Д. Корина «Александр Невский» (1942-1943), А.П. Бубнов «Утро на Куликовом поле» (1943-1947), М.Авилов «Поединок Пересвета с Челубем» (1943). Со временем, как в живописи, так и в скульптурном портрете идеальное, возвышенно-героическое берёт верх над индивидуально-конкретным. Во время войны не было возможности сооружать памятники, но именно в эти дни у многих скульпторов рождаются замыслы создания будущих памятников. К таким скульпторам относится Евгений Викторович Вучетич (1908-1974), авторству которого принадлежат памятник генерал-майору М.Г. Ефремову в Вязьме (1946) и 13-метровая бронзовая статуя солдата с ребёнком в одной руке и опущенным мечом в другой для грандиозного мемориала «Советскому воину-освободителю» в Трептов-парке в Берлине (1946-1949). В послевоенные годы тема войны, из которой советский народ вышел победителем, остаётся одной из самых актуальных, но теперь она часто даётся «в бытовом ключе». Знаменитый пример такого решения – картина Александра Ивановича Лактионова «Письмо с фронта» (1947). Мирный труд, о котором мечтали долгие военные годы, стал основной темой бытового жанра –«Хлеб» (Т.Н. Яблонская, 1949), «На мирных полях» (А.А. Мыльников, 1949) и др. Многие работы А. Пластова посвящены крестьянскому труду – «Сенокос» (1945), «Ужин трактористов» (1951). Параллельно с этими темами продолжает существовать искусство, тяготеющее к повествовательности и идущее от традиций передвижников – картины Ф.Решетникова «Прибыл на каникулы» (1948), «Опять двойка» (1952), С.Григорьева «Вратарь» (1949), «Приём в комсомол» (1949), «Обсуждение двойки» (1950), подкупавшие зрителя достоверностью типажей и обстановки, похожестью ситуации и жизнеподобием. В пейзажной живописи художники отошли от изображения образа земли, изувеченной войной и всё чаще изображают природу умиротворённой, находящейся в гармонии с человеком. Природа, преображённая трудом человека и увиденная современником своеобразно показана в пейзажах Г.Нисского.
Искусство СССР второй половины 20 в. (1950 – 1980-х гг.) Конец сталинской эпохи стал временем развития новых тенденций в искусстве и культуре СССР. После разоблачения культа Сталина активизировалась художественная жизнь в целом, и что особенно важно – в искусстве стали повсеместно исчезать ложно-патетические произведения. В 1960-х гг. протест против официального соцреализма выявился в творчестве многих мастеров искусства в создании суровых, сдержанных, иногда даже трагических образов. Это направление получило название “ сурового стиля”. Основным источником «сурового стиля» было изобразительное искусствоКомплекс пластических искусств, исходно связанных с созданием статических изображений материальных форм и кинетических объектов. Произведения изобразительного искусства возникают в результате эстетического освоения визуальной сферы восприятия. Изобразительные искусства классифицируют по объектам приложения творческих… Живописцы «сурового стиля» (Н.И. Андронов, А.В. Васнецов, Г.М. Коржев, В.И. Иванов, П.Ф. Никонов, Т.Т. Салахов) обратились к поэтизации и героизации жизни простых людей, их трудовых будней (геологов, нефтяников, моряков и т.п.), подчеркивая энергию, волю и драматизм судьбы своих современников и старших поколений. Для «сурового стиля» характерны монументализированные пронизанные острыми линейными ритмами композиции (от латинского compositio - составление, сочинение) Н.Андронов “Плотогоны” (1959-61), П.Никонов “Наши будни” (1960), В.Попков “Строители Братской ГЭС” (1961), Т.Салахов “ Ремонтники ” (1963), М.А. Савицкий “ Партизанская мадонна ” (1966-67). Художников “сурового стиля” связывают воедино время и его герой, они изображают, поэтому они много занимаются портретом – О.П. Филатчев, “Автопортрет в красной рубахе” (1965), К.Добрайтис, “Автопортрет в юрте ” (1976). Однако к 1970-м гг. в портретах суровый лаконичный образ постепенно сменяется более углублённой психологической характеристикой – П.Д. Корин, “Портрет итальянского художника Ренато Гуттзо” (1961). В искусстве темой изображений всё чаще становиться дом, семья, любовь – братья Смолины “ Вечер” (1974), Д.Жилинский “ Семья художника Чернышёва ”, “ Под старой яблоней ” (обе – 1969), “ Семья Капицы ” (1979). Одновременно с процессом осознания национальных корней и интересом к истории, развивается и пейзажный жанр – на Север начинается буквально паломничество художников, открывающих его красоту. Широко развивается монументальная живопись, связанная с реконструкцией или возведением общественных сооружений (жилые здания, кафе, рестораны, клубы, театры и т.п.) – А.В. Васнецов, “Покорители космоса” (мозаика в Музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского в Калуге, 1967); О.П. Филатчев, “Казаки Дона” (роспись в совхозе “Сармат” в Новочеркасске, 1969). В 1970-80-е гг. всё острее ощущается несвобода социалистического режима. В художественной жизни страны в это время образуются два направления: официальное, получавшее поддержку власти и отражавшее постулаты социалистической доктрины, и неофициальное, находящееся в конфронтации с правящим режимом (условно называемое нонконформизмом или “вторым авангардом”). Во преки “холодной войне” Востока и Запада советские художники знакомяться с современным искусством зарубежных стран, что оказывет значительное влияние на их творчество. Передовые идеи нашли отражение в творчестве авангардитов и в значительно меньшей степени в среде мастеров официального направления.
|