Студопедия — Тема: Русское искусство 19 – начала 20 в.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема: Русское искусство 19 – начала 20 в.






Русское искусство 1/пол. 19 в. В 1/пол. 19 в. всё более усиливается кризис феодально-крепостнического строя, тормозившего развитие капиталистических отношений. В передовых кругах русского общества распространяются вольнолюбивые идеи переустройства страны, результатом которых было восстание декабристов в 1825 г.

В 1/3 века русская художественная культура складывалась в условиях общественного подъёма, который был связан с героическими событиями Отечественной войны 1812 г. и активным участием простого народа в изгнании захватчиков. Восприятие культуры античного мира стало более историчным, чем в 18 в, и более демократичным. Классицизм этого времени создавал образы приподнято-одухотворённые.

Но уже во 2/3 19 в., в связи с усилившейся правительственной реакцией после подавления восстания декабристов в 1825 г. искусство во многом утратило те прогрессивные черты, которые были свойственны ему ранее. Классицизм к этому времени в сущности исчерпал себя. В искусстве росли и укреплялись реалистические начала, не смотря на активное сопротивление представителей официального искусства.

Новое содержание в искусство внёс общественный подъём начала 19 в. вызванный победой в войне 1812 г. Темы из античности встречались реже и уступили место более близкой и созвучной современности русской истории. Художники и скульпторы создали ряд произведений, проникнутых идеями самоотверженного служения Родине и прославляющие подвиги предков. Хотя руссике люди в исторических произведениях этого времени напоминают древних римлян и их образы идеализированы, всё же произведения пронизаны искренним патриотическим чуством. Особенно это заметно в развитии скульптуры – памятник Минину и Пожарскому в Москве (1804-1818, И.П. Мартос), “ Русский Сцевола ” (1813, В.И. Демут-Малиновский), Коллесница Победы на арке Главного штаба на Дворцовой площади в СПБ (1827-1829, В.И. Демут-Малиновский).

В живописи сохраняется сложная иерархия жанров, важнейшей по прежнму считается большая историческая картина. Историческая живопись вступила в фазу зрелого классицизма и характеризовалась стремлением к простоте, ясности и строгой композиции. С исторического жанра начал своё творчество Орест Адамович Кипренский (1782-1836) – “ Дмитрий Донской на Куликовом поле ” (1805 г.). Однако в дальнейшем он обратился к жанру портрета, что принесло ему известность в Российской империи и за ё рубежами. В его портретах парадность уступила место интимности и задушевности, ему удавалось с небывалой до того степенью непосредственности и остроты обрисовать внутренний мир человека, показать его активную духовную жизнь – портрет лейб-гусарского полковника Е.В. Давыдова (1809), портрет А.С. Пушкина (1827).

Самым плодовитым и одарённым русским портретистом того времени был Василий Андреевич Тропинин (1776-1857), написавший, по утверждению современиков, около 3000 портретов. Он родился крепостным и оставался им до 47 лет. Долгое время прожил в украинской деревне, что развило у него интерес к народной теме в искусстве. Он часто рисовал крестьян – “Пряха ” (1820-е гг.). Но особую известность получила его картина “ Кружевница ” (1823), в которой автор смог отразить глубокие искренние чувства простого человека.

К середине 19 в. важное место в художественной жизни России занимает творчество Карла Павловича Брюллова (1799-1852). Талантливый от природы он прошёл осовательную учёбу в Италии. Большую роль в его творческом развитии сыграли картины “ Итальянский полдень ” (1827), “ Итальянка, собирающая виноград ” (1827), “ Вирсавия ” (1842). Большой оригинальностью отличаются многочисленные портреты Брюллова. Умение передать движени сказалось в конном протрете, бывшем тогда редкостью в русском искусстве. Один из лучших его конных портретов – “ Всадница ” (1832). В этом и последующих больших портретах Брюллов разрабатывает особый, свойственный только ему тип портрета, названый искусствоведами “портретом-картиной”. Примером являеся также “Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Пачини ” (1842). Содержательностью идейно-художественных задач отличается его картина “ Последний день Помпеи ” (1830-1833). Эта картина изображавшая людей во время ужасной катострофы, потрясла современников, на неё приходил посмотреть весь Петербург.

Живописцем, наиболее точно выразившем существенные идеи и художественные искания своей эпохи был Александр Андреевич Иванов (1806-1858). После пенсионерства в Италии и изучения работ старых мастеров, он пришёл к мысли, что картина должна быть ценна не академической правильностью форм, а полнотой внутреннего содержания. Этот подход он смог отразить в своих картинах “ Явление Христа Марии Магдалене после Воскресения ” (1835), “ Явление Христа народу ” (1837-1857), “ Христос и Никодим ” (1850-е гг.).

В 1/пол. 19 в. жанровые темы выдвинулась на одно из важнейших мест в русской живописи, наиболее последовательно выразив реалистические и демократические тенденции эпохи. В этом жанре плодотворно работали художники Венецианов и Федотов.

Официальное искусство бытовому жанру придавало третьестепенное значение, но художник Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) утвердил бытовой жанр и вообще реалистическую живопись в качестве равноправной и важной области искусства. Наиболее полно талант Венецианова проявился в картинах, посвящённых жизни и быту крестьян и отличающихся простотой сюжета – “ Гумно ” (1822-1823), “ На пашне. Весна ” (1820-е), “ На жатве. Лето ” (1820-е), “ Утро помещицы ” (1823).

Наиболее полно и отчётливо принципы реалистической живописи проявились в творчестве Павла Андреевича Федотова (1815-1852). Федотов был военным, но в свободное время посещал вечерние курсы Акдадемии художеств, а вскоре вышел в отставку и целиком посвятил себя живописи. Он первым в русском бытовом жанре попытался дать критический анализ событий повседневности. Всю правду об аморальности и тёмных сторонах своего времени он отразил в картинах с достаточно простыми сюжетами – “ Свежий кавалер ” (1846), “ Сватовство майора ” (1848). В своём творчестве Федотов проходит путь от отражения комедии до психологической драмы в картине “ Вдовушка ” (1851-1852), которая передаёт представления художника о прекрасном, возвышенном и человечном в жизни.

Русское искусство второй половины 19 в.

Крымская война 1855-1856 гг. показала всю отсталость России Николая 1 и подорвала крепостнический строй. Правительство было вынуждено пойти на отмену крепостного права и освободить крестьян, опасаясь что в противном случае крестьяне это сделают сами. Это содействовало достаточно быстрому развитию всех сфер экономики, а также раскрепощению общественной мысли Российской империи. Демократические мысли, через деятельность Чернышевского и его сподвижников, постепенно проникали во все области русской культуры. Как результат этого духовного раскрепощения, в 1863 г. 14 воспитанников Академии искусств высказали протест против казённого официального искусства и его обветшалых академичеческих традиций, и покинули стены Академии искусств.

Среди художников этого времени выделяется Василий Григорьевич Перов. В своих произведениях “ Сельский кресный ход на пасхе ” (1861), “ Чаепитие в Мытищах близ Москвы ” (1862), “ Монастырская трапеза ” (1865) “ Проводы покойника ” (1865), “ Тройка ” (1866) и др., которые выделяются огромным реализмом, он стремился заставить зрителя задуматься над русской действительностью и бороться с окружающим злом. Значительное место в его творчестве занимают портреты – Ф.М. Достоевского и А.Н. Островского (1871).

В конце 1860-х гг. с целью популяризации произведений на актуальные темы современности образовалось “ Товарищество передвижных художественных выставок ”, в деятельности которого принимали участие только прогрессивные мастера. Первая выставка открылась в СПБ в 1871 г. и в дальнейшем на протяжении 40 лет передвижники посетили многие города России, Украины, Прибалтики, Молдавии. Во многих случаях передвижники стали внимательными учителями многих местных художников. Важное место в творчестве передвижников занимал бытовой жанр, широко и многосторонне отражая жизнь народа, различных слоёв русского общества, выкрывая пороки правящих классов. Притягательность жанровых произведений была не только в новизне самих сюжетов, но и живописноти самого повествования и высоким мастерством исполнения. В этих картинах всё было направлено на одну цель – донести до зрителя содержание, заставить сопереживать, любить или ненавидеть.

Душой “Товарищества передвижников” был Иван Николаевич Крамской (1837-1887), который сыграл огромную роль в развитии русского реалистического искусства. Он писал исторические и жанровые картины, но полнее всего его талант раскрылся в портрете. Редкий дар психолога позволял ему отражать внутренние особенности человека, улавливать типические стороны его характера, раскрывать духовный облик изображаемых. Таковы его портреты Л.Толстого (1873), художников Ф.А. Васильева (1871), В.В. Шишкина (1880).

Во многом родственны с портретами Крамского его сюжетно-композиционные картины. В них решаются именно характерные для портретов психологические и композиционные задачи. Таковы “ Христос в пустыне ” (1872), “ Неизвестная ” (1883), “ Неутешное горе ” (1884). Деятельность Крамского оказала огромное влияние на развитие русской живописи 2/пол. 19 в.

Илья Ефимович Репин (передвижник, 1844-1930) в своих произведениях отражал разнообразные современные и исторические темы, портреты, его работы оказывали огромное влияние на современников. В 1873 г. появилась одна из ранних и популяных работ Репина “ Бурлаки на Волге ”, в которой он отразил трудную жизнь российской глубинки. Картина “ Крёстный ход в Курской губернии ” илюстрирует крестьянскую пореформенную Россию полную социальных контрастов.

Не смотря на реакционную политику, наступившую в 1880-е гг. после убийства Александра 2, Репин пишет картины, посвящённые освободительному народовольческому движению, изображавшие благородные образы русских революционеров – “ Арест пропагандиста ” (1878-92), “ Отказ от исповеди ” (1879-85). Особой психологической тонкостью в изображении действующих лиц отличается картина “ Не ждали ” (1884-88). Жесты, мимика, позы героев картины точно передают их возвраст, характер, семейное положение.

Огромных успехов достигает Репин в жанре исторической живописи – “ Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 г.”. Бодростью и богатырской силой веет от картины “ Запорожцы ” (1878-91).

Глубина трактования духовного облика человека, жизненность образов отличают портреты Репина – хирурга Н.И. Пирогова (1881), М.П. Мусоргского (1881), Л.Н. Толстого (1887), “Белорус” (1892).

Передвижники стремились в своих работах отражать современную русскую действительность, поэтому исторические темы их мало интересовали. Но ещё в 1860-е гг. под воздействием общественного интереса эти темы также стали получать широкое распространение у русских художников – “ Княжна Тараканова ” написанная в 1864 г. Константином Дмитриевичем Флавицким (1830-1866).

Николай Николаевич Ге (1831-1894) сделал очередной шаг в развитии исторической живописи. В картине “ Пётр 1 допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе ” (1871) Н.Н. Ге наметил новый путь показа социальных конфликтов и одновременно правдивой и глубокой передачи психологии исторических личностей.

Василий Иванович Суриков (1848-1916) впервые героем своих произведений сделал русский народ. В новаторских монументальных произведениях им внимательно отражены глубинный смысл исторических событий, лучшие черты русского национального характера – стойкость в жизненных испытаниях, смелость, мужество, стремление к свободе, душевная чистота.

Этим критериям наиболее полно отвечает первое большое историческое полотно Сурикова “ Утро стрелецкой казни ” (1881). Тесно связана с “Утром...” по теме и следуючая картина – “ Меншиков в Березове ”, отражающая ссылку бывшего сподвижника Петра 1. В 1884 г. Суриков начал работу над картиной “ Боярыня Морозова ”, ставшей сокровищницей русской национальной живописи.

Картина “ Покорение Сибири Ермаком ” (1895) показывает момент схождения двух стихий – татрского войска и казаков, в которой исход боя уже ясен. Другой батальной картиной Сурикова была “ Переход Суворова через Альпы ” (1899). Большое внимание художника привлекала тема народного бунта – “ Степан Разин ” (1907).

Во 2/пол. 19 в. увеличивается интерес общественности к прошлому русского народа и его народному искусству. Крупнейшим художником, связавшим свои произведения с народным искусством был Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Первым значительным произведением на этом направлении стала картина “ После побоища Игоря Святославовича с половцами ” (1880), написанная по мотивам “Слова о полку Игореве”. Своеобразие творчества Васнецова раскрывается также в его самой поэтической картине “ Алёнушка ” (1881). Былинным мотивам посвящена картина “Витязь на распутье” (1882). Исторической теме посвящена картина “ Иван Васильевич Грозный ” (1897). Итог наиболее плодотворному периоду жизни Васнецова подводит картина “ Богатыри ” (1898), в которой автор отразил величие, доблесть, мудрость и патриотизм русского народа. Причём его богатыри, не просто воители, но как и в былине – защитники.

Главнейшие достижения в области русской батальной живописи заключены в творчестве Василия Васильевича Верещагина (1842-1904). Верещагин рассказывает зрителю о войне как о величайшем зле, как об огромной человеческой драме. Его волновали не кровавые зрелища войны, не эффектные картины сражений, а великое геройство и страдание народа.

Первая его серия картин – Туркестанская, была написана на основе его путешествий в Среднюю Азию и участии в военных действиях против войск эмира бухарского – “ Смертельно раненый”, “Представляют трофеи” и др. Заключительным звеном в этой серии картин является “ Апофеоз войны ” (1871), изображавшая “пирамиду смерти” из человеческих черепов, возвышающююся над выжженой землёй.

Балканская серия картин Верещагина – результат его наблюдений и личного участия в русско-турецкой войне 1877-78 гг. в Болгарии – “ После атаки. Перевязочный пункт под Плевной ” (1877-78), “ Панихида по убитым” (1877-1879), “На Шипке всё спокойно ”, “ Скобелев под Шипкой. Шейново ” (1878-1890).

Во 2/пол. 19 в. происходит некоторое переосмысление и русского пейзажа – в этот период пейзажистов привлекала прежде всего красота русской природы.

Иван Константинович Айвазовский всё своё творчество посвятил морю, первым в истории русской живописи описав всю его красоту, мощь и стихию. Он написал много пейзажей, прежде чем создать свой знаменитый “ Девятый вал ” (1850) с его драматизмом и стремительностью движения, а также “ Бурное море ” (1868). Батальные картины “ Чесменский бой ” и “ Наваринский бой ” (обе 1848) с романтической воодушевлённостю прославляли победы русского флота. Под воздействием реалистических тенденций Айвазовский отказывается от романтических эффектов, о чём свидетельствует картина “ Чёрное море ” (1881), с её лаконичным и впечатляющим образом мощной стихии.

Основоположником русского национального пейзажа считается Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-97). По сути его пейзажи – это тоже окружающая жизнь, своего рода картины бытового жанра, но воплощённые в специфических формах пейзажной живописи. Центральное произведение, принесшее ему заслуженную славу – картина “ Грачи прилетели ” (1871). Колорит картины позволяет живо ощутить наступление ранней весны.

Несколько по иному пути пошло творчество другого русского пейзажиста Фёдора Александровича Васильева (1850-73). Он умел вдохнуть в самые обычные прозаические мотивы возвышенное романтическое начало, но при этом его искусство не уходило от реальности – “ Мокрый луг ” (1872).

Большой вклад в русскую пейзажную живопись внёс Куинджи А.И. (1842-1910), которого увлекали эффектные, иногда трудноуловимые моменты жизни природы, её яркие краски, редчайшие светотеневые эффекты. Картины “ Берёзовая роща ” (1879), “ После дождя ” (1879), “ Ночь на Днепре ” (1882), “ Днепр утром ” очень поразили современников благодаря уникальной передаче исключительно точно выверенных отношений цвета.

Мастером пейзажного жанра являлся Иван Иванович Шишкин (1832-98), любивший русскую природу – могучую, несущую в себе благо людям. Особенно его интересовал лес, истинным поэтом которого Шишкин являлся. Его стихия – полные силы хвойные леса, величественные дубовые рощи – “ Сосновый бор ” (1872), “ Рожь ” (1878), “ Корабельная роща ” (1884), “Утро в сосновом лесу” (1889) и др.

Большую роль в развитии русского национального пейзажа сыграл Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927). В картине “ Московский дворик ” (1878) он с любовью и искренностью изобразил непритязательный типичный уголок старой Москвы, её медленную спокойную жизнь. Он упорно писал на открытом воздухе и освободил свою палитру от “музейного” колорита.

Новый и значительный этап в развитии русской пейзажной живописи – творчество Исаака Ильича Левитана (1860-1900). В основе его искусства лежит стремление передать в общих образах природы чувства и настроение человека. Именно это желание увидеть одухотворённую природу, вызывающую у людей мир тончайших эмоций, всегда определяло содержание его пейзажей, композицию, колорит и манеру письма. Значительное влияние на его творческое развитие сыграли поездки на Волгу во второй половине 1880-х гг. – “ Заросший пруд ” (1887), “ Над вечным покоем ” (1894), “ Март ” (1895), “ Свежий ветер. Волга ” (1895), “ Озеро. Солнечный день ” (1899-1900).







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 469. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия