Театральная музыка, связанная со сценой, действием, игрой актеров (оперы, балеты, оперетты, музыка для кино и драмтеатра).
Вместе с тем, жанры можно характеризовать и по содержанию. Названия - лирическая, драматическая, эпическая музыка - указывают на общую характеристику жанра за содержанием. К такого рода жанровой характеристике относятся и понятия "программная" или "непрограммная" музыка. Соната, симфония, увертюра, сюита, концерт, поэма, фантазия, баллада - все это названия более или менее крупных произведений. Более определенная жанровая характеристика находится в двойных названиях: драматическая, лирическая опера или симфония, драматическая поэма, пасторальная соната, свадебный марш и тому подобное. К жанровым названиям произведений меньших размеров можно отнести прелюдии, каприччио, багатэли, скерцо, песни без слов, этюды, ноктюрны, баллады, интермеццо, рапсодии, этюды-картины, сказки и другие. В ряде случаев в названиях произведений отражается национальная жанровая характеристика, как вот: "Итальянский концерт", "Английские" или "Французские сюиты", "Норвежские танцы", "Арагонская хота", "Испанское каприччио" и другие. В непрограммной музыке наиболее определенными являются названия танцевальных жанров: гавот, менуэт, полонез, вальс, мазурка, полька, Коломыя. Таким образом, в процессе исторического развития музыки с одной стороны значительно изменились в своем значении жанровые названия, а с другой - эволюционировали и сами жанры. Перечислять основные жанры, стили и подстили музыки можно очень и очень долго. В следующей главе мы познакомимся с отдельными жанрами музыкального искусства. Краткая характеристика основных музыкальных жанров Народная музыка Народная музыка (фольклорная) - художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы: песни, инструментальные наигрыши и пьесы. Фольклорная музыка является тем самым началом начал, которое, развиваясь, привело к появлению всех современных музыкальных стилей и направлений. Народная песня, наиболее распространенный вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества. Отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры. Инструменты в фольклорной традиции используются в основном либо в быту пастухов, либо для аккомпанемента некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространенные струнные инструменты - гудок, гусли. Наиболее известные духовые инструменты: дудка (она же сопель, пищалка); жалейка (рожок) - инструмент с одним или двумя деревянными стволами, с раструбом из рога; кувиклы. С 19-20 вв. распространение в народном быту получили такие инструменты, как балалайка, мандолина, гитара, баян (гармонь). Жанровая система русского фольклора включает следующие основные виды: календарные обрядовые песни; песни свадебного цикла; эпос;танцевальные жанры; лирические песни; частушки. Вокальное искусство Пение (вокальное искусство) - исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкального произведения, один из древнейших видов музыкального искусства. Пение может быть со словами и без слов. Обычно пение сопровождается инструментальным аккомпанементом, но может осуществляться и без него - а капелла. Для исполнения профессиональной музыки голос должен быть специально приспособлен и развит. Вокальное искусство различается по видам (сольное, ансамблевое, хоровое), жанрам (оперное; камерное - концертное исполнение арий, романсов, песен), стилям (певучее - кантилена; декламационное - речитатив; колоратурное). Вокальная музыка - самый древний вид музыкального искусства, ровесница человеческой речи. На заре существования человеческого общества, тогда же, когда человек научился применять звуковую речь как средство для общения с другими людьми, возникли и первые примитивные формы вокальной музыки, тесно связанные с самими формами существования первобытных племен. Это были пастушеские зовы, охотничьи или военные кличи, восклицания, объединявшие усилия людей в совместном труде. Из этих восклицаний возникли впоследствии трудовые песни. Уже тогда музыка - и именно вокальная музыка - сопутствовала человеку на протяжении всей его жизни. Матери убаюкивали младенцев колыбельными песнями, песня сопровождала игры детей и развлечения взрослых, и, наконец, люди оплакивали утрату своих близких тоже в песнях-причитаниях. С тех давних пор человечество прошло огромный, многовековой путь. Изменилось, развилось и усложнилось и музыкальное искусство, обогатившись новыми средствами выражения. Но и многие древнейшие формы вокальной музыки продолжают жить, сохранившись в быту и в искусстве цивилизованных народов, и при этом не как пережиток, а как естественное выражение человеческих чувств. К таким бессмертным формам вокальной музыки относится, например, колыбельная песня, да и многие другие жанры народно-песенного искусства, уходящего своими корнями в далекое прошлое. Существуют три основных типа построения вокальных мелодий и соответственно три манеры пения: певучий стиль, где требуется широкое, плавное, связное пения - кантилена; декламационный стиль, где пение воспроизводит строение и интонации речи (речитатив - род вокальной музыки, приближающийся к естественной речи при сохранении фиксированного музыкального строя и регулярной ритмики. Применяется в опере, оратории, кантате; колоратурный стиль, где мелодия в известной мере отходит от слова и уснащается многими украшениями, пассажами, исполняемыми на отдельные гласные или слоги. Пение без слов - вокализ, музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук, обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны и вокализы для концертного исполнения.
|