Церковный брак
Древние христиане как римские граждане заключали браки по гражданским законам Римской империи (см. с……..). Римское право рассматривало брак как договор, поэтому брак устанавливался взаимным согласием сторон, выраженным в той или иной форме без участия государственной власти. По форме это согласие могло быть устным, письменным в виде договора о приданом и предбрачном даре или выражено совершившимся делом - переходом невесты в дом жениха. Отцы христианской церкви и богословы первых веков христианства советовали верующим освящать свободно заключённый брак благословением от лица церкви епископами и священниками. Обряд церковного венчания не был обязательным для всех вступающих в брак христиан. Церковное венчание церковь рассматривала как некоторую особую привилегию, которую она давала только достойным как награду за нравственную чистоту жизни до брака. Поэтому церковь не разрешала венчание в ряде случаев. Например, когда стороны начинали половое сожительство ещё до брака; при повторении брака. Таким образом, христиане вступали в брак и через церковное благословение (венчание в церкви), и через взаимное согласие сторон, выраженное в различной форме. Церковь настаивала на необходимости освящать браки благословением епископа, но она признавала и действительность таких браков между христианами, которые были заключены без её благословения (венчания) по законам римско-византийских императоров. В Священном Писании ни о какой определённой форме заключения брака не говорится. Только в конце IX в. (893 г.) законом византийского императора Льва VI было установлено, что брак может быть заключён исключительно посредством церковного венчания, так что брак, заключённый в какой-либо другой форме, признавался незаконным и недействительным. Заключение брака без ведома и благословения приходского священника было запрещено. Введение обязательного бракосочетания по церковному обряду означало, что решением государственной власти совершение христианского брака перешло в исключительное ведение православной церкви. Тем самым по закону императора был установлен обязательный церковный брак, то есть регистрация брака православной церковью. Духовенство вело регистрацию браков, записывало их в метрические книги. Заключение браков в Византии начиналось с обращения жениха и невесты или их родителей к своему епископу с прошением благословить их брак. Епископ выдавал просителям предписание на имя приходского священника совершить церковное венчание при достоверном свидетельстве отсутствия препятствий к нему. В православной церкви совершителем таинства брака является священник. Вступая в брак, жених и невеста перед священником, а в его лице перед церковью дают свободное обещание во взаимной супружеской верности. Священник же в таинстве браковенчания испрашивает для них у Бога благодатную помощь во всём и благословение на рождение и христианское воспитание детей. В Западной Европе длительное время вплоть до Тридентского собора XVI в. не было законно установленной формы заключения брака. По традиции, перешедшей из римского права, брак считался заключённым с момента взаимного согласия жениха и невесты без соблюдения каких-либо формальностей. При господстве таких взглядов обычным явлением средних веков сделались тайные браки, то есть такие, где взаимное согласие жениха и невесты было дано без ведома церкви и даже без всяких свидетелей. Люди недобросовестные, заключив тайный брак без всяких формальностей, могли вступать в новые, такие же тайные браки, с тем, чтобы опять их разорвать. В брак могли вступать между собой близкие родственники. Неблагоразумные дети могли вступать без согласия благоразумных родителей в необдуманные браки. Католическая церковь для предотвращения этих злоупотреблений стала требовать, чтобы брак всегда имел публичный, гласный характер, благодаря которой могли бы предупреждаться недозволенные браки и самое событие бракосочетания могло бы быть с несомненностью удостоверено. Папа Александр III в XII в. предписал, что брак может быть заключен перед священником, или перед нотариусом в присутствии заслуживающих доверие свидетелей. Затем папой Иннокентием III в 1215 г. предписано было заключать браки после предварительных троекратных оглашений в храме в три праздничных или воскресных дня о предстоящем браке, чтобы выявить возможные препятствия. Затем считалось уже безразличным, заявлено ли будет согласие жениха и невесты перед священником, или перед нотариусом со свидетелями. Только в XVI в. Тридéнтский собор католической церкви (1545-1563) установил обязательную для католиков форму брака. Форма эта состояла в «объявлении согласия на брак в присутствии приходского священника и двух свидетелей». Перед заключением брака должно быть совершено оглашение в течение трёх непрерывно следующих воскресных или праздничных дней. После оглашения, если не окажется законных препятствий, изъявление согласия на брак жениха и невесты должно состояться перед собственным приходским священником и двумя свидетелями. Священник был необходим для юридической силы брака не как служитель и совершитель таинства, а как авторитетный свидетель, вместе с другими двумя свидетелями, удостоверяющий событие бракосочетания и придающий бракосочетанию гласный характер. Для действительности брака необходимо не венчание, которое желательно, но юридического значения не имеет, а лишь пассивное присутствие приходского священника как представителя церкви, хотя бы и не в храме, и как одного из свидетелей. По мнению католических богословов, брак как договор двух сторон заключается самим мужем и женой, которые и являются совершителями таинства, а священник - только свидетелем. В православной церкви совершителем таинства брака является священник. Между тем в католической Франции абсолютная королевская власть ввела другой порядок заключения брака, отличный от тридентского и сходный с тем, который Лев VI ввёл в Византийской империи. Королевским ордонансом, изданным в Блуа в 1579 г., было установлено, что для действительности брака необходимо не только присутствие приходского священника как свидетеля, но и церковное венчание в присутствии четырёх свидетелей. Брак торжественно совершается священником в присутствии четырёх свидетелей и записывается им в метрические книги. Тем самым и в странах Западной Европы был установлен обязательный церковный брак, то есть регистрация брака господствующей христианской церковью, католической или протестантской. Постановления Тридентского Собора не были приняты протестантами. В церковных уставах протестантской церкви Германии была удержана прежняя, церковная форма брака, и для совершения брака требовалось церковное благословение. Протестантские богословы отвергли воззрение на брак, как на таинство, и признали его светский характер. Они рассматривали брак уже только как человеческое установление. Священник передавал во имя Бога жениха и невесту друг другу в присутствии двух свидетелей. Церковный брак в Германии образовался вследствие постановлений государственной власти, которая смотрела на священника, как на своего представителя. В Англии после реформации законом 1538 г. регистрация брака была возложена на англиканское духовенство.
|