Европейское искусство первой половины 20 в. Модернизм
Тема: Европейское искусство 20 в. Европейское искусство первой половины 20 в. Модернизм В 20 в. человечество впервые столкнулось с глобальными катастрофами, с утратой традиционных этических и эстетических ценностей, с ощущением порвавшейся «связи времён». Всё это породило трагический разлад в душах даже крупнейших самобытных художников, девальвацию образов, отсутствие авторитетов. Каждый более или менее оригинальный мастер стремился создать свой неповторимый стиль, свою манеру, утвердить свой подчерк. Размытость критериев приводит к тотальному скепсису, иронии, к чувству опустошённости. Это результат отклика на острейший социальный и духовный кризис первой четверти 20 в. (включая также Первую мировую войну 1914-1918 г. и революционные потрясения), на ужас в предчувствии надвигающейся индустриальной эры и мировых войн. Искусство 20 в. нельзя рассматривать как поступательный процесс взаимного перетекания одних стилей в другие. Скорее наоборот – это период сосуществования различных направлений в искусстве, часто – взаимоисключающих, часто – в творчестве одного и того же художника. При этом, многие направления, популярные в начале 20 века, не потеряли своей популярности и в послевоенный период. Модернизм (от франц. modern – современный) – обобщающее наименование ряда художественных течений 20 в., отражающих глубокий кризис буржуазного общества. Модернизму свойственен принципиальный разрыв с историческим опытом художественного творчества, стремление утвердить некие начала искусства, претензия на всеобщее обновление искусства. Представляя собой своего рода кризисную форму отражения кризисных явлений жизни, модернизм в конечном счёте ведёт к распаду искусства как вида эстетической деятельности. Искусство модернизма, порывающее с традицией, и считающее формальный эксперимент основой своего творческого метода, каждый раз выступает с позиций открытия новых путей, и поэтому называется авангардом. Все авангардистские течения имеют одно общее: они отказывают искусству в прямой изобразительности, отрицают познавательные функции искусства. В этой дегуманизации искусства – и тупик авангарда. Сложности развития художественной культуры 20 в. ярче всего прослеживаются на искусстве Франции. Фовизм. В 1905 г. группа художников экспонировала свои произведения, которые за резкое противопоставление необыкновенно ярких цветов и нарочитую упрощённость получили название «диких» – les fauves, а всё направление получило название фовизм. Исходя из наблюдения натуры художники этого направления придавали самодовлеющую ценность живописным приёмам, выражая таким образом протест против художественных традиций 19 в. Разных по индивидуальному складу художников на короткий срок (1905-1907) сплотили тяготение к лапидарным образным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам. Лепка объёма, воздушная линейная перспектива оттесняются у фовистов непосредственной эмоциональной выразительностью красочного пятна, декоративными цветовыми построениями, служащими прежде всего для выражения ярких, но не сложных эмоций художника. Самым талантливым среди художников этого течения оказался Анри Матисс (1869-1954). Предметом изображений Матисса служат самые простые и несложные мотивы: пёстрые ткани и кресла, обнажённое или полуобнажённое тело. Композиция строится на контрасте цветов. Однако Матисс не символист, он не навязывает цвету символико-аллегорический смысл. Его картины не надо разгадывать, как ребус. Это образы, полные спокойствия, созерцательности, ясности, утончённо-живописные или бурно оптимистические по колориту. Однако, как заметили исследователи, оптимизм – результат нарочитого ухода от трагических коллизий эпохи – «Танец», «Красные рыбы», «Будуар» и др. Экспрессионизм. Среди авангардистских течений 20 в. одним из самых противоречивых и сложных является экспрессионизм (от лат. expression – показ, выражение). Экспрессионизм – это искусство, которое ставит своей целью подчёркнутое выражение душевных состояний художника, его чувств и настроений. Для его характерно утверждение в качестве единой реальности субъективного духового мира личности, а его отражение – главная цель искусства. Экспрессионизм выделяется стремлением к обострённому самовыражению, что содействует показу напряжённых чувств, гротескности и иррациональности в образах. В своём творчестве художники стремились выразить драматическую подавленность человека в мире – в геометрически упрощённых, грубых формах, через полный отказ от передачи пространства в живописи, оперирующей несгармонированными тонами. Творчество экспрессионистов полно ужаса перед действительностью и будущим, насыщено ощущениями собственной неполноценности, безнадёжности и беззащитности в этом мире, построено на деформации, на остром рисунке, на внешней эмоциональности, но в итоге – холодно и проникнуто расчётом. Картина для экспрессионистов была лишь средством, с помощью которого они надеялись разрешить общественные противоречия своей эпохи. Они хотели поразить зрителя, пробудить его чувства, научить и направить его. Но в то же время сами они оказались в заколдованном кругу: их не удовлетворяли существующие порядки, но выхода из положения они найти не могли. Результатом было состояние удручённости, разочарования и досады, недовольство всем сущим, неспособность увидеть в мире что-либо иное кроме зла и уродства. Для выражения порывов чувства экспрессионисты использовали либо кричаще яркие краски, либо, наоборот, мрачные грязноватые тона, беспокойные и небрежные движения кисти, резкие и упрощённые формы, сознательные их искажения. Иногда, однако, складывается впечатление, что экспрессионисты буквально ненавидят людей — такими уродливыми, опустившимися, даже ублюдочными, изображают они своих персонажей. Типичный пример – картина норвежского художника Эдварда Мунка «Крик» (1893). Экспрессионизм оказал влияние на многих художников, его влияние продолжается и в наши дни на мастеров, которые хотят выразить своё неприятие уродливого мира. C экспрессионизмом как художественным течением покончили пришедшие к власти в Германии в 1933 г. нацисты. Гитлер лично объявил весь модернизм «дегенеративным искусством», которое следует уничтожить.
|