Студопедия — Христианизация территории Ярославского края. Первые епископы.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Христианизация территории Ярославского края. Первые епископы.






Вместе с княжеской колонизацией края происходит и его христианизация. Официальной датой основания ростовской епархии считается 992 год, хотя в летописях говорится, что первые ростовские епископы Федор и Илларион «терпели беспрестанные огорчения» по вине местных жителей и вынуждены были вернуться в Византию. Христианство с трудом приживалось на ростовских землях, об этом свидетельствуют как восстания волхвов 1024 и 1071 годов, так и практически полное отсутствие вплоть до конца XI века предметов христианского культа в археологических материалах из Ростова. В числе причин такой ситуации исследователи называют и долгое отсутствие князя в Ростове (после смерти Бориса), и смешенное славяно-мерянское население, говорящее на разных языках, и отсутствие русских кандидатов в епископы, и нежелание греков отправляться в языческую глубинку.

Ситуация несколько улучшилась в середине XI века, когда епископом становится Леонтий Ростовский. Сведения источников и исследователей о его личности расходятся: его называют то греком, то русским. Согласно Житию, в начале своей деятельности он также был изгнан жителями из города, но не уехал, а поселился на Брутовщинском ручье, где основывает церковь и много внимания уделяет работе с детьми. Впоследствии, он, видимо, вернулся в Ростов, где его проповедь была встречена более благосклонна. Много внимания Леонтий уделял просвящению клира. Сведения о смерти епископа тоже расходятся между собой, называются даты от 1071 до 1077 годов, причем в разных источниках речь идет как о мученической кончине, так и о мирной смерти.

Следующим по времени деятельности ростовским епископом был Исайя. В отличие от предшественников, Исайя действовал более решительными методами: разрушал идолов, сжигал святилища и т.д. Большинство исследователей сходятся на том, что во время его епископства христианство приобрело значительное влияние.

Ситуация несколько улучшилась в середине XI века, когда епископом становится Леонтий Ростовский. Сведения источников и исследователей о его личности расходятся: его называют то греком, то русским. Согласно Житию, в начале своей деятельности он также был изгнан жителями из города, но не уехал, а поселился на Брутовщинском ручье, где основывает церковь и много внимания уделяет работе с детьми. Впоследствии, он, видимо, вернулся в Ростов, где его проповедь была встречена более благосклонна. Много внимания Леонтий уделял просвящению клира. Сведения о смерти епископа тоже расходятся между собой, называются даты от 1071 до 1077 годов, причем в разных источниках речь идет как о мученической кончине, так и о мирной смерти.

Следующим по времени деятельности ростовским епископом был Исайя. В отличие от предшественников, Исайя действовал более решительными методами: разрушал идолов, сжигал святилища и т.д. Большинство исследователей сходятся на том, что во время его епископства христианство приобрело значительное влияние.

Таким образом, христианизация Ярославского края была процессом длительным, растянувшимся на столетия. Долгое время бытовало так называемое двоеверие, смешение языческих и христианских элементов. Данное явление подкрепляют находки так называемых змеевиков – амулетов, на одной стороне которых изображались святые, а на другой – клубок змей. Такой змеевик XII века с изображением архангела Михаила был найден в 2006 году на территории Стрелки в Ярославле.

6. Ярославские удельные князья.

1) Александр Иванович, сын Ивана Большого Васильевича (№ 21), был у вел. кн. московского в воеводах; убит в битве с казанцами на Арском поле в 1455 г.

2) Александр Федорович, прозванием Аленка, сын Ф. Федоровича Алабыша (№ 47), с 1492 г. значится воеводой; в 1506—1507 гг. стоял на Каме и на Каменном перевозе, близ Казани; весной 1508 г. послан был в Литву, где произвел большие опустошения, затем получил приказ идти навстречу князьям Глинским и помогать им против литовцев. В 1509 г. он послан был из Москвы в Вязьму, а отсюда — к Дорогобужу, по взятии которого остался в нем; в 1512 г. с Усть-Осетра выходил против татар. А. Ф. считается родоначальником угасших князей Аленкиных.

3) Александр Федорович, прозванием Брюхатый, единственный сын Ф. Васильевича (№ 42), последний владетельный князь ярославский. В 1436 г. он принимал деятельное участие в борьбе вел. кн. Василия Темного с Василием Косым. Во время стоянки в устье реки Которости, в ожидании соединения с великим князем, ночью взят был врасплох с постели вместе с его княгиней в плен вятчанами, шедшими на помощь к Василию Косому.

4) Афанасий-Андрей Иванович, внук основателя гор. Романова, Романа Васильевича (№ 34), первый удельный князь шехонский, родоначальник угасших князей шехонских, жил в XV в. Дети его, Семен и Василий Афанасьевичи, сообща владели уделом, сообща же и продали его в половине XV в. жене вел. кн. Василия Темного, Марье Ярославне.

5) Василий Васильевич, сын В. Давидовича (№ 8), занял ярославский удел по смерти отца своего, в 1345 г. Летописи, говоря о моровой язве, появившейся в Ростовской области в 1364 г., и взятии Ярославля новгородцами (конечно, новгородской вольницей) в 1372 г., ничего не сообщают о самом князе ярославском. В 1375 г. В. В. участвовал в походе вел. кн. Дмитрия Ивановича на Тверь, а по некоторым известиям — и в знаменитой Куликовской битве 1380 г. Он имел сыновей: Ивана (№ 21) и Федора (№ 42), князей ярославских, Семена (№ 36), князя новленского, Дмитрия (№ 18), князя заозерского, и Ивана-Воина (№ 22), носившего родовое прозвище князя ярославского.

6) Василий Васильевич, прозванием Шастун, сын В. Ивановича (№ 10), был боярином (1487 г.) вел. кн. Ивана III; умер в Москве в 1495 г. Он был родоначальником угасших князей Гагиных и Шастуиовых, а через старшего сына своего, Петра, прозванием Великого (см. Шастуновы, князья), и князей Великогагиных, писавшихся и просто Гагиными.

7) Василий Всеволодович, сын В. Константиновича (№ 11).

8) Василий Давидович, прозванием Грозные очи или Грозный, князь ярославский, сын Д. Федоровича (№ 14), жил в то смутное время, когда Москва при помощи татар стремилась прибрать удельных князей к своим рукам. Ярославскому княжеству нередко приходилось подвергаться ударам со стороны татар и Москвы. В 1322 г., когда князь московский Юрий Данилович был в Новгороде, брат его, Иван Калита, возвратился из орды, где был, вероятно, по делам Юрия, находившегося в неприязненных отношениях к тверскому князю, — с послом Ахмылом, который, творя "пакости в Низовской земле", взял Ярославль и возвратился в орду с большим полоном. В 1339 г., "по думе Калиты", отправившегося тогда в орду по тверским делам, туда же позван был и В. Д. Но неизвестно, по каким побуждениям Калита хотел перехватить ярославского князя в пути, что, однако, не удалось ему. В 1340 г., по смерти Калиты, ярославский князь, как и другие более сильные князья северо-восточной Руси, "поидоша о великом княжении в орду". Верх взял сын Калиты, Симеон, с которым все претенденты на великокняжеский титул, в том числе и князь ярославский, в том же году должны были идти со своими силами на Торжок. В. Д. умер зимой 1345 г., оставив от брака с дочерью Калиты, Евдокией, сыновей: Василия (№ 5), Глеба (№ 12) и Романа (№ 34).

9) Василий Данилович, первый и последний удельный князь ухорский, внук Романа Васильевича (№ 34), жил в XV в. Из пятерых сыновей его второй, Федор Охлябина, был родоначальником угасших князей Охлябининых, а младший — Михаил Хворостина — князей Хворостининых.

10) Василий Иванович, называемый в родословных князем ярославским, сын И. Большого Васильевича (№ 21), жил в XV в. У него были сыновья: Юрий, Даниил и Василий (№ 6), прозванием Шастун. Даниил Васильевич весной 1469 г. в качестве первого воеводы ходил к Устюгу, а отсюда получил приказ идти на Казань, где русские разбили казанцев в трех битвах, под самой Казанью и на Волге.

11) Всеволод Константинович (в крещении — Иоанн), второй сын вел. кн. владимирского К. Всеволодовича, первый удельный князь ярославский, родился 18 июня 1210 г. в Ростове. 23 мая 1212 г. над ним совершен был известный старинный обряд — постриги. Летописец замечает, что по этому случаю "бысть радость велика во граде Ростове". В 1215 г. он находился в Торжке с полками отца своего, приходившими на помощь Ярославу Всеволодовичу, тогда князю переяславскому, бывшему во вражде с новгородцами. В 1218 г. В. получил от отца в удел Ярославль. Последний в то время был уже большим городом, что видно из Никоновской летописи, по которой там в 1221 г., во время пожара, истребившего почти весь город, одних церквей сгорело 17. В 1224 г. В. достроил в Спасо-Преображенском монастыре церковь, заложенную еще отцом его. В том же году вел. кн. Юрий посылал В. с полками, но куда и против кого — из летописи не видно. В 1226 г. ярославский князь ходил с дядей Юрием Всеволодовичем на помощь к черниговскому князю Михаилу Всеволодовичу в борьбе его с князем курским Олегом, а вскоре по примирении враждовавших даже породнился с этим Олегом. В 1227 г. (сентября 15) Юрий Всеволодович послал племянника на княжение в южный Переяславль, а в следующем 1228 г. В. женился на дочери Олега, Марине. Но в том же году мы опять видим В. на севере: в этом году он участвовал в походе Юрия на Мордву, "в Пургасову волость". В 1229 г. ярославский князь вместе с другими своими братьями пристал к младшему дяде, Ярославу, против старшего, Юрия, но последний, пригласив всех их в начале сентября "на снем" в Суздаль, склонил их к примирению. В 1230 г. В. принимал участие во враждебных действиях Ярослава против оскорбившего его черниговского князя Михаила. 4-го марта 1238 г. В. К. пал в битве с татарами на берегах реки Сити. Он оставил сыновей: Василия (№ 7) и Константина (№ 26).

12) Глеб Васильевич, князь ярославский, сын В. Давидовича (№ 8), известен только по родословным. Он имел 3-х сыновей: Ивана, Федора (№ 43) и Константина Шаха (№ 27).

13) Глеб Иванович, сын моложского князя. И. Михайловича (№ 24), первый князь шуморовский, известен только по родословным, из которых видно, что он пал под Суздалем во время набега Мамутека (1445 г.). Сын его, Иван, по прозванию Голыга, считается родоначальником угасших князей Голыгиных, и Михаил Шамин — Шаминых.

14) Давид Федорович, князь ярославский, сын Ф. Ростиславича Черного (№ 48), известен только по одному указанию летописи на год его смерти — 1321. Св. мощи его, как равно мощи его отца и брата Константина, обретены при последнем владетельном князе ярославском Александре Федоровиче Брюхатом. Д. Ф. имел двух сыновей, Василия, по прозванию Грозный (№ 8), и Михаила.

7. Ярославский край в XVI веке. В XIV—XV веках территория Ярославской области мирно вошла в состав Великого княжества Московского. Территория Ярославской области сильно пострадала во время Смутного времени, население было разорено, многие погибли или бежали; особенно тяжёлый урон был нанесён Ростову и Ярославлю. В 1719 году на территории современной Ярославской области находились Ярославская и Угличская провинции Санкт-Петербургской губернии и Переславская и Костромская провинции Московской губернии. В 1786 году кафедра Ростовской епархии (с тех пор это Ярославская и Ростовская епархия) была перенесена из Ростова в Ярославль.

8. Культура края XII – XVI веков. Наиболее ценными объектами культурного наследия, безусловно, являются памятники зодчества, многие из которых – подлинные сокровища русской культуры. Самый древний из них – Спасо-Преображенский собор (1152-1160 гг.) в Переславле-Залесском. В других городах самые старые памятники относятся к XV – XVI векам., но и среди них много шедевров. На весь мир известны ансамбль Ростовского кремля, архитектурный ансамбль в Коровниках и Толгский монастырь (Ярославль), Угличский кремль с палатами царевича Дмитрия и церковью «Дмитрия на крови», Борисоглебский монастырь, Переславские монастыри – Горицкий, Федоровский, Даниловский, Никитский; деревянная церковь Иоанна Богослова на Ишне и другие. К этому перечислению следует добавить Воскресенский и Воздвиженский соборы в Тутаеве, здание хлебной биржи в Рыбинске.

9. Ярославский край в Смутное время начала XVII века. Период русской истории, известный под названием Смутное время, составлял целую эпоху в начале XVII века, повлиявшую на развитие Русского государства и составлявших его уездов и городов. Смута началась в России с пресечения династии Рюриковичей и появления в 1604 годусамозванного царевича Димитрия Ивановича. Эти события затронули вплотную города Замосковского края, к которым относились Ярославль, Ростов, Романов, Пошехонье и Углич. С началом похода самозванного царевича Димитрия из Речи Посполитой в Россию слух о его спасении нигде не должен был быть встречен в таким вниманием, как в Угличе. Известно, что именно там и погиб царевич Димитрий 15 мая 1591 года. Дворяне и дети, боярские из всех служилых «городов» вошли в состав русского войска, воевавшего с самозванцем на южных границах государства.

По воцарении Лжедимитрия I в городе Ярославле не происходило особых изменений, монастыри Ярославского края получили обычное подтверждение своих привилегий. В 1606-1608 годах город Ярославль стал местом пребывания ссыльных поляков - сторонников Лжедимитрия I, среди которых были бывшая московская «императрица» Марина Мнишек и ее отец сандомирский воевода Юрий Мнишек. В это время дворянские корпорации Замосковья воевали на стороне царя Василия Шуйского против войска Ивана Болотникова. Известно, что после пленения Болотников был провезен через Ярославль к месту его заточения и тайной казни (Каргополь). Однако вплотную территорию Ярославского и других уездов события Смуты затронули с 1608 года, когда под Москвой в Тушино стояли отряды нового самозванца Лжедмитрия II. Отряды его сторонников осадили Троице-Сергиев монастырь, распространили свое влияние на близлежащий Переславль и захватили Ростов. Особое значение имел захват Ростова и пленение тушинцами ростовского и ярославского митрополита Филарета (Романова), будущего патриарха и отца царя Михаила Федоровича, впервые облеченного в высший духовный сан Русской Церкви в полках под Москвою.

Осенью 1608 году в Ярославле произошел переворот, и власть в городе перешла в руки представителя тушинской администрации, воеводы князя Ф.П.Барятинского. Переход города на сторону самозванца сопровождался конфликтом между «меньшими» и «лучшими» людьми посада, т.е. между бедными и богатыми посадскими людьми. Последние покинули в это время город. Тяжелые поборы и откровенное воровство тушинских отрядов привело к тому, что города Ярославского края снова перешли на сторону Василия Шуйского. Тушинцы несколько раз безуспешно пытались возвратить Ярославль, но потерпели окончательное поражение в мае 1609 года.

Следующий критический момент Смуты, потребовавший прямого участия жителей Ярославского края, создание двух общерусских ополчений в 1611-1612 годах. Сначала отряд ярославских дворян и детей, боярских во главе с воеводою И.И.Волынским (а также романовские, угличские дворяне со своими воеводами) принял участие в походе на Москву Ляпуновского ополчения во главе с воеводами П.П.Ляпуновым, И.М.Заруцким и Д.Т.Трубецким. Деятельность этого, т.н. Первого ополчения, по освобождению Москвы была прекращена в июле 1611 году после убийства главного воеводы ополчения П.П.Ляпунова, когда многие дворяне, в том числе ярославские, уехали из подмосковных полков. Но Ярославль и в конце 1611 года продолжал оставаться под юрисдикцией. Первого ополчения, подчиняясь приходившим оттуда грамотам от имени оставшихся руководителей ополчения. В январе 1612 года боярское правительство из Москвы безуспешно обращалось в Ярославль с увещеванием о его поддержке.

Окончание Смуты обычно связывается в работах историков с разрешением династического кризиса в стране и избранием на престол в 1613 году царя Михаила Федоровича Романова. Новый царь, сразу после своего избрания остановившись в Ярославле на пути из Костромы в Москву, должен был сделать первые назначения воевод на службу. В дальнейшем ярославские дворяне и дети боярские участвовали в боях под Смоленском и под Новгородом, Ярославль становился местом сбора войска для борьбы с казаками, осознавшими, что новый царь не хочет удовлетворять их требования. Как эпилог Смуты в Ярославском крае, можно рассматривать события осени 1618 года, когда в пределы России вторгся с войском польский королевич Владислав. Ярославль, по решению земского собора, был назначен одним из двух (вместе с Нижним Новгородом) центров сбора русского войска. Командовал им в Ярославле боярин кн. И.Б.Черкасский. Мобилизация духовных сил на Руси в период Смуты явилась предпосылкой нового общественно-государственного строительства. Косвенным свидетельством этого является возведение на ярославском посаде первых каменных церквей, а в Угличе, в 1627 году - Успенской «Дивной» церкви Алексеевского монастыря в память о жертвах Смуты.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 1017. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия