Закон проективности
В языках в основном можно выделить 3 стиля построения предложений - деловой, публицистический и художественный. В русском и ряде других языков деревья подчинений так называемого "делового стиля" подчиняются, как правило, закону проективности: все стрелки подчинения можно провести таким образом, что никакие из них не пересекутся, и корень не будет лежать ни под какой стрелкой. Пример
В художественном стиле сказуемое может быть отодвинуто на второй или третий план для выделения других слов. Например, двустишие: "Друзья кровавой старины Народной чаяли войны" Здесь глагол "чаяли" вытеснен с первого места ударным прилагательным "народной". Публицистический стиль может обходиться совсем без глаголов: "Миру - мир", "Слава труду", "Миллион тонн зерна – не предел", "План – закон, его выполнение – обязанность, перевыполнение - честь". Во всех стилях возможно применение любых структур, т.е. деревья подчинения и системы составляющих являются предельными частными случаями систем синтаксических групп. Реальные предложения совмещают строгость формального описания строения предложения с гибкостью неформальной – разговорного, например, структуры предложения. В этом сложность автоматизации обработки текстов, в частности – машинного перевода. Автоматическая обработка текста – преобразование текста на искусственном или естественном языке с помощью ЭВМ. Используется в автоматизации редакционно-издательского процесса, при анализе и синтезе текста для общения с ЭВМ и роботами (пользовательский интерфейс операционной системы, команды голосом) и др. Автоматический или машинный перевод - выполняемое на ЭВМ действие по преобразованию текста на одном естественном языке в эквивалентный по содержанию текст на другом языке, а также результат такого действия. Машинный перевод может производиться с одного естественного языка на другой естественный язык (с английского на испанский), с естественного языка на искусственный (с алгоритма, т.е. с естественного языка на искусственный язык – программу для ЭВМ и с искусственного на искусственный – программа на языке BASIC в программу на C++). В современных системах автоматического перевода (программах-переводчиках) участвует человек – редактор, т.к. компьютер не может учесть всех нюансов текста или речи. Компьютер содержит программу-переводчик и словари входного и выходного языков. Последовательность формальных операций при переводе следующая: § Ввод текста и поиск входных словоформ в словаре с параллельным морфологическим анализом теста (структуры словоформ – конструкций слов), § Перевод идиом (идиома – иносказательная фраза, смысл которой не совпадает со смыслом содержащихся в ней слов – "бить баклуши" – баклуша- это заготовка для изготовления деревянной ложки, "валять дурака", "сказать надвое" и др., например, "Студент всю лекцию бил баклуши"), § Определение грамматических (морфологических, синтаксических (порядок слов в предложении), семантических (содержание, смысл, информация в тексте), лексических (словарный запас языка) признаков, необходимых для перевода в рамках данной пары языков, § Разбор омографии (омоним – звуковое совпадение слов, имеющих разный смысл – "лук" – овощь и "лук" – оружие) § Лексический анализ и перевод, в том числе многозначных слов с учётом контекста, § Окончательный грамматический анализ с целью доопределения информации, необходимой для синтеза, § Синтез выходных словоформ, предложений и текста в целом. Действующие системы автоматического перевода используют, как правило, поверхностные соответствия двух языков, хотя некоторые системы используют глубинные уровни представления смыслового содержания текста. первоначальные системы рассматривали язык как кодовую систему, с развитием теоретико-множественных концепций языка появился замысел языка - посредника. Первые работы появились в 1940-х гг. в связи с созданием первой ЭВМ. Перевод текста с одного языка на другой называют понятийно адекватным переводом, если объемы и структурные соотношения соответствующих понятий оригинала и перевода совпадают. Перевод литературного текста с одного естественного языка на другой естественный язык называют художественно адекватным переводом, если объемы и структурные соотношения соответствующих понятий оригинала и перевода совпадают, и оригинал и перевод вызывают психологически адекватные формальные, фонетические, хроматические, эмоциональные, эстетические, культурографические, исторические, демографические, подсознательные и другие ассоциации. Полностью художественно адекватный перевод (особенно в поэзии) — крайне редок, а подчас и невозможен. Этот печальный факт обычно вызывает у культурных людей стремление изучать поэтические произведения на языке оригинала, что хоть в какой-то мере помогает решить эту проблему.
|