Студопедия — Отношения между супругами в браке. В патриархальной семье (от лат
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Отношения между супругами в браке. В патриархальной семье (от лат






 

В патриархальной семье (от лат. vir - муж и pater - отец) верховная власть принадлежала одному человеку - мужу и отцу, который занимал доминирующее положение. Личные отношения между супругами были построены на главенстве мужа и подчинении жены. Женщины в патриархальной семье - не слуги мужчин, хотя на Древнем Востоке женщина могла рассматриваться и как слуга, но и не равноправны им. Влияние и авторитет женщин могли быть достаточно высоки («Хоть муж и «голова», но жена его «шея». Куда «шея» повернётся, туда и «голова» смотрит»), но в целом по отношению к мужчинам они занимали подчинённое положение. Решающее слово в наиболее важных семейных делах принадлежало мужу. Он и только он принимал важнейшие решения.

Всякая женщина в силу своей естественной слабости должна была иметь своего опекуна со стороны мужчин, так как, по мнению древнеиндийских Законов Ману «женщина никогда не пригодна для независимости» (IX, 3, 15, V, 148), а в понимании римлян женщина «существо всегда непостоянное и изменчивое» (Гай, I, 144). Законы Ману и древнеримские писатели приводили одни и те же мотивы несамостоятельности женщин - это легкомыслие и непостоянство женщин. Для незамужней девушки таким опекуном был отец, для жены - муж, для вдовы - её сын, а за неимением его самый ближайший её родственник. Сыновья были предпочтительнее дочерей.

В древнеиндийском эпосе «Махабхарате» говорилось: «Сын - воплощение отца, жена - это друг, а дочь - несчастье». Еврейский Талмуд отмечал: «Мир не может существовать без мужчин и женщин, но счастлив имеющий сыновей и горе тому, кто родит дочерей». Благочестивый еврей ежедневно повторял молитву: «Благодарение господу за то, что не сотворил меня язычником, непросвещённым и женщиной». Древние евреи поздравляли только с рождением мальчика. О новорожденном, если эта была девочка, говорили со вздохом: «Ничего хорошего, девочка» или «К сожалению, девочка», и при рождении сына ликовали: «У нас родился сын!». У аварцев на Кавказе существовала пословица: «У кого умерла дочь и кто купил землю - не в проигрыше». Причиной подобной негативной оценки является то, что девочка - чужой человек в отцовской семье. Она не будет в ней работником, ни наследником семейного имущества, ни продолжателем культа предков, не будет содержать родителей в старости. «Выданная дочь - отрезанный ломоть». «Отца-мать кормлю - долг плачу, сыновей в люди вывожу - взаймы даю, дочь снабжаю - за окно бросаю». Как только наступит срок после брака она неизбежно уйдёт из отцовского дома, перейдёт в другое семейство. К тому же при замужестве вместе с ней необходимо давать и приданое, нередко большое, даже разорительное для родительской семьи. «Девочка в доме - вор» (болгарская). Отец опасался и за поведение дочери, ибо, как считалось, «от женщины зависит репутация трёх семейств - её отца, и матери, и мужа». Женщина не сможет стать государственным деятелем, жрецом, известным мудрецом и тем самым удовлетворить амбиции своих родителей.

Жена должна была следовать за мужем и разделять его общественное (сословное) положение. Жена уходила из родительского дома и должна была проживать совместно с мужем. Она переходила в дом родителей жениха или в новый дом. В семье обязанностью жены было послушание и верность мужу, рождение и воспитание многочисленных детей, ведение домашнего хозяйства («она, как пчела, усердна в работе и умножает имущество»), содержание в порядке жилища, приготовление еды для детей и мужа.

Жена должна была чтить своего мужа, всегда бояться его и делать всё по его указаниям. Замужняя женщина не должна была часто выходить из дому на улицу. На Древнем Востоке на улице или в другом общественном месте она могла появиться только с разрешения мужа в сопровождении надёжных мужчин.

В аграрном обществе на жене должен был лежать нелёгкий труд по дому и по хозяйству. Среди достоинств у женщин выделялись такие, как способность к деторождению и уходу за ребенком, верность мужу, умение выполнять различные работы, трудолюбие. Идеал жены аграрного общества древние римляне выражали словами: «набожная и нежно любящая, стыдливая, скромная, рукодельная и домоседка». Выдающийся государственный деятель римской республики Катон Старший такими словами выразил традиционные римские взгляды о женщине: «женщин украшают не золото, не драгоценные камни и не пурпуровые или расшитые платья, а стыдливость, любовь к мужу и детям, покорность и скромность». Идеальную жену-работницу воспевает библейская «похвала добродетельной жены».

«Домострой» - свод советов и правил, определявших все стороны жизни русского человека XVI в., содержал особую главу - «Похвала жёнам»: «Если дарует Бог жену добрую, получше то камня драгоценного; такая из выгоды не оставит, всегда хорошую жизнь устроит своему мужу. Собрав шерсть и лён, сделай что нужно руками своими, будь как корабль торговый: издалека вбирает в себя богатства и возникает из ночи; и даст она пищу дома и дело служанкам, от плодов рук своих увеличит достояние намного; препоясав туго чрéсла свои, руки свои утвердит на дело и чад своих поучает, как и рабов, и не угаснет светильник её всю ночь; руки свои протягивает к прялке, а персты её берутся за веретено, милость обращает на убогого и плоды трудов подаёт нищим, - не беспокоится о доме муж её; самые разные одежды расшитые сделает мужу своему, и себе, и детям, и домочадцам своим. И потому всегда её муж соберётся с вельможами и сядет, всеми друзьями почтен, и, мудро беседуя, знает, как делать добро, ибо никто без трудов не увенчан. Если доброй женой муж благославлён, число дней его жизни удвоится, хорошая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена да будет благою наградой тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней; во-первых, исполнив божию заповедь, благославится Богом, а во-вторых, славится и людьми. Жена добрая, и трудолюбивая, и молчаливая - венец своему мужу, коли обрёл муж жену такую добрую - только хорошее выносит из дома своего; благославен муж такой жены и года свои проживут они в добром мире. За хорошую жену похвала мужу и честь».

Добиваясь повиновения жены, муж вправе был прибегать к телесным наказаниям.

Суровые среднеассирийские законы разрешали мужу за непослушание, леность или отказ от исполнения супружеских обязанностей даже калечить жену, отрезать ей уши, нос с извещением жреца. Сверх этого муж мог «бить свою жену, таскать (за волосы), повреждать и прокалывать ей уши. Вины в том нет» (Таблица А, ст. 58-59).

При этом произвол мужа ограничивался родственниками жены. Они защищали её, когда конфликты с мужем принимали серьезный характер, если здоровье, жизнь женщины подвергалась опасности. Родители, братья, дяди жены или усмиряли супруга, в том числе и кулаками, или забирали женщину в родительский дом и подыскивали ей другого супруга. Родственники жены имели право мести за смерть жены, явившейся в результате побоев мужа.

В патриархальной семье муж имел право даже на свободу и на жизнь жены. Он имел право, как правило в случае бедности и нужды, отдать жену в долговую кабалу - отработку долга в хозяйстве кредитора, продать в рабство - вечное или временное - на определенный срок. По древнеримскому праву муж имел право убить жену за неумеренное употребление вина, за прелюбодеяние. Изменившую ему жену, пойманную на месте преступления, муж имел право убить вместе с её любовником и оставался без наказания.

Например, суровые Среднеассирийские законы устанавливали: «Если человек застал мужчину со своей женой, клятвенно обвинил его, уличил его и убил их обоих, вины его (тут) нет. Если же он схватил его и привёл либо к царю, либо к судьям, клятвенно обвинил его и уличил, (то), если муж убивает свою жену, он может убить также и мужчину. (Но) если он (лишь) отрезает своей жене нос, он может кастрировать мужчину и (или) изуродовать всё его лицо. А если он отпустил свою жену, он должен отпустить и мужчину» (Таблица А, ст. 15).

Это объяснялось тем, что по древнему праву только жена обязана была соблюдать супружескую верность своему мужу, в то время как муж мог иметь наложниц. Дело в том, что прелюбодеяние жены могло привести к рождению детей (различие между прелюбодеянием мужа и жены характеризуется в русских пословицах: «Грех мужа на стороне, грех жены в дому»; «Муж согрешит, так в людях грех; жена согрешит, домой принесёт»; «Мужнин грех за порогом останется, а жена всё домой несёт»; «Женишься - и потомство будет: ляжешь вдвоём, встанешь втроём») и это ставило имущественный вопрос о праве таких незаконнорожденных детей на наследство, ибо в те времена считалось, что имущество должно сохраниться в семье и не достаться чужакам. Супружеская измена женщины, отдавшейся чужому, свидетельствовала об её особой нравственной испорченности и являлась оскорблением не столько нравственности, сколько домашней религии. Так как предки, принимали жертвы только от тех, кто был соединен с ними кровными узами, то сын, рожденный от прелюбодеяния, естественно прерывал семейный культ и являлся, следовательно, виновником огромных бедствий и для мертвых и для живых. Вот почему, неверность жены считалась действием, задевающим всю семью, поэтому муж должен был умертвить её.

Очевидно, что в семье, где есть измена, между супругами поселяется недоверие, негодование, отвращение, ненависть, исчезает спокойствие и мир, полагается основание нескончаемым семейным раздорам, колеблется домашнее благополучие, назревший конфликт нередко оканчивается разводом.

В дальнейшем выработалось разное понятие прелюбодеяния для мужа и жены. В древнееврейском и классическом римском праве замужняя женщина не имела права половых сношений ни с кем, кроме своего мужа. Прелюбодеяние жены определялось как половая связь замужней женщины с посторонним мужчиной, свободным (холостым) или женатым. Женатый мужчина мог вступать в половую связь с незамужней женщиной, и такие отношения не считались прелюбодеянием. В прелюбодеянии он становится виновным только в том случае, если он вступал в половую связь с чужой женой. При этом муж юридически не мог быть виновен в прелюбодеянии перед своей женой, а только перед другим мужем, так как нарушал принадлежащее этому последнему право брачного ложа.

По Законам Хаммурапи прелюбодеяние жены наказывалось смертной казнью - утоплением жены и любовника в реке, а прелюбодеяние мужа не наказывалось. Лишь неоднократная измена мужа давала жене право на развод. В древнееврейском праве за прелюбодеяние предусматривалась квалифицированная смертная казнь - побитие камнями прелюбодея - мужчины и прелюбодейки - женщины: «Если кто будет прелюбодействовать с женою замужнею… да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка» (Левит, гл. 20, ст. 10). В классическом римском праве муж уже не имел права убить жену, захваченную при прелюбодеянии. Жена, нарушившая супружескую верность, подвергалась наказанию - конфискации трети своего имущества и ссылке на острова. Муж за прелюбодеяние не наказывался, в этом случае жена имела право на развод.

Вместе с тем муж имел в браке не только права, но и обязанности. Он должен был содержать жену, давать пропитание (нередко он и назывался кормильцем семьи), одевать её согласно своему достатку, защищать её и иметь с ней сожительство. Еврейское право отмечало, что «жена имеет право на то, чтобы муж её содержал в обмен на выполнение ею работ по дому», то есть жена обязана была вести хозяйство, а муж должен был содержать её.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 635. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия