ПЕРЕПИСКА С Н. МАЛЬБРАНШЕМ
Переписка была впервые издана в 30 экземплярах Ф. Дидо («Lettres au P. Malebranche et au P. belong». Paris, 1820). Затем она вышла в издании В. Кузена («Philosophic moderne». Bruxelles, 1841). У Герхардта издана после сверки с оригиналом. Переписка включает 16 писем: 10 писем Лейбница Мальбраншу и 6 ответных писем Мальбранша. Николай Мальбранш (1638— 1715) — крупный философ, а также математик, теолог, первоначально картезианец, создатель философии окказионализма. Главный философский труд Мальбранша — трехтомное сочинение «Разыскания истины» («De la Recherche de la Verite») часто упоминается Лейбницем, Еще при жизни Мальбранша эта работа выдер-
==683
жала шесть изданий. По инициативе герцога Шевреза Мальбранш издал те места из указанного сочинения, где рассматривались вопросы религии и морали, в виде отдельной книги под названием ^Христианские беседы», автором которой он не хочет признавать себя в переписке с Лейбницем. Остается неизвестным, когда и прп каких обстоятельствах Лейбниц вступил в общение с Мальбраншем, особенно если учесть уединенный образ жизни последнего. Ясно только, что, будучи в Париже, Лейбниц встретился с Мальбраншем и уже тогда начал с ним переписку, которая с перерывами продолжалась до 1711 г. Переписка имеет большое значение для прояснения отношения Лейбница к картезианству. На русском языке ранее не издавалась. Перевод с французского выполнен по изданию Герхардта (I 321—361).
1 Письмо (Герхардт I 321—323) относится, по-видимому, к 1674—1675 ri. — 297.
2 Ответное письмо Мальбранша Лейбницу без указания даты (Герхардт I 323—324), относится примерно к тому же времени, что и предыдущее письмо Лейбница. — 300.
3 Слова на самом деле разъединены, отсутствующие в оригинал, вставлены издателем переписки Кузеном. — 300.
4 Письмо (Герхардт I 324—327) написано, по-видимому, в 1675 г. Неудовлетворенный кратким ответом Мальбранша на первое письмо, Лейбниц в этом новом письме разъясняет свои мнения более детально. Вероятно, оно осталось без ответа. — 301. '> Речь идет о Вальтере Чирнгаузе. — 304. 1! Сестры герцогини Софии Ганноверской. — 304.
7 Имеется в виду неразрешимая в рамках картезианской философпп проблема психофизического взаимодействия. — 305.
8 Обратный метод касательных (лат.). — 305. a По данным свойствам ее касательных (лат.). — 305. 10 Т. е. методами аналитической геометрии Декарта. — 305. ^ Письмо (Герхардт I 329—330) не датировано. Служит ответом на письмо Лейбница от 13 января 1679 г., поэтому можно заключить, что оно написано в первой половине этого года. — 306.
12 Возможно, «Христианские беседы* былп созданы прп участии аббата Катлана, ученика п друга Мальбранша. — 306.
13 Лейбниц имеет в виду свой диалог «De libertate» (О свободе), написанный в 1673 г. в Париже п показанный им А. Арно прп их первом знакомстве в Париже в том же году. — 308.
14 Все, что действует, и поскольку оно действует, является свободным (лат.). — 308.
16 Здесь у Лейбница примечание на латинском языке: «Однако высшее совершенство я постигаю абсолютно, иначе я не мог бы применить [его] к числу, где оно [обычно] применяется всуе». — 309.
16 В рукописи испорченное место. — 310.
17 Данный текст (Герхардт I 334—339) представляет собой найденный в бумагах Лейбница набросок письма, адресованного предпотожительно Мальбраншу. На рукописи пометка Лейбница: «Не отправлено». Судя по содержанию, текст относится к 1679 г. — 311.
18 Имеется в виду аббат Катлан. — 311.
19 Согласно Декарту, шишковидная железа служит посредником между физиологическим и психическим процессами. — 312, ==684
20 Возьми фунт второго элемента, пол-унции ветвистого тела, драхму тонкой материи, смешай, и да будет золото! (лат.). — 312.
21 Здесь и ниже речь идет о Декартовых «Ответах на возражения», приложенных ко 2-му изданию его работы «Метафизические размышления» (1647, на французском языке). — 314.
22 Что положения, противоречащие друз другу, не могут быть одновременно истинными (лат.), — 315.
23 Что настоящее время не зависит от ближайшего предшествующего и пр. (лат.). Здесь п ниже — аксиомы, положенные в основу Декартовых «Ответов на возражения». — 315.
24 Все, что есть совершенного в вещи, содержится в ее первопричине (лат.). — 315.
25 Если бы мыслящая вещь знала о мыслях, которых у нее нет, она постоянно задавала бы их себе при условии, что они были бы в ее власти (лат.). — 315.
28 Если. бы только она знала и о том, что совершенства в ее власти, и, наконец, о том, что у нее их нет (лат.). — 315.
я Наибыстрейшее движение, наибольшее число (лат.). — 316.
28 В пункте втором (лат.). — 316.
29 Между совершеннейшим бытием и наибольшим числом (лат.). — 316.
80 Ибо наибольшее число тождественно числу всех единиц. Число же всех единиц тождественно числу всех чисел (так как любая единица, добавленная к предыдущим, всегда создает новое число). Число же всех чисел подразумевает то, что я объясняю следующим образом. Для любого числа имеется соответствующее число, которое равно удвоенному данному. Следовательно, число всех чисел не больше числа четных чисел, т. е. целое не больше части (лат.). — 316.
31 На этом рукопись обрывается. — 316.
32 Письмо содержит краткие ответы Мальбранша на вопросы, поставленные в письме Лейбница от 22 июня 1679 г. — 316.
33 См. прим. 6 к с. 304. — 317.
34 Конец фразы в оригинале отсутствует. — 317.
35 Антуан Арно и Пьер Николь в то время поселились в янсенистском монастыре Пор-Рояль. — 317.
36 Лейбниц сделал здесь пометку: «Необходимо иметь в виду, что квадрат величины У—1 равен —1, а ее куб равен —1)^—1».— 319.
37 Это письмо, вероятно, первое после большого перерыва в переписке Лейбница с Мальбраншем. Тон, письма Мальбранша резко изменился по сравнению с тем, который был характерен для его писем к Лейбницу конца 70-х годов. Теперь он относится к Лейбницу с большим почтением — ведь Лейбниц к этому времени стал европейски известным ученым и философом. В письме говорится о заметках, сделанных Лейбницем по поводу трактата Мальбранша о законах передачи движения и (вероятно, осенью 1692 г.) посланных Мальбраншу через какого-то посредника. Эти заметки (Герхардт I 346—349) помещаются нами после настоящего письма как «Приложение». — 320.
38 Речь идет о сочинении Мальбранша «Traite dos loix de la communication des mouvements» (Трактат о законах передачи движения), вышедшем первым изданием в Париже в 1692 г. — 320.
39 Спор о приоритете в открытии дифференциального и интегрального исчисления между Лейбницем и Ньютоном возник поздиее, в конце 90-х годов. — 321.
==685
40 Изложение этих правил содержится в «Приложении» к данному письму. — 321.
41 Это первое письмо французского математика Г. Ф. А. де Лопиталя Лейбницу датировано 14 декабря 1692 г. (Герхардт I 345). — 323.
42 См. прим. 37 к с. 320. — 323.
43 Имеется в виду статья о принципе непрерывности в «Nouvelles de la Repubhque des Lettres» за сентябрь 1686 г. — 323.
44 Если упорядочен» исходные данные, то должны, быть упорядочен» и согласованы между собой и искомые (лат.). — 325.
45 Письмо (Герхардт I 349—352) не датировано; судя по всему, оно написано в 1693 г. Служит ответом Лейбница на письмо Мальбранша от 8 декабря 1692 г. — 326.
4в В октябрьском номере «Acta Eruditorum» за 1684 г. в статье «Nova methodus pro maximis et minimis...» (Новый метод максимумов и минимумов), открывшей в науке эру дифференциального и интегрального исчисления. — 327.
47 См. «Замечания к общей части Декартовых «Начал»» (замечание к пункту 53 2 и части). — 328.
48 Лейбниц имеет в виду свою работу «Hypothesis physica mova» (Новая физическая гипотеза, 1671), состоявшую из двух частей: ^Теория абстрактного движения» и «Гипотеза конкретного движения». — 328.
4» Т. е. в «Journal des Scavants». — 328. 60 Антуан Арно умер 8 августа 1694 г. — 331.
51 Греческая пословица, соответствующая русской «Милые бранятся — только тешатся». — 331.
52 Т. е. генерал ордена иезуитов. — 331.
63 По вопросу о совместимости свободы и благодати. — 331.
54 Имеется в виду издававшаяся янсенистами Пор-Рояля tBibliotheque de la grace». — 331.
55 Осуждение Арно католической церковью было вызвано его Продолжительной борьбой с иезуитами, которую он вел с позиций янсенизма. В частности, осуждению подверглась его близкая к кальвинистской трактовка проблемы соотношения свободы и благодати. te пяти предложениях было сформулировано существо спора между 'янсенистами и иезуитами. — ==331
56 См. прим. 13 к с. 308. — 331.
57 Принцип непрерывности (см. прим. 43 к с. 323) произвел большое впечатление на Мальбранша. Впоследствии критика Лейбницем физических принципов картезианцев побудила Мальбранша внести существенные изменения в свой трактат о движении (см. прим. 38 к с. 320). Во 2-м издании трактата (1698) была учтена кригика Лейбница. — 332.
58 См. прим. 16 к с. 361. — 332.
69 Это письмо служит ответом на письмо Лейбница от 2—12 октября 1698 г. — 332.
60 «О науке о бесконечном» (лат). — 333, 61 См. прим. 38 к с. 320. — 333. ' в2 В 1699 г. Мальбранш был избран членом Королевской Академии наук Франции. — 334.
63 См. письмо Мальбранша Лейбницу от 8 декабря 1692 г. — 835.
64 Или, в современных терминах, «количество энергии». — 835, 68G
5 Имеется в виду известный швейцарский математик Иоганн Бернулли (1667—1748). Ср. письмо Лейбница Бейлю от 27 декабря 1698 г. ~ 335.
66 Речь идет о работе Лейбница «Codex juris gentium diplomaticus», вышедшей в 1698 г. — 335.
«7 Т. е. герцога Ганноверского Георга-Людвига. Мальбранш не был в курсе враждебных отношений, сложившихся у Лейбница с герцогом. Георг-Людвиг (в отличие от двух его предшественников Иоганна-Фридриха и Эрнста-Августа) не только не поощрял разносторонних научных занятий Лейбница, но и всячески им препятствовал, принуждая его посвящать все время написанию многотомной генеалогии Ганноверскои династии. Из чисто политических соображений (он рассчитывал на английский престол) герцог занял враждебную по отношению к Лейбницу позицию в его известном споре с Ньютоном о приоритете в открытии дифференциального и интегрального исчисления. Став королем Англии (под именем Георга I), он запретил Лейбницу выезжать из Ганновера и лишил его многих прежних привилегий. — 338.
68 Письмо (Герхардт I 360—361) не датировано. Оно касается идей, высказанных Лейбницем в сочинении «Теодицея», опубликованном в 1710 г. — 338.
69 Текст, заключенный в угловые скобки, отсутствует в сохранившейся копии письма. — 339.
70 Эта заметка Лейбница, помещаемая нами как «Приложение» к переписке с Мальбраншем, впервые опубликована в издании Распе («Oeuvros philosophiques... de Leibniz». Amsterdam, 1765, p. 499— 501). Написана после 1706 г. — после выхода посмертного издания сочинений Локка («Posthumous Works». London, 1706). Эрдман (XXIII) датирует ее 1708 г. На русском языке ранее не издавалась. Перевод с французского выполнен по изданию Герхардта (VI 574— 578). - 339.
71 Аргумент, рассчитанный на незнание (лат.). — 339,
|