Меряне и славянская колонизация на территории Ярославского края.
Меряне и славянская колонизация на территории Ярославского края. В VI-VII веках н.э. на территории Верхнего Поволжья складывается мерянская этнокультурная общность. Меряне был первыми жителями нашего края, которые были упомянуты в письменных источниках: имя меря (merens) встречается в сочинении «Гетика» византийского историка VI века Иордана. Географическое местоположение мери достаточно четко дано в древнерусской «Повести временных лет»: «На Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, на Клещин озере меря же…». В последний раз меря упоминается в летописи под 907 годом (участники похода Олега на Царьград). Меряне принадлежали к финно-угорским народам. Вполне вероятно, северные районы нашей области населяло другое финно-угорское племя – весь. Центром местных племенных союзов было, по-видимому, Сарское городище, располагавшееся на правом берегу реки Сары. Городище существовало с конца VII до начала XI века, было укреплено четырьмя валами и рвом, а его площадь могла доходить до 2,7 га. На поселении были обнаружены 12 деревянных построек: наземных сооружений и полуземлянок с двускатной крышей и земляным полом. По-видимому, Сарскому городищу были присущи две основные функции: военная и торговая. Меряне разводили лошадей, крупный рогатый скот, свиней. Большую роль играли охота, в том числе на пушных зверей, и рыболовство. Значительного развития достигли ремесла: кузнечное, ювелирное, косторезное и т.д. Керамика оставалась лепной, в основном это плоскодонные приземистые горшки с широким горлом и гладкой, чуть подлощенной поверхностью. Одним из типичных украшений мери были шумящие привески: колокольчики, трапецевидные подвески или «утиные лапки», которые крепились к треугольной, круглой или четырехугольной основе с помощью коротких цепочек. В качестве основы или отдельной подвески могли выступать фигурки птичек (уточек) или коньков. Типичными погребальными памятниками мерян были грунтовые могильники, в которых встречались и трупоположения, и трупосожжения. В могильниках не редко находили культовые предметы: кольца и медвежьи лапы из глины, железные змеи, подвески из костей бобра и т.д. Это свидетельствует о широком распространении зооморфных культов. Мерянские племена в IX-X веках находились на стадии разложения родоплеменного строя, этот процесс был значительно ускорен славянской колонизацией, которая вызвала разрушение прежней племенной структуры и фактически ликвидацию мерянских поселений.
В Х в. началась славянская колонизация края. Местное население при этом не уничтожалось и не вытеснялось, оно постепенно смешивалось со славянами. Славянская колонизация привела к возникновению городов. Первым по времени возникновения был город Ростов, упомянутый в летописи под 962 годом. Вторым по времени основания был Ярославль.
|