www.e-puzzle.ru
[1] В изданном русском переводе «Змеиной Силы» (Киев: Экслибрис, 1994) эти тексты были опущены. Перевод «Шат-Чакра Нирупаны» см. в Приложении 1. (Примеч. пер.) [2] Человека, посвятившего себя практике Садханы, называют Садхакой. Этот термин близок по значению с такими словами, как «йог» или «йо- гин». {Примеч. ред.) [3] Парамаханса Йогананда (1893—1952) — йогин Индии, сыгравший значительную роль в распространении знания йоги на Западе. (Примеч. ред.) [4] Согласно Упанишадам и Пуранам, есть шесть Чакр плюс верхний мозговой центр Сахасрара. [5] «Круг Истины», автором которого был принц Мухаммед Дар Шикох, старший сын императора Шах-и-Джехана, умерший в 1659 году. Его учение было объявлено тайной доктриной «Божьего посланника». [6] См.: Alam-i-Nasut. Ed. by Rai Bahadur Srisha Chandra Vasu. [7] Shaikh Muhammad Iqbal. The Development of Metaphysics in Persia. P. 110. [8] См.: Пополь-Вух. М.: Наука, 1956. {Примеч. пер.) [9] Pitta. Подробнее см.: Prapanchasara Tantra. Tantric Texts. Vol. 3; Introduction. P. 12. (Вата, Капха и Питта — три вида жидкости в организме: «слизь», «желчь» и «кровь». — Пер.) [10] 1000 лепестков Сахасрары — это 20 х 50 (50 букв санскритского алфавита). [11] Кундалини называют «змеей» (Бхуджанги), которая спит в Муладхаре. Она «спит» в том смысле, что пребывает в покое, пока сознание человека пробуждено для мира — ее творения, которому она имманентна. Когда в ходе Йоги она «пробуждается», человек засыпает для мира и наслаждается надмировым опытом. [12] Конечный пункт Кундалини-Йоги лежит за пределами всех небесных миров. Йогины стремятся не на «небеса», а к соединению с тем, что является источником всех миров. [13] Согласно «Шат-Чакра Нирупане», звуки Шабда-Брахмана слышны в Анахате — четвертом центре. [14] Упоминания о такой «змее» неизвестны. Анима-Сиддхи предполагает не это, а отождествление сознания с малым или великим. [15] «Шат-Чакра Нирупана» действительно говорит, что Аджна называется так, потому что указания от Гуру свыше приходят именно сюда. [16] Брахма-Грантхи —один из трех узлов, или центров, в которых сила Майи особенно сильна. [17] Те, кто практикует магию упоминаемого здесь вида, работают только с низшим центром и обращаются за помощью к Прайоге, ведущей к Наика- Сидцхи — общению с женскими духами и подобным вещам. Процессы же, описываемые здесь, — поиски пути освобождения и не имеют ничего общего с черной магией. [18] Ум, дыхание и сексуальность взаимно переплетены. Цель же Йоги — «поднять семя вверх» и достичь того, что называется Урдхварэтас. Для этого предназначается упражнение Випарита-Мудра. [19] Употребляя термин «теософский», я имею в виду те идеи, которые подчеркиваются руководителями и членами теософского общества. Я называю этим словом учение, которого придерживается это общество, причем сама общая идея теософии не обязательно тождественна этому учению. Те, кто знаком с обоими учениями, смогут находить моменты соответствия между обеими системами, теософской и индийской. [19] Так, например, теософски ориентированный санскритолог Срис Чандра Васу в своем «Введении в философию йогов» (Introduction to Yoga Philosophy. P. 35) называет Линга-Шариру «эфирным двойником». Согласно же обычному индийскому применению этого термина, Линга-Шарира — это «тонкое тело», Антах-Карана и Индрии — проводник Танматр, или же, согласно другому источнику, — пять Пран. В другом месте (Р. 51) они названы «астральным телом» и сделано несколько определений Чакр, не согласующихся с теми текстами, с которыми я познакомился. [19] Ш л о к а — древнеиндийский санскритский эпический стихотворный размер. Состоит из тридцати двух слогов. Представляет собой двустишие со строчками по 16 слогов, каждая из которых, в свою очередь, состоит из двух полустрок по восемь слогов каждая. Шлоками написаны великие произведения древней и средневековой индийской литературы: «Махабхарата», «Бхагавата-Пурана», «Нараяниям», «Брахма Самхита» и многие другие. (Примеч. ред.) [20] Поскольку это происходит по милости Богини, то она называется «подательницей восьми Сидах, дающей Аишвария (Ishitvadyastasiddha)». См.: Trisati. 2, 47. [21] Дух — Атман, проявляющий себя как «Я». Его носителем являются ум и Антах-Карана, работающие совместно с Манасом и чувствами (Индри- ями), и материя. Есть пять видов Бхута, «чувствующей материи». [22] Шива инертен. Поэтому в Тантрах Дэви символически помещается на теле Шивы, который лежит подобно трупу (Шава). Как говорится в «Кубджика-Тантре» (ч. 1), мир создают, поддерживают и разрушают не Брахма, Вишну и Рудра, а их Шакти — Брахмани, Вайшнави и Рудрани. См. «Прана-Тошини» (9). Активность — это природа Пракрита. Поэтому на символических изображениях полового соития женскую фигуру помещают над (Випарита) мужской. То, что Дэви находится над Шивой, указывает (в частности, в случае Кали), что именно она, как Мать Всего, дает освобождение. Подробнее см. «Принципы Тантры». [23] Калпана — воображение, основанное на творческом мышлении, обусловленном памятью о Вселенной предыдущего цикла (предшествовавшего последней Пралайе. — Пер.). Как говорится в «Йогини-Хридайя-Тантре», «картина мира создана Ее собственной волей, которую так приятно видеть Бхагавану (Господу, т. е. Шиве)». [24] «Высший отец дает свое озарение (Пракаша), а Она, Вимарша-Шакти, производит и творит» («Йогини-Хридайя-Тантра»). [25] В «Санкхья-Карике» говорится, что «нет ничего более нежного, чем Пракрита, которая служит Пуруше для всевозможных форм его наслаждения, в конце концов давая ему свободу и отворачиваясь от него, когда он более не нуждается в Ее услугах». [26] Сат-Чит-Ананда Майя — это в сущности то же, что Сат-Чит- Ананда, но суффикс «майя», как и «рупини», отмечает тонкое различие: она одновременно и своя собственная сущность, Чит, и нечто отличное от нее, поскольку проявляется как Сила. [27] Как говорится в «Йогини-Хридайя-Тантре», «Пара-Дэви — это половое соитие Пракаши (света чистого сознания) и Вимарши (силы сознания). Это состояние Нирвикальпа-джняны, в котором нет разделения на «Это» и «То», на «Я» и «Это». В Викальпа-джняне сохраняется субъект и объект. [28] Парама-Шива имеет в себе два аспекта — Пракаша и Вимарша, или Камешвари и Камишвари, Паралинга. Пракаша — это «проявление непро- явленного». Вимарша происходит от корня mrish — «касаться, производить впечатление, познавать». Это то, что познается мыслью, ее объект. Этот термин, вместе с «Прадханой» и «Пракрита» — символами «зримого», — указывает на принцип объективной реальности. [29] В этом смысле Шакти называется «Гханибхута» (Ghanibhuta), что буквально значит «массивный», или «сконденсированный». Это то состояние собранной, сконденсированной энергии, которое может внезапно породить («Спхурана» — буквально «распухать») Вселенную. (Артур Авалон писал это в 1913 году, когда еще не были разработаны современные космологические идеи о сингулярности, структуре пространства-времени и возникновении Вселенной из точки в момент «Большого взрыва». Существуют и многие другие параллели тантрической космогонии с современными космологическими идеями. Возможно, именно здесь, в теории гравитационного коллапса и сингулярности, можно найти ответ на вопрос о физической природе Изначальной Силы, Кундалини-Шакги. — Пер.) [30] Данный образ тоже несовершенен, потому что такая точка, не имеющая величины, все равно будет иметь положение в пространстве. Между тем точка эта предшествует появлению пространства. [31] Два семени — это Шива и Шакти, а оболочка — Майя. Когда это дву- единство разделено, это — символически — проявление Вселенной. Полагать, что это два отдельных семени, — ошибка, потому что Шива и Шакти — одно целое, имеющее два аспекта. [32] То есть имеющую форму «срингара» — водяного ореха, растущего в озерах Кашмира. Следует заметить, что Янтры, хотя о^и и проецируются на двухмерную плоскость, на самом деле должны были бы быть объемными трехмерными фигурами. [33] Это Карья, или «сотворенный» Бивду, отличный от причинного Карана-Бинду или Парам-Бинду. [34] «Раджа-Йога Сара» цитируется в комментариях Рагхава Бхатга на «Шарада-Тилаку», 1.8. [35] Макрокосм называется Брахмандой, «яйцом Брахмы», а микрокосм — Кшудра-Брахмандой, «малым яйцом Брахмы». [36] Другое название Пракрита — Прадхана, «То, что содержит в себе все вещи». [37] «Санкхья-Таттва-Каумуди», 23. [38] Гниение и умирание — это две из шести Урмис, которые наряду с голодом и жаждой, горем и неведением составляют характерные черты этого тела («Прапанчасара-Тантра», 2). [39] Опыт с фоноскопом, при котором видна конфигурация звуковых волн, описан в учебниках физики. {Примеч. пер.) [40] Tantric Texts. Vol. 3. Introduction. [41] «Нирутгара-Тантра», гл. 4. «С ХАМ-кара это выходит, а с САХ-кара — входит. Джива всегда повторяет высшую Мантру ХАМ САХ». См. также об этом «Дхьяна- Бинду Упанишаду». [42] Йогические тексты говорят о Чит-Чандре, «внутренней луне», мистической «луне» в Сома-Чакре (с которой течет поток нектара. — Пер.). [43] «Нирвана-Тантра», цитируемая в комментариях к «Шат-Чакра Нирупане», говорит, что Параматма — это Дэвата состояния Турья, а «Прапанчасара-Тантра» (XIX) говорит, что Джаграт — это Биджа, Свапна — Бинду, Сушупти — Нада, а Турья — Шакти; растворение за пределами этого всего — Шанта. [44] Приведу пример, который я беру из статьи автора, которого никоим образом нельзя назвать ни «оккультистом», ни «теософом». Генерал Дж.Г. Гаррис заметил скорпиона, приближавшегося к ноге Садху — нищего подвижника. «Не двигайтесь, — сказал он, — у вашей ноги скорпион». Садху разогнулся, и, когда он увидел скорпиона, он указал на него пальцем. Скорпион немедленно в присутствии генерала съежился и умер. «Вы, кажется, уже достигли силы», — сказал генерал, но Садху отмахнулся от этого дела, как не имеющего никакого значения. [45] Некоторые последователи «Бхайрава-Тантры» рассказывали мне о необычном употреблении Мантры. Мужчина проецирует Мантру на женщину, и та испытывает от этого ощущение сексуального соединения. «Вишну- Пурана» также говорит о зачатии одной лишь силой воли. [46] Для понимания природы Вритти их проще всего сравнить с волнами на поверхности воды (сознания), создаваемыми ветром (восприятие). Волны делают воду (сознание) мутной и непрозрачной. [47] Обычно в Муладхаре указываются буквы Ва, Ша, Са и Да. Согласно другим источникам, последняя буква — Сса (так передана буква Са с придыханием — отдельная буква в санскрите. — Пер.). [48] Термин «нерв» употребляется здесь за отсутствием другого эквивалента. Эти Йога-Нади не являются, как физиологические нервы, плотными объектами, но лишь тонкими каналами, по которым жизненная сила движется в теле. [49] «Шарада-Тилака» (12) говорит о том, что, когда в сознании возникает творческая активность, это то состояние, в котором — причина существования субъекта и объекта, ума и материи. [50] Спхота — от корня «спхут» — «раскрываться, как почка» — это то, чем раскрывается частное значение слов. Буквы, как по отдельности, так и в комбинациях, не значат сами по себе ничего. Слово — это не сама вещь, но через слово, когда оно произносится, обозначается знание вещи. То, что обозначает вещь, это раскрытие — Спхота, и это не то, что представляют собой сами буквы. Этот Спхота — вечный Шабда. [51] Термин «Бинду» также означает «капля», ассоциируясь с каплей семени. [52] Випарита- Майтхуна, Шакти находится на Шиве и движется при совокуплении с ним, потому что Она — активность, а Он — инертное сознание. [53] Считается, что последовательно проявляющиеся звуки Нада являются признаком поднимающейся Кундалини-Шакги. В разных Чакрах слышен разный звук, возникающий при прохождении Кундалини через эти Чакры. {Примеч. пер.) [54] Поэтому в «Лалита-Сахасранаме» (106) она называется Muladhara bujarudha. Огонь, Солнце и Луна — это аспекты тройственной дифференциации Пара-Бинду или Камакала. Об этом читайте дальше. [55] Это три Нади, которым в Латасадхане поклоняются как Чандра, Саури, Агни (Солнце, Луна и Огонь) в Маданагара (синоним Йони). [56] Описание взято из «Сангатаратнакары» (144—156). Подробнее об [57] Этот и другие лотосы описываются обращенными вниз. Когда через них проходит Кундалини, они «оживают» и поворачиваются вверх. [58] Хотя об этих Вритти, или качествах четырех форм блаженства, в «Шат- Чакра Нирупане» ничего не говорится, о них есть упоминания в комментариях Таркаланкара к «Маха-Нирвана-Тантре». [59] «Дхьянабинду Упанишада» связывает Биджу каждой из Чакр с пятью Пранами. Биджа ЛАМ связана с Вьяной. [60] Она — «привратница» («Саммохана-Тантра», гл. 2) (имеются в виду «врата Брахмы», Брахма-двара. — Пер.). [61] Иногда его представляют как круг с множеством точек в нем. Как говорится в «Прапанчасара-Тантре», «Акаша имеет неисчислимые Сушира — это Чидра, или промежутки между своей субстанцией. Оттого, что он имеет такую природу, вещи существуют в пространстве». [62] Остров сокровищ — Мани-Двипа — это символ высшего состояния сознания, достигаемого в Самадхи, а океан нектара (Судха-Сагара) — белый, сияющий и холодный — это само чистое сознание, Унмани. {Примеч. пер.) [63] Бхупура — часть Янтры. Три внешние линии Шри-Чакры. [64] Другие источники, например «Трипурарнава», говорят, что Дэви называется «Трипура», потому что она сияет в трех Нади — в Сушумне, Иде и Пингале, а также в Буддхи, Манасе и Читте. («Трипура-Сундари» буквально переводится как «красавица трех городов». — Пер.) [65] Кама-Биджа — слог КЛИМ. КЛИМ-кара — это желание Шивы (Шива- Кама). Это Камакала в состоянии Турья, через которое и достигается освобождение (Бхаскарарайя. Комментарии на «Лалита-Сахасранаму» (шлока 189). [66] Бхаскарарайя. Комментарии на «Лалита-Сахасранаму» (шлока 177). [67] По замечанию Пандита Р. Анантакришна-Шасти, переводчика «Лалита-Сахасранамы» (213), три «ноги» («Пада») объясняются в другом трактате Бхаскарарайя так: белое — чистое сознание (Самвит), красное — высшая индивидуальность (Параматман) и смешанное — это нераздельное единство первого и второго в том, что мы называем «Я». Это символически и называется «три ноги» — Инду (белое), Агни (красное) и Рави (смешанное). [68] «Дэви-Бхагавата-Пурана» говорит: «Самбхави белая, Шри-Видья красная и Шиама — черная». Янтра Шри-Видья — это уже упомянутая Шри-Чакра. [69] Половое соитие как единение Шивы и Шакти. Согласно Тантрам, оно существует в трех формах: ритуальное соитие мужчины и женщины, соединение Кундалини-Шакти и Парама-Шивы в Шат-Чакра Бхеда, и соединение человека, как Пуруши («зрящего») со Вселенной, как Пракрита («зримым»). {Примеч. пер.) [70] Чтение алфавита от начала до конца, а чтение от конца к началу называется Вилома. Анулома символизирует эволюцию, Сришти, движение вперед, а Вилома — это Нивритги, путь возвращения. [71] Dr. Basu B.D. Essay on the Hindu System of Medicine. Guy’s Hospital Gazette. 1889. Cit. in: prof. SarkarB.K. Sacred Books of the Hindus. Vol. 16. [72] «Джана-Самкалини-Тантра», «Самхита-Ратнакара», а о функциях Аджна-Ваха-Нади и Мановаха-Нади — «Упаскара» Шанкара Мишры. [73] Это напоминает слова одного врача, который заявил, что сделал сотни вскрытий мертвых тел, но нигде не видел следов души. [74] Цит. в комментарии к шлоке 42 «Кама-Кала-Вилаши». [75] Кала (Время) — все виды времени, от мгновения моргания одного глаза до периода между Пралайями. Солнце и Луна включаются в эту группу. [76] Подобно сознанию, с которым он одно, йогин находится по ту сторону обеих («Хатха-Йога Прадипика», 4.37). [77] Согласно индийским идеям, семя существует в своей тонкой форме по всему телу. Под влиянием сексуального желания оно опускается вниз и в половых органах перерабатывается в грубую форму. Чтобы быть Урдхварэтас, недостаточно только предупреждать извержение уже сформировавшегося семени, но нужно предупреждать само образование грубого семени и достичь его всасывания в общую систему. Тело мужчины, который является истинным Урдхварэтас, имеет запах лотоса, а целомудренный мужчина, у которого формируется семя, приобретает запах, подобный запаху козла. чительной медицинской ценности, в качестве средства промывания мочевого пузыря, это также и Мудра, которая применяется при половых актах. Этим способом последователь Хатха-Йоги всасывает в себя силы женщины, без утрачивания каких-либо своих веществ или сил. Но эту практику нужно осудить, как несправедливую по отношению к женщине, которая «вянет» от такого обращения. [79] Мантра ХУМ-ХАМСАХ: ХУМ — называется Курка-биджа. ХУМ — это Каваки-Биджа и значит «Да буду я защищен». ХУМ успокаивает Каму (желание) и Кродха (гнев). Кама — это творческая воля, а Кродха — это противоположное ей, растворение (Лайя). Так называемые «гневные» Дэвата вовсе не гневны в обычном смысле слова, но становятся таковыми лишь в том аспекте, когда они предстают как Владыки Растворения. Этот их аспект предстает гневным или ужасным лишь для тех, чье мышление носит чисто мирской характер. Как говорится в Тара-Мантра, ХУМ — это звук ветра, который сильно дует над озером Кола к западу от горы Меру, в то время, когда проявляется Она, Дэви. ХАМСАХ — это Пракрита (САХ) и Пуруша (ХАМ), или Дживатма. [80] Согласно «Дхьяна-Бшщу Упанишаде», Кхечари-Мудра называется так, потому что Чипа движется в Кха (Акаше) и язык с помощью этой Мудры входит в Кха. [81] «Ум фиксируется на Аджне» — прекращение дыхания и нечувствительность. В результате этого йогин может быть похоронен в земле без воздуха, пищи и питья, как и в том случае, который описан в статье доктора Мак-Грегора и лейтенанта А.Х. Буало, цитируемой в «Трактате о философии Йогов» Н.С. Пауля (с. 46). [82] «Вверху нёба» — Луна расположена в области нёба вблизи Аджны. Здесь, под Аджной, находится Сома-Чакра, откуда исходит поток нектара, который, согласно другому мнению, начинается выше. Он опускается к «Солнцу», находящемуся около пупка, которое поглощает его. С помощью Випарита-Карани «солнце» и «луна» изменяют свои позиции, и внутренний огонь (Антарагни) возрастает. [83] Они лишены силы и безжизненны, как и всякая часть тела, из которой ушла Прана-Шакти. [84] «Шандилья Упанишада» (гл. 1) говорит: «Как львы, слоны и тигры приручаются постепенно, так и дыхание должно быть правильно управляемо и находиться под контролем, иначе оно убьет практикующего». Поэтому его нельзя пробовать без руководства. Многие навредили себе, и кое-кто умер вследствие ошибок, допущенных в Пранаяме, которая должна применяться в соответствии с потребностями каждого. Поэтому необходимо иметь опытного Гуру. [85] «Шандилья Упанишада» (гл. 1) говорит, что с помощью Кэвалы достигается знание Кундалини, человек становится Урдхварэтас, и энергия его семени идет вверх, вместо того чтобы трансформироваться в грубое семя, которое Апана направляет вниз. Бинду (энергия семени) должна быть побеждена, иначе Йога не удалась. [86] Дхьяна-Йога Самадхи, достигаемая посредством Самбхави-Мудры, в которой после медитации над Бинду- ' Так у автора: «Compression above and expanding below» (P. 234). {Примеч. пер.) эти Бхавы не могут быть Саттвичными, пока Сатгва не станет «духовной», — это специфический пример современного индийского похода, вызванного английским образованием и боязнью воспроизводить санскритские термины по-английски. [89] Садахара — братья, рожденные от одной матери. [90] Вамачара — сексуальные ритуалы тантризма. (Примеч. пер.) [91] Brahma Upanishada. Anandashrama Series. Vol. XXIX. P. 235. [92] Ibid: Р. 262. [93] Brahma Upanishada. Р. 43. [94] Ibid. P. 145. [95] Ibid. P. 61. [96] Ibid. Р. 345,441,450,451,458, 460. [97] Ibid. Р. 477. [98] Ibid. Р. 520. [98] Комментарий Манорамы. [99] Брахмананда — знаменитый бенгальский Парамахамса и учитель Свами Пурнананды, автора «Шат-Чакра Нирупаны». Брахмананда был автором известного трактата «Шактананда-Таранггини». [100] Чакра — дословно «колесо». (Примеч. пер.) [101] То есть приобретает искусство красноречия, становится поэтом. Он знает начало и конец всех вещей и способен объяснить все. [102] Этим словом правоверные индуисты называют всех неиндуистов, подобно тому как эллины называли «варварами» всех неэллинов. [103] Так индуистская традиция указывает время жизни этого философа. (По оценкам западных ориенталистов, он жил в VIII веке н. э. — Пер.) [104] «Yogo bhogayate, moksayate samsarah» — «Куларнава-Тантра». наслаждение, которое, как и всякое другое блаженство, исходит из высшего блаженства, и оно — лишь бледное отражение того наслаждения, которое обеспечивает нам освобождение от перерождений. Это блаженство низшей Садха- ны, а соединение Кундалини-Шакти с Шивой — это высшая Садхана. [106] Hrdayam Paramesituh. «Йогини-Хридайя-Тантра» говорит: «Она (Изначальная Сила) — то сердце, из которого выходят все вещи». [107] Это, по словам «Йогини-Хридайя-Тантры», совокупление Яти — тех, кто контролирует свои страсти. [108]Самарасия — наслаждение от соединения мужчины и женщины, все равно — телесного или душевного. [109] Для взора Сиддха, дух которого является Удасиной (простым свидетелем, «не-умом»), в становлении, Адхьясе, нет ничего реального (в индийском смысле этого слова, как его употребляет Шанкара). Творение (Сришти) — это Виварта, или видимая, кажущаяся, а не реальная эволюция. Адхьяса — это обретение атрибутов, которыми данная вещь реально не обладает. [110] Approaches to Truth и The Patent Wonder, изложение в современных терминах древнего ведантического учения. [111] В электростатической машине происходит накопление электрического заряда. {Примеч. пер.) [112] «Пить, пить и еще раз пить» — эти слова из «Куларнава-Тантры» относятся не к действительному питью, а к поднятию Кундалини (и к «питью» нектара «запредельного блаженства», Парамананда-Расы. — Пер.). [113] Хотя этот Пандит и не практиковал сам эту Йогу, он изучил ее благодаря брату, который был адептом этой Йоги. Его утверждения я всегда находил весьма ценными. Следует напомнить, что, изучая или практикуя Йогу, этот Пандит мог и не ориентироваться в научных объяснениях ее теории и практики.
|