Студопедия — Каждый новорожденный - уникум.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Каждый новорожденный - уникум.






Уникум не в том смысле, что не похож на остальных (хотя и в этом тоже), уникальны его возможности. Например, он поглощает за сутки такое количество молока, которое равно четверти массы его тела. Предположим, ваша масса 80 килограммов; сможете вы съесть 20? На спор, пожалуй, сможете, но если не заболеете при этом, то будете отходить от трапезы еще двое-трое суток. А новорожденный назавтра ест столько же, а то и больше прихватит.

В чем тут дело? Как известно, сложилось так, что большая часть энергии от съедаемой пищи идет на переваривание ее же. У гурмана на все остальные процессы остается меньше 10 процентов. Так неужели мудрая, экономная природа, создавая самое совершенное свое творение, наградила его КПД, который сопоставим разве что с КПД паровоза? Что это - насмешка? Или исключение из правила? Или предохранительное устройство, предусмотренное для ограничения наших энергетических возможностей?

Конечно, нет! Каким бы трудом человек ни занимался - от напряженнейшего интеллектуального до тяжелейшего физического, - ему требуется очень небольшое количество пищи. Но продукты должны быть сбалансированы, как в материнском молоке, и поступать малыми порциями. Мы не можем совсем без пищи, но наша энергетика зависит от нее только частично. На глазах всего мира доктор Чарльз Хайдер голодал почти 2\3 года - и не только остался жить, но и не очень жаловался на здоровье. А ведь он только пил воду, насыщенную сбалансированным набором минеральных веществ.

Новорожденному пища нужна совсем не для того, что нам с вами: он растет! Представьте, что вы вдруг захотели увеличить свою массу хотя бы вполовину. Ничего не выйдет. Разве что вы посвятите этому жизнь и будете откармливаться вопреки всякому здравому смыслу. А новорожденный ест, ест, ест - и все голоден. Откуда в нем такой запас прочности?

Надеемся, вы уже сами нашли ответ: природа заложила в него такой огромный энергопотенциал, что на переваривание пищи идет только небольшая его часть.

 

О ПОЛЬЗЕ СКРОМНОСТИ

 

Попробуйте повиснуть на одной руке. Сразу сорвались? Бывает. Продержались четверть минуты? Неплохо. Целую минуту? Вы очень сильный человек. Новорожденный может провисеть на одной руке до трех минут. За счет силы мышц? Ничего подобного. Мышцы у него есть, но очень слабенькие. Чем же он посрамляет лучших гимнастов мира?

Величиной энергопотенциала.

О ПОЛЬЗЕ СЛЕЗ

 

Кому не приходилось видеть такую сцену: ребенок играл, никому не мешая, не требуя к себе внимания. Но вот, он заметил, что вы наблюдаете за ним, тем более - любуетесь им, - и его словно подменяют: его глаза начинают блестеть, он начинает носиться, бросать вещи, хохотать. От прежнего послушания не остается и следа - никакие слова, никакие окрики на него не действуют; напротив, они еще больше возбуждают его; в апофеозе аффекта он вдруг срывается - и начинает плакать; плачет навзрыд, безудержно, а выплакавшись, тут же засыпает, чтобы проснуться в своем обычном состоянии - словно ничего и не было.

Расшифруем эту сцену. Пока ребенок играет самостоятельно, его эмоции соразмерны действиям. Раз ему интересно, раз эмоции положительны, они подзаряжают энергопотенциал. И чем интереснее игра, тем продуктивнее подзарядка. Обратите внимание: у здорового ребенка этот процесс всегда идет в границах допустимого.

Но вот он заметил внимание со стороны - это катализирует в нем энергетические процессы. А уж если он почувствовал в вашем взгляде любовь - катализатор становится на порядок, а то и на два мощнее. Границы допустимого разрываются, процесс становится неуправляемым, как при термоядерной реакции, когда превышена критическая масса (границы допустимого).

Эмоция игры + эмоция общения = эмоциональному взрыву.

Вспышка меняет знак энергопотенциала на противоположный. Происходит стремительное, лавинообразное расходование энергии. Процесс становится неуправляемым извне. Движущаяся, истекающая, порождающая эмоции энергия руководит ребенком.

(Аналогичные процессы идут при истерических и эпилептических припадках, на стадионах и в концертных залах, когда фанаты доводят себя до исступления; та же кухня и у религиозных обрядов, когда, например, "изгоняют нечистого";

 

по академику И. П. Павлову, всякая эмоция - это достигшая своего потолка дикая сила подкорки; кора при этом отключается; так стоит ли сознательно стремиться прорваться на уровень животного?)

Когда уровень энергии падает до какого-то минимума (апофеоз аффекта), эмоции меняют знак на противоположный. Слезы перекрывают заслонку расхода энергии; плача, ребенок успокаивается. Энергия опять начинает накапливаться в нем, но уже за счет другого механизма - не эмоционального, а биохимического. Об этом - несколько позже.

Интересный вопрос: отчего ребенок засыпает после слез сразу (они, как говорится, не успевают просохнуть), а взрослые еще долго маются в состоянии тяжкого психологического дискомфорта? Оказывается, это две проблемы.

Ребенок живет в мире эмоций; чувства в нем только зарождаются; они столь слабы, что их роль почти ничтожна. И стоит эмоциям поменять знак на противоположный - а мы видели, что это может произойти вдруг, - как меняется и состояние души.

Взрослый живет в мире эмоций и чувств.

(Эмоция ограничена нашим телом, она - инструмент энергопотенциала; чувства - это продолжение нас вовне, они называют наши отношения к предметам окружающего мира; значит, чувство всегда оценка; следовательно, чувство - инструмент критичности), а чувства живут долго.

После тяжелой встряски, а тем более после аффекта, взрослый еще долго прокручивает в себе пережитую ситуацию. Чувство порождает в нем эмоции, эмоции - вновь подхлестывают чувство, и эти качели раскачиваются в человеке до тех пор, пока не иссякнет питающая это движение энергия. Вот почему говорят: "Время - лучший лекарь".

ПЛАТА ЗА СТРАХ

 

Как вы поняли, быстрее всего энергопотенциал прибывает и тратится при работе эмоций и чувств. Убегая от злого пса, человек может перепрыгнуть через забор выше мирового рекорда. Известен случай, когда во время пожара 70-летняя женщина вытащила из дома - со второго этажа - свой девичий сундук; когда потом его потребовалось внести назад, это смогли сделать только четверо дюжих мужчин. Существует ходячее мнение, что язвы желудка и кишечника образуются при дефиците горячей и жидкой пищи. Возможно, в этом что-то есть, но вот, что нам известно точно: 1) аффект, 2) длительно переживаемые негативные эмоции (выплескиваемые наружу), 3) эмоции, удерживаемые внутри (если им удалось истощить ваш энергопотенциал ниже допустимого), могут прожечь и желудок, и кишечник, как бы научно вы ни питались.

Рак - как и любая другая болезнь - не страшен человеку, у которого энергопотенциал в норме. Чуждые новообразования капсулируются организмом; на блокаду этих очагов он бросает лучшие свои силы; и только сильнейшее истощение может заставить его ослабить эту защиту. Организм не удовлетворяется равновесием вокруг смертельно опасных гнезд; если энергопотенциал постоянно прибывает, он может задавить и ассимилировать любой чужеродный очаг.

Мораль: если хотите жить долго и счастливо - храните гармонию своих эмоций и чувств.

Помните: позволив эмоциям и чувствам сорваться с тормозов, вы бросаете вызов судьбе, вызов случаю; перед любым ударом, кто б вам его ни нанес: окружающие люди, природа, вы сами - вы будете беззащитны.

МУДРОСТЬ ТЕЛА

 

Малыш поднялся на ножки, ухватился за спинку кроватки - и пошел прыгать как заводной. Собственно, он не прыгает, а приседает, но движение вверх происходит быстрее - оттого и происходит впечатление прыжка. Тридцать - сорок - пять - десять прыжков подряд - попробуйте повторить это упражнение в том же темпе! Не получилось? А малыш чуть передохнул - и опять прыгает с тем же энтузиазмом и восторгом, причем, если бы вы удосужились подсчитать, сколько раз у него это получается, вы бы обнаружили, что количество прыжков растет. Надеемся, вы не удивляетесь этому, ведь сущность процесса вам уже понятна:

расходуя энергопотенциал, мы его приращиваем. "Чем больше отдаешь, тем больше остается";.

В этом парадоксе основное отличие живой природы от неживой. В неживой природе движение энергии из одной формы в другую происходит с потерями (второй закон термодинамики), в живой природе - с приращением. Создается энергетическая прибавочная стоимость. Кто малыша этому учил? Что в нем сигнализирует о необходимости интенсивных трат энергопотенциала?

Эмоции. Мы развиваемся по жесткой программе генотипа. Окружающий нас мир - прокрустово ложе; от него никуда не уйти, потому что оно не только извне, но и внутри нас. Когда мы упираемся в него, информация об этом контакте рождает эмоции. Новорожденный плачет - когда он голоден, когда пеленка мокрая, когда что-то болит. Для малыша отсутствие движения создает такой же дискомфорт, как и голод. Он хочет двигаться, он должен двигаться, хотя и не отдает себе в этом отчета. И первое же движение, первый глоток утоленной потребности переключает эмоции. Вместо отрицательных - дискомфорта, нарастают положительные - наслаждение движением. Он прыгает и хохочет...

И никогда не попадает в состояние аффекта. Почему? Прыгая, малыш находится под властью, под диктатом движения. Но движение расходует энергопотенциал, соответственно убывает и эмоция. И он перестает прыгать не оттого, что не может прыгать дольше, а потому, что уже не получает за это награды.

Взрослым труднее. Они упражняются сознательно, их ведет рассудок, у них есть цель. Чем больше потратишь - тем больше получишь! Они не придают значения мышечной радости, которой руководствуется малыш, и проскакивают границу удовольствия, хотя это границы дозволенного. А за нею их поджидает физический стресс. Он не может быть удержан - он должен разрядиться. И бьет в самые слабые места организма. В результате - инфаркты, инсульты, функциональные нарушения печени и почек, иммунной системы, и считайте, что вам здорово повезло, если все закончилось только хроническим переутомлением.

Отец стресса Ганс Селье назвал бы такое состояние дистрессом; но он ничем не разграничил стресс и дистресс, а квалифицирует их только по результатам. Мы считаем, что одного понятия стресса достаточно. Ведь человек действующий ориентируется не на понятия, а на состояния, и достаточно ему верить мудрости своего тела, помнить, что мышечная (интеллектуальная, нравственная, эстетическая) радость обязательна, - и он всегда будет находиться в границах дозволенного.

Малыш никогда не выйдет за них.

Если б его развитие зависело только от него - он бы развивался идеально. Но родители принимают в этом деле горячее участие. Самое страшное прокрустово ложе - родительская любовь.

Мать взяла малыша на руки, поставила ножками на свои колени - и он тут же запрыгал. Ну, во-первых, удержать малыша не так-то легко - работу он производит огромную; во-вторых, пугает его активность - куда, кажется, приятней ребенок спокойный, который не мешает жить; в-третьих, она боится, как бы чего ни случилось с ножками - а вдруг искривятся... И мать начинает удерживать, успокаивать малыша, пытается отвлечь - погасить пылающий в нем огонь.

При этом совершаются три грубейшие ошибки:

 

1. Обрадовавшись матери, контакту с нею, малыш делится с нею своей радостью - и вдруг оказалось, что матери это не нужно. Наслаждение движением здесь было усилено конкретным адресом - тем тяжелее огорчение.

2. Было подавлено зарождающееся чувство.

3. Ему запрограммировали сдерживание физического развития.

Поэтому напомним аксиому: дети, отстающие в физическом развитии, отстают и в умственном.

 

С КЕМ ПОВЕДЕШЬСЯ, ОТ ТОГО И НАБЕРЕШЬСЯ

 

Малышу дали игрушку. Необычную, сделанную со вкусом и выдумкой; любой взрослый ее замечал, каждому она нравилась сразу. А малыш поиграл несколько минут - и забыл о ней. (Кстати, и внимание взрослых она бы долго не удержала, но над нами довлеет первое впечатление, и игрушки для нас потеряли свой первоначальный смысл.) Зато нашел какой-то обломок или непонятного назначения деталь - и играет с нею часами. Мало того, назавтра интерес к ней возрастает. Тот же процесс: когда родители пытаются выбросить старую ломаную игрушку, это вызывает у ребенка решительный протест - и игрушка собственноручно водворяется им на место. Отчего это происходит?

Новенькая игрушка строго функциональна. Она создана для определенной игры, она рассчитана на определенные действия. То есть ее воздействие ограниченно, оно полностью исчерпывается ее функциональностью. Пока ребенок познает, осваивает игрушку, утилизирует ее, она вызывает в нем положительные эмоции, питая тем самым его энергопотенциал. Но едва познание завершилось - исчез повод для эмоций; для положительных эмоций! Это значит, что уже работают эмоции отрицательные. Именно уже работают, потому что нейтрального эмоционального состояния не существует, это только дверь из одного состояния в другое.

Взрослый скажет: мне скучно - и будет покорно скучать, не осознавая, что тем самым бездарно тратит энергопотенциал. Ребенку такую роскошь не позволит его природа (если ребенок скучает - он нездоров!). Едва его эмоции поменяют свой знак, он тут же отставит игрушку и мгновенно забудет о ней или станет ее разбирать или бросать - придумывать ей новые функции, чтобы создать положительные эмоции. А это уже творчество.

Обломок не имеет лица. Но это же означает, что у него и несчетное число лиц - столько, сколько мы можем вообразить. Новенькая игрушка - тесное прокрустово ложе; обломок тоже мечен его печатью, но это ложе уже в нас самих. Его размеры - это размеры нашего воображения.

Играя с обломком, ребенок создает ему роль и придумывает сценарий, в котором находит место и ему и себе. Утром обломок был мамой, днем - паровозом, вечером - собакой. Он неисчерпаем. Он энергетически неисчерпаем.

Так что же такое детская игра? Игра - это школа творчества. Это подготовка к исполнению главного нашего предназначения.

Человек с заурядным энергопотенциалом только существует. Он - функционер. Он - винтик в социальном механизме. Поставленный жизнью в определенные обстоятельства, он принимает их как данность. Лишь в отдельные моменты - моменты случайного прилива энергии - он может мечтать, вырваться из глубокой колеи, по которой он тянет свою повозку; быть может, он помечтает даже взлететь... Но меняется знак эмоций - и он возвращается к своей обрыдлой игрушке с заранее запрограммированными свойствами.

Только избыток энергопотенциала позволяет нам творить. Ключ к творчеству - энергетическая прибавочная стоимость. Это она позволяет нам видеть мир другими глазами. Люди проходили мимо стены - и не сомневались, что она сплошная. Но подошел талантливый человек и сказал: так вот же дверь! И открыл ее, и вошел, и остальные вошли за ним, удивляясь про себя, как это они не разглядели такой очевидной вещи. Ведь могли же и они...

Нет, не могли. Сейчас - не могли. Потому что нет в них питающего творчество прибавочного энергопотенциала. Потому что в детстве неправильно играли; значит, у них не наработаны и навыки творчества. Потому что нет в них инстинкта вдохновения, который формируется в детстве в моменты мышечной радости.

Впрочем, как мы уже говорили, еще не все потеряно. Если наберетесь мужества и терпения и будете так тратить свой энергопотенциал, чтобы постоянно его наращивать, в какой-то момент вы почувствуете, что вам тесно в прежних рамках, в борозде - и тогда уже ничто не удержит вас в ней. Чтобы сохранить себя, свою целостность, вы вырветесь из тисков, и если сразу не найдете дверь в стене, то проломите ее и тогда поймете, что уже - летите.

В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 379. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия