Названия многих улиц, проспектов и бульваров постоянно напоминают нам о древних и давних заревах гражданских войн в России. На слуху фамилии казачков-разбойников Ермака, Разина. Шелудяка и Пугачева. Весело и кроваво погуляли их ватаги у Жигулей. Малоизвестны же деяния других командиров Гражданской войны уже ХХ века -- Тухачевского, Гая, Чапаева,
Куйбышева, Карбышева, Раскольникова, Рейснер, Вишневского. И уж совсем мало знает нынешнее поколение вождей и командиров противоположной стороны -- Дутова, Каппеля, Колчака, Сапожкова, уроженца Ягодного Долинина, ставропольского поручика Струкова. А именно они были главными действующими
лицами войны в Поволжье с весны 1918-го по весну 1919-го.
Думается, что читателям «ВГ» будет небезынтересно познакомиться, пусть фрагментарно, с основными этапами той трагедии.
Сформированный еще царским правительством 40-тысячный корпус из пленных чехословаков (братья-славяне, не желавшие воевать за немцев и австрийцев, сдавались русским батальонам)
к весне 1918 года был прекрасно вооружен, снабжен добротными эшелонами и растянулся по железной дороге от Пензы до Владивостока. Целью передвижения была отправка чехословаков по морю (из Владивостока!) в Европу, дабы они могли повоевать на стороне Антанты против еще сопротивляющейся кайзеровской Германии. 27 мая командующий этим корпусом Гайда отдает приказ о захвате всех железнодорожных станций, на которых находились его полки. Всего за два дня от их штыков пала советская власть в Пензе, Сызрани, Самаре и далее -- в Челябинске, Омске, Красноярске и Иркутске. Тут же против большевиков выступили находившиеся в подполье дружины эсеров, вооруженные офицерские отряды. Сразу объявляются бывшие депутаты Учредительного собрания, и к 8 июня большинство из них съезжается в Самару. Провозглашается власть комитета членов Учредительного собрания(КОМУЧа). Они прибывают со всех уголков страны, уже объятой пламенем войны. Это было, по сути дела, самое легитимное правительство России -- избранное всенародно еще 10 ноября 1917 года. КОМУЧ объявляет себя сторонником Антанты, врагом Германии и большевиков, он за «единую и неделимую Россию». Создается народная поволжская армия. Государственный флаг…красный! В армии -- Георгиевский.
Но набор в солдаты идет трудно. Вводится… система террора. Нежелающих служить пороли, расстреливали, топили в Волге.
Не говоря уж о коммунистах -- их расстреливали на месте, причем не щадили ни жен, ни детей.
Основную военную силу Комуча составляли чехословаки и офицерский полк подполковника Каппеля. Вооружаются речные буксиры и пароходы -- создается Волжская флотилия под командованием мичмана Мейрера. Именно ему 14 июня поручается доставить в город Ставрополь батальон чехословацких легионеров и офицерскую дружину. На подходе к городу, еще ночью, оснащенные пулеметами буксиры «Милютин» и «Вульф» встречают винтовой пароход с красноармейцами. «Милютин» идет на таран, с обеих бортов стучат пулеметы, пароход красных серьезно поврежден и выбрасывается на ближнюю отмель, его экипаж скрывается на берегу. Флотилия продолжает свой путь.
Утром следующего дня -- 15 июня десант высаживается на ставропольской пристани. По воспоминаниям Мейрера «Занятие чехами Ставрополя не представляет особого интереса, кроме перестрелки десанта с небольшим отрядом красных».
Чешский гарнизон в нашем городе себя особо не проявил, черную работу выполняли белогвардейцы. Кстати, по неподтвержденным данным, председателя Ставропольского уисполкома Баныкина застрелили свои, ставропольчане. Восемьдесят дней город находился под властью Комуча.
За это время были арестованы десятки советских активистов (партийной организации коммунистов в уезде не было, Баныкин
являлся левым эсером). Большую часть арестованных расстреляли, остальных отправили в Самару, где их поместили в уже упоминавшиеся «поезда смерти». В конце сентября было решено провести выборы в городскую думу. К тому времени в городке насчитывалось более четырех тысяч избирателей (возрастной ценз --20 лет). На выборы явилось всего 590 горожан. Депутатов все же избрали: из беспартийных мещан, кадетов, эсеров и меньшевиков.
Дума не смогла работать -- с верховьев Волги шли миноносцы красных, и, узнав об их десанте 4 октября под Сызранью, чехословацкий гарнизон спешно бежал из города… Но вот события в окрестностях Ставрополя и в Среднем Поволжье за эти 80 дней весьма интересны и заслуживают читательского внимания.