Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Часть вторая. заключает как опровержение того пути для церковного флота, который предлагается некоторыми, так и очевидное доказательство пользы морского похода на Египет




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

заключает как опровержение того пути для церковного флота, который предлагается некоторыми, так и очевидное доказательство пользы морского похода на Египет, и имеет десять глав.

I. О том, что церковное войско никаким образом не должно идти сухим путём. Из всего вышесказанного и вышеописанного следует, что нет необходимости для войска следовать сухим путём, как то никогда сделали наши достославные предки. Сухим путём не следует идти, потому что в этом случае войску угрожают многие опасности; дорога длинная и трудная; встречаются различный государства и многообразные препятствия; сверх того, большой недостаток в съестных припасах и прочем необходимым для войска. Быть может, кто-нибудь скажет, что поход брата Петра, но прозванию Пустынника, и Готфрида Бульонского, совершенный сухим путём, удался счастливо; на это отвечаю: их поход был благоприятствуем не человеческою предусмотрительностью и силами, но божественною помощью, и имел счастливый исход, вследствие высшей благодати.

В последующих 9 главах этой части автор подробнее развивает доводы в пользу первоначальная овладения Египтом, чтобы сделать из него базис для дальнейших военных операций; опровергаете тех, которые считали лучшим путём Армию или Кипр, и при этом то ссылается на исторические примеры, почерпнутые им из похода Людовика IX Св., то объясняет свою мысль аллегориями, сравнивая весь Восток с крепостью, для которой Египет служит главными воротами, или, называя Египет деревом, под сенью ветвей которого покоится весь остальной Восток. [724]

Вся последующая третья часть, в 4 главах, посвящена на подробное объяснение, почему для христиан необходимо при устьях Нила устроить военную колонию, на подобие того, как устроилась Венеция при устьях Цо; история Венецианской республики доставляет автору множество доказательств его основой мысли, как несокрушима сила города, владеющего устьем реки, прорезывающей глубоко материк.

Четвертая и последняя часть второй книги составляет самый важный отдел всего сочинения, в котором автор успел развернуть во всем блеске свою разнообразную ученость и практическую опытность, приобретённую им долгими странствованиями и личным знакомством с восточными странами.

Четвертая часть,

содержащая в себе изложение способа, средств и вероятных доводов в пользу счастливого исхода предприятия, и доказательства того, что мусульмане и еретики не будут в состоянии защитить страны; состоит же эта часть из 29 глав.

I. О некоторых доводах против успеха христианского войска и опровержение их. На все вышесказанное, быть может, кто-нибудь возразит и скажет: "Приведенные примеры из истории Венеции действительно убеждают нас, что достаточно указанного числа войска для овладения приморскою частью Египта, и что оно может хорошо держаться там; но из этого не следует, что христиане тем самым могут нанести вред сарацинам или покорить их и победить тем или другим способом. Во-первых, если ты захочешь идти вверх по Нилу с твоим вооружённым флотом, то знай, что река местами до того узка, что неприятель может с того или другого берега забросить огонь на твои корабли, и тем самым сжечь флот вместе с экипажем (cum gente). Во-вторых, сарацины опустеть в руку Нил цепи, сделают запруды (stellatae), набьют сваи (pallotac) или построят мост на судах, как то было сделано у Франколина в округе Феррары; им же все это исполнить тем легче, что они могут укрепить конец моста на одном берегу, а на другом будут держать его наготове для спуска по течению, когда то потребуется, и притом на обоих берегах им можно содержать стражу. Таким образом, когда христиане приблизятся со своим флотом к их цепям или мостам, они отпустят мост с одного берега, и течением реки он сам прижмёт христианские суда к берегу; между тем сарацины, стоящие на берегу, могут весьма удобно перерезать весь экипаж. На все это я имею ответ; начнём с первого пункта: ваше войско будет настолько предусмотрительно и заботливо, чтобы иметь при себе все необходимое для потушения огня, и притом этот огонь, когда его только что бросили, легко уничтожается; и так это вовсе не мешает христианам делать свои нападения. Относительно второго пункта скажу, что если сарацины изготовят цепи, запруды и сваи, то им же придется вследствие того содержать большую стражу и не малое число людей для охранения [725]цепи, запруд и свай, притом на обоих берегах и во многих пунктах, особенно же в рукавах Дамиетты и Раксета, ибо они весьма широки. Но, не смотря на все то, христиане могут смело идти на эти цепи, сваи и мосты вместе со своими кораблями и подъемными машинами (arganis); нужно только избегать времени полноводья и сильного течения; наместник, как человек благоразумный, дождется такой эпохи, когда настанет мелководье, или когда подуют столь сильные ветры с моря и погонят воду его в рукава Нила, так что течение, и без того медленное, почти совершенно останавливается; тогда, пользуясь этим же самым ветром, попутным для себя, он пошлет вперёд лучшие из своих кораблей и самые тяжелые, чтобы удар был сильный, и они вместе с подъемными машинами, на всех парусах, двинутся вверх по течению; толчок, данный ими, будет так действителен, что они пробьют мосты, цепи и сваи, повалят их и разбросают по сторонам; затем они могут плыть, куда им угодно и с божьею помощью овладеют всею рекой; так христиане уже делали, как я слышал, около Дамиетты. При этом надобно иметь в виду то, что когда армия Вашей Святости, состоящая из 15 тысяч пехоты и 300 всадников на жалование, овладеет берегом, то еще до окончания года около неё соберется до 5 тысяч людей без жалования, которые навезут туда съестных припасов и других, необходимых для войска вещей, а потому можно сказать, что всего будет до 20 тысяч человек; при таком же числе, с божьею помощью, нельзя сомневаться в добром успехе вашего войска. .

В следующих главах (II, III и IV) автор опровергает другие возражения своих противников, доказывая, что султан не может отвести Нил в Океан (т. е. чрез Чермное море), чтобы таким образом не уничтожить значение устьев Нила, и что население Египта и Сирии хотя многочисленно, но непривычно к морскому делу. Глава V и последующие, до VIII включительно, посвящены на описание устройства судов, более удобной конструкции для предстоящей войны, и особенного вооружения людей применительно к характеру новой борьбы с неверными. Затем автор переходит к подробной смете содержания армии.

IX. О том, как наместник должен распределить войско и в каком порядке и размере будет выдаваться ему провиант. Сверх вышесказанного Вашей Святости почтительнее докладывается о необходимости того, чтобы наместник христианского воинства или его вождь получил от Вашей Святости строгую инструкцию, и чтобы ему было вменено в непременную обязанность заботиться, особенно о распределении (ad ordinandum) своих людей: наместник или вождь должен разделить как получающих жалование, так и находящихся по другим делам в войске, на тысячи, сотни, полусотни и десятки; каждый такой отряд получает начальника или главу, которому дается такая власть, чтобы он в глазах всех занимал место наместника Вашего Высочества. Но и этого недовольно: необходимо с такою же заботливостью печься о всеобщем продовольствии, как о [726]тех, которые получают жалованье, так и о тех, которые будут сочтены достойными того по своему крайнему и недостаточному положению; особенно следует обращать внимание на то, чтобы тайно и преступно не обкрадывалось войско. Также я считаю хорошим и полезным делом для обеспечения войска, если наместник и его совет допустят, чтобы на каждой галере, кроме общей раздачи, была допускаема продажа всего необходимая в походе, особенно же по части продовольствия и одежды, но по таксе (cum lucro justo); никто не может заниматься такою торговлею, кроме получивших на то дозволение от наместника и его совета. Кредита (credentia) при продаже вещей соразмеряется со средствами лица; после же, при получении жалования, делается расчёт, так чтобы никто не был обманут или притеснён. Вся выручка от подобной продажи обращается в общую пользу армии; во всем же прочем должно следовать специальным инструкциям. В военном деле выше всего строгий порядок.

X. О количестве выдаваемого провианта, и как венецианцы продовольствуют своих наёмников; о числе людей, сроках, веса и меры, и о том, что следует по справедливости.Надобно знать, что в день на человека отпускается полтора фунта сухарей (panis biscocti, откуда новейшее слово: бисквит); в месяц следует считать 30 дней, в году же 12 месяцев, из которых каждый состоит из 30 дней. Таким образом, будет недоставать в году 5 дней с четвертью, зачисляя сюда и високосный год. Сверх того нужно знать, что секстарий (sextarius, род нашего четверика) сухарей весит до 90 фунтов, а из хорошей муки даже 105 фунтов: таким образом у венециан всегда остается в экономии 1/6 часть (т.-е. 15 фунтов). Вследствие того на содержание каждого человека в год, т.-е. в 365 дней с 1/4, приходится - считая секстарий в 90 фунтов — 6 секстариев, 7 фунтов и 10 1/2 унций………. Каждому служащему на жалованье отпускается в день по одной мере вина весом в 1/4 фунта; если фунт помножить на 70, то получим меру, называемую в народе бигонцием(bigontium, бочонок); а 4 бигонции составляют одну венецианскую амфору(amphoram, бочка). Таким образом, у венецианцев в год на человека требуется один бигонций, 21 фунт с 1/4 и 1/16 долею фунта. Кроме того, на каждого человека отпускается по одной унции сыра ежедневно, что в год составляет всего 30 фунтов и 5 1/4 унций; и на 30 дней соленой свинины 3 фунта и 3 унции, что в год составляете 39 фунтов и шесть унций с четырьмя скрупулами (sagiis) на человека. Также получаете в день каждый из служащих на жалование сороковую часть одной квартаролы(quartalorae) бобов или других овощей, по венецианскому способу меры. А чтобы дать понятие об этой мере, скажу, что 4 квартаролы составляют одну четвертку, а четыре четвертки один венецианский секстарий.Три венецианских секстария образуют одну солму (solma) в Апулии, как овощей, так и хлеба. Таким образом, в год придется на человека овощей полсекстария, 1 5/40 и 1/4 от 1/40квартаролы. [727]

Далее автор, на основании расчёта по содержанию одного человека представляет расчёты на содержание 100, 1,000, 10,000 и 100,000 человек, при помощи простого умножения; объясняет способ раздачи поименованного провианта по дням постным и скоромным, и говорит наконец о рыночной цене продуктов того времени.

При всем этом особенно важно знать значение мелкой венецианской монеты: венецианский серебряный грош (grossus) = 32 малым венецианским денариям (Венец. денарий на современная деньги равняется 1 1/2 сантинам франц. монеты (сто сантинов составляют франк, около 25 к. с., а по нынешнему курсу свыше 40 коп.). См. Cibrario, Econ. polit. du moyen S.ge, trad, par Barnaud, II, 232 стр.), так что 7 1/2 грошей составляют 20 малых солодов, а 20 солодов венецианскими грошами=32 фунтам; остальные цифры можно получить чрез умножение. По этой монете секстарий сухарей в 90 фунт, веса стоит 32 1/2 солида, и фунт придется в 4 1/3 денария. Если на человека положить полтора фунта сухарей в день, то это будет стоить 6 1/2 денариев (около 2 1/2 к. сер.; следов. 1 ф. хлеба стоил 1 1/4 коп.); в 30 дней, считая 45 фунт, на человека, выйдет 16 солидов и 3 денария. Амфора вина полагается ценою в 15 фунтов и 15 солидов, что на венецианские гроши делает 9 солидов, 10 грошей и 4 денария; бигонций вина будет стоить 3 фунта, 18 солидов и 9 денариев; но этому расчёту фунт вина = 13 1/2 денариям. В день человеку нужно 1/4 фунта вина (кварта), что стоит 3 3/8 денария; в месяц же на 3 гроша и 5 1/4 денария.

Такой же подробный расчёт автор приводит для свиного мяса и бобов, и затем подводит итог всего суточного содержания человека.

Таким образом, весь расход на содержание одного человека обойдется, считая хлеб, вино, солонину, сыр и бобы, в день на 12 4/5 денария (около 5 коп. сер.); в 30 дней — 12 грошей (около 1 руб. 50 коп. сер.)....

В последующих главах, от XI до XXVIII, автор останавливается на подробных наставлениях относительно всевозможных предметов, необходимых для предпринимаемого похода на Восток: так, он говорит о числе и конструкции судов, которая могла бы придать им ловкость и быстроту движения; о времени срубки корабельного леса и о способах сушки его; о погрузке перевозных судов; об особенностях климата в Египте; об устройстве больниц; о солдатских жёнах; о странах, в которых можно набирать готовых моряков; о численности экипажа и его составе, гребках, музыкантах, инженерах и т. д.; о жаловании; об оружейных фабриках и постройке машин; о вторжениях в неприятельскую землю сарацин и еретиков (т. е. греков); даёт подробное описание Египта и Армении; объясняет, как, по утверждению в Египте, следует приступить к завоеванию Палестины, склонив на свою сторону татар; и [728]наконец, в последней, XXIX, главе приводить целый ряд назиданий во вкусе того времени:

XXIX. Всякая милость и всякий дар от Бога нисходят и без него нет добра. Человек может и знает настолько, насколько то дано ему Богом. Нет сомнения, что вождь и предводитель войска нуждаются в благодати свыше. Во-первых, нужен быстрый ум и великое попечение; быстрый же ум тот, который приводить к хорошей цели. Во-вторых, требуется широкая щедрость, но с сохранением должного порядка; в-третьих, не презирать врагами, но ко всему присматриваться и прислушиваться тщательно, нет ли в чем какого вреда или опасности; в-четвёртых, беречь своих людей и как можно мене ставить их в опасность; сражение принимать только тогда, когда на твоей стороне будут большие преимущества; в-пятых, заботиться обо всем необходимым, и в особенности о провианте, ибо по недостатку хлеба много хороших дел было проиграно. В-шестых, любить людей более чем вещи. В-седьмых, решать вопросы по своему соображению, но так, чтобы причина такого решения была ясна сама собою. В-восьмых, сострадать к другим, и не делать никому того, чего не желаешь себе; особенно заботиться о том, какие корабли примут на себя перевоз необходимых вещей. В-девятых, не упускать важных дел из-за малых. В-десятых, обращать все внимание на обеспечение людей, и какие люди живут на вашей земле; о голодных заботиться больше, чем о сытых. В-одиннадцатых, живительное, хорошее и прочное начало приводить к доброму концу. В-двенадцатых, любите больше общее благо, нежели собственное: тем возвеличился Рим; и делайте, что можете по разуму, а не по силе. В-тринадцатых, всех благосклонно выслушивать, а после решить с немногими. В-четырнадцатых, вознаграждать добрых и наказывать злых: этим распространилась власть римлян; ибо доброе имя лучше многих богатств. В-пятнадцатых, служителей святой церкви уважать и оказывать им достодолжное уважение; даже и с купцами обращаться хорошо" и благосклонно их принимать; за все же ниспосылаемые и ниспосланные милости благодарить Бога, восхвалять и благословлять. Аминь!

Во имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына Бога живого и истинного: Аминь.

Важные замечания: Скромность есть мать всех добродетелей, а наглость — мать всех пороков. — Неблагодарность есть палящий ветер, иссушающий источник благочестия, тростник милосердия и реки благодати. — У кого нет сострадания, тот ничего не имеет. — Златоуст сказал: "Мудрость состоит не в том, чтобы знать слово божие, но по слову божию жить". — Скупость есть источник всех зол. — Терпение высшая добродетель. — Что лучше золота? — Яснис. А ясниса? — Смысл. А смысла? — Разум. А разума? — Уменье.... Храбрость без рассудка есть меч в руках безумного. — Аристотель, подходя к горе, на просьбу учеников сказать им мудрое слово, [729]произнёс: "С плачем и уничижением вступил я в мир, живу со страхом, и удаляюсь смущённым в полном невежестве".

Вашей великой власти, Господом Богом дарованной, Марин Санудо, по прозванию Торселль, себя и своих всенижайше и всепреданнейше поручает.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 246. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия








Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7