Студопедия — М а т е р иа л и з м и с п и р и т у а л и з м .
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

М а т е р иа л и з м и с п и р и т у а л и з м .






Чтобы рельефнее видеть разницу между материалистиче- скими и спиритуалистическими положениями и выводами, приве- дём параллель обоих учений касательно одного какого-нибудь предмета.

Для примера возьмём учение о соотношении природы духа и вещества и вникнем в разномнение философа.

Как раз за этим самым вопросом мы застаём высокоуважае- мого профессора Московского университета Н.Я. Грота в его книге «Душа в связи с современным учением о силе» стр. 32 – 36. Проследим его мысль.

Он говорит, что этот вопрос решается наилучшим образом, если сравнить положение материалистического монизма с спири- туалистическим дуализмом; ибо в сущности идеализм всегда был на поверку скрытым дуализмом, или же особой формой дуализма.

Весь вопрос сводится к тому: существует ли дух, как незави- симое от материи начало, или не существует, т.е. составляет только свойство материи, второстепенный придаток её развития. При противоположном решении этой дилеммы большую роль иг- рало всегда понятие силы, как термин посредствующий между по- нятиями материи и духа.

Материалисты утверждают, что дух есть особая форма силы, а сила – качество материи или даже основа и настоящая сущность её.


~ 150 ~

 

Спиритуалисты, как мы отныне будем называть для кратко- сти всех искренних дуалистов, без различия оттенков в их воззре- ниях, утверждают также, что дух есть сила, но совершенно особого рода сила, не имеющая ничего общего с физической или матери- альной силой, которую и они соглашаются признать свойством или даже основою материи.

Отсюда ясно, что главное разногласие вертится около вопроса о природе силы. Что такое сила? Есть ли она только свойство ма- терии, или нечто более, – есть ли два рода сил или только один, и если два, то какие?

Что именно такова сущность вопроса, мы легко убедимся из анализа тех традиционных доводов, которые выставляли спириту- алисты и материалисты в пользу своих учений. Эти доводы систе- матически сгруппированы у двух современных психологов, Бэна и Горвипа, и мы приведём их целиком, а затем дадим их разбор.

Свод аргументов защитников спиритуализма даёт Бон в своём сочинении «Душа и тело» (Пер. с VI изд. Киев, 1880, стр. 168 и след.) Вот они:

1) Душа должна быть причастна природе и сущности Боже- ства.

2) Душа не имеет определённого места в теле.

3) Разум и мышление способность познавания всеобщего, несовместны с материей (Ф. Аквинат).

4) Достоинство духа требует сущности высшей, сравнительно с материей.

5) Материя делима, дух неделим.

6) Материя изменяется и искажается, – дух есть чистая суб- станция.

7) Дух активен, обладает силою, – материя пассивна, инертна.

8) Душа есть первоначальный источник, или начало жизни.

9) Дух имеет личную тождественность, частицы тела посто- янно изменяются.

В параллель этому, приведём важнейшие аргументы матери- алистов, сгруппированные Горвицем Ps. Anal, auf phys. Gr. 1, Halle 1872, p. 25.


~ 151 ~

 

1) Высший основной принцип следующий: нет силы без веще- ства и вещества без силы; не существует ни силы, которая была бы нематериальна, ни материи, которая не обладала бы силой;

2) Закон сохранения материи и силы требует однако же беско- нечности их бытия во времени и беспредельности в пространстве; из обоих принципов следует:

3) Всеобщность, необходимость и неизменность законов при- роды;

4) Невозможность личного акта творения: возникновение и разрушение всего есть продукт самодвижения и саморазвития ве- щества.

5) И органический живой мир возник исключительно вслед- ствие самодеятельности вещества...

6) Нет конечных причин, т.е. целесообразных явлений в при- роде;

7) Душа имеет местом пребывания мозг;

8) Соотношение мозга и души по существу равно соотноше- нию вещества и силы;

9) Нет прирождённых идей: всё мышление возникает из чув- ственного восприятия.

10) Нет бессмертия души.

11) Нет свободы воли.

Уже при беглом обзоре этих тезисов спиритуалистов и мате- риалистов, легко заметить, что одни из них, притом не менее по- ловины, составляют только развитие или применение немногих других основных, которые только и могут быть признаны дово- дами или главными положениями обеих школ. Так, напр., утвер- ждение спиритуалистов о причастности души природе Божества и о достоинстве духа уже суть следствия допущения, что душа и божество существуют независимо от вещества и ему противопо- ложны; утверждение, что душа не имеет определённого места в теле, и другое – о несовместимости способности познания с свой- ствами вещества суть также не столько доводы, сколько выводы из признанного положения о разнородности духа и вещества.

Настоящие основания спиритуалистов для утверждения о са- мостоятельности духа, заключающиеся в остальных положениях,


~ 152 ~

 

сводятся к следующему:

1) Материя делима, дух неделим.

2) Материя изменяется – она пассивна, инертна и мертва, дух

– неизменен, обладает силою, активен, является единственным возможным источникам жизни.

Этим аргументам материалисты противопоставляют следую- щие два главные:

1) Законы природы всеобщи, однообразны и необходимы – и материя и силы вечны и беспредельны, следовательно, дух не мо- жет быть чем-то отличным от силы, присущей материи, и есть не что иное, как эта сила, локализованная в мозгу.

2) Нет силы без вещества, без силы, следовательно, сила есть свойство материи, и все свойства духа объяснимы из самодвиже- ния и саморазвития материи – силы.

Остальные положения материалистов тоже представляют лишь развитие этих основных тезисов. Так, четвёртое – о невоз- можности происхождения мира чрез акт творения, и пятое – о спо- собе происхождения органического мира, суть выводы из положе- ния о всеобщности законов природы; отрицание конечных целей, бессмертия души, прирождённых идей и свободы воли суть след- ствия отрицания существования духа, как самостоятельного начала, и признания силы за простое свойство материи.

Очевидно далее, из разбора приведённых основных положе- ний материалистов и спиритуалистов, что главные мысли, которые в них содержатся, следующие.

По мнению спиритуалистов: 1) законы материи и духа раз- личны (материя делима – дух неделим; материя изменчива – дух неизменен), 2) материя сама по себе инертна, бессильна, безжиз- ненна, – способность действия, силу, жизнь даёт ей дух, одушев- ляющий её, и ей противоположный. По мнению материалистов, наоборот: 1) законы материи и духа тождественны, необходимы,

2) материя неотделима от силы, и сила от материи, и жизнь и дух

– суть продукты развития этой материальной силы.

Сведя таким образом к простейшим формулам основные по- ложения спиритуалистов и материалистов, мы уже легко можем видеть, что главный пункт разногласий между ними есть учение


~ 153 ~

 

об отношении вещества и силы. И те, и другие признают, что дух есть сила, но вторые считают силу неразрывной принадлежностью или даже самою основою вещества, первые же признают её чем-то противоположным материи и совершенно разнородным с нею. Са- мое утверждение однородности или разнородности законов веще- ства и силы есть собственно только следствие того или другого воззрения на отношения силы и вещества и является весьма услов- ным разномнением, так как можно предположить, что и при раз- нородности этих начал всего существующего, законы природы, будучи ничем иным как законами взаимодействия этих разнород- ных начал, по существу своему однородны, однообразны и неиз- менны для всей природы; что же касается до «необходимости» их, то с одной стороны такая необходимость может быть продуктом свободной воли Творца, с другой – относительная свобода духа нашего может быть тоже есть лишь продукт действия этих необ- ходимых законов, свободно измышленных Высшим свободным духам, т.е. есть сама – одна из форм необходимости.

Следовательно, коренной вопрос во всём споре есть вопрос о соотношении силы и вещества. А этот вопрос сводится к вопросу о том, что такое сила.

В возможности выразить идею духа термином силы, никто не сомневается: но многие признают в то же время возможным выра- зить идею материи термином силы. Если бы, однако, и то и другое оказалось возможным, то и тогда спор спиритуалистов и материа- листов ещё не был бы решён, так как может быть есть два рода сил: сила-дух и сила-вещество, или сила духовная и сила матери- альная.

Этот вопрос представляет обширное поле для мышления, и что ни человек, то даёт своё особое заключение смотря по тому, как позволит ему его нравственное развитие чувствовать, пони- мать природу вещей и как глубоко поведёт он свой анализ. Люди, душевно более развитые, зададут себе вопросы более глубокомыс- ленные касательно сущности и природы сил, вообще существую- щих в природе, и сил, участвующих в образовании материи. Люди менее развитые зададут себе более поверхностные вопросы и бу- дут стараться отвечать только на них. Наконец, люди совсем не видящие ничего духовного в природе, равно и ничего загадочного


~ 154 ~

 

и отвлечённого, дадут объяснения явлений, не удаляясь от види- мого мира и внешних, видимых его проявлений. И это понятно. Не может человек ни в каких случаях дать объяснения какого-либо факта, которое бы превышало силы и способности его индивиду- ального развития. Почему можем мы думать, что люди, занимаю- щиеся исключительно умственным трудом и наукой, могут сде- лать исключение и не подлежат этому общему закону природы. Развивая в себе один ум в ущерб развития чувств, они уменьшают в себе среднюю силу своих способностей, совершенно так же, как люди, развивающие свои чувства в ущерб разуму. Как во всём в мире, и в этом должны существовать гармония и соответствие. Если бы мы принялись развивать силу своих рук в ущерб силе ног или общему своему здоровью – для чего послужило бы нам это развитие? Совершенно то же и в интеллигентном человеке.

Но вернёмся к решению вопроса: что такое сила?

Материалисты скажут: какое же сомнение? Решение вопроса совершенно ясно: духовного в природе ничего нет и никаких ду- ховных сил не существует, – все силы материальны. Материя со- стоит из атомов, снабжённых от вечности свойствами, которые и производят все явления в мире. Силы, какие бы ни проявлялись в природе, – все суть свойства материи и отделимы от неё быть не могут; ибо мы нигде никогда этого не видели и представить себе не можем. Где материя, там и сила; одни силы никогда и нигде не проявлялись. Не логично ли вывести из этого, что они суть не бо- лее как свойства материй.

«Все способности, которые мы разумеем под именем души, – говорит Карл Фогт (в Phisiologische Brief, стр. 206), – не что иное, как отправления мозгового вещества. Между мыслью и мозгом та- кое же отношение, как между желчью, печенью, почками и их от- делениями».

Кабанис говорит прямо: «Мысль есть только выделение мозга».

«Все поступки человека суть неизбежные продукты мозгового вещества, – сказал Тэн. – Порок и добродетель такие же продукты, как серная кислота и сахар».

Ко всему этому Молешотт сказал в своём «Круговороте Жизни», что «человек есть сумма предков и кормилиц, места и


~ 155 ~

 

времени, воздуха и погоды, звука и света, пищи и одежды», и далее там же он говорит: «Даже совесть есть продукт материи».

Вот разительный и назидательный пример, как могут заблуж- даться и до каких несообразностей доходить в своём нравственном ослеплении такие учёные, как Карл Фохт, Кабанис, Тэн Молешотт, которые многими возведены на степень первоклассных учёных наравне с Дарвином, Уоллесом, Ньютоном. А между тем понятие их о начале и природе вещей ограничивается весьма несложной картиной: атомы, бродя в пространстве, непроизвольно, через свои столкновения и удары с соседними, также безличными и неразум- ными атомами, без всякой причины, а часто случайно, могут со- ставлять тела, целые миры разумных существ, образовывать в них мысль, сознание, разум, нравственность, совесть и т.д., – и всё это совершенно случайно.

Такое мировоззрение многим должно показаться недостаточ- ным и, во всяком случае, слишком узким и поверхностным. Более глубокомысленные люди хотели бы знать более этого: они не могли бы остановиться и удовлетвориться объяснением материа- листов и спросили бы: да существует ли в самом деле атом? Если мы будем рассматривать строение материи со стороны проявляю- щейся энергии в вселенной, то большая часть современных физи- ков подадут голос за то, что, в сущности, ни силы и ни материи никакой нет, а есть только одни разные виды движения, а при этом учении вся материя и всякое вещество обращается в какую-то фик- цию и представление. Но положим, что это представление мы при- мем за нечто реально существующее, как принимают материали- сты, и мельчайшую неделимую часть его назовём атомом; допу- стим даже, что они обладают свойствами, то опять являются во- просы, – откуда же взялись эти атомы? Кто сотворил или сделал их? Кто наделил их этими премудрыми способностями принимать всевозможные и самые причудливые формы, например: составить из себя наш глаз, мозг, мысль, сознание, разместить всё совер- шенно целесообразно и делать это в одном и том же порядке, со- храняя поколения, виды и т.д.? Каким образом делают они это? Случайно, или не случайно? Для того, например, чтобы сделать глаз человека, слагаются ли атомы непроизвольно для них, напри- мер, наподобие акта кристаллизации, или же участвует при этом


~ 156 ~

 

акте доля разума и целесообразности, – в таком случае кто прояв- ляет эту долю разума и целесообразности – сами ли атомы, или какая-нибудь посторонняя сила? Ньютон, например, ясно говорит в своей «Optic», что глаз не мог быть сделан без всякого понятия оптики, а ухо – без понятия о законах звука. Но глаза и уши есть у всякого; задавали ли себе материалисты вопрос, – кто проявляет эту разумную деятельность в производстве глаз, и кто обладал до- статочными познаниями оптики и законов звука, чтобы быть в со- стоянии придумать первые экземпляры? Сами ли атомы, или ка- кой-либо посторонний Разум, находящийся вне этих глаз и ушей. Если они присваивают своим атомам достаточно знания для воз- можности выдумывания таких трудных орудий передачи впечат- лений, то пусть укажут источники, откуда атомы эти могли по- черпнуть столь обильные знания? Если мысль, воля, совесть тоже проявления или результаты деятельности или дрожания атомов в пространстве, то какая же зависимость между ними? Чем это всё доказывается? Чем проверяется?

Прекрасно затрагивает этот вопрос Либих. Он говорит: «Эле- ментарный химический анализ не даёт ни малейшей опоры для об- суждения или объяснения свойств органических соединений. Хи- мически всякий каменный дом состоит, что касается строитель- ного материала, из силиция, кислорода, алюминия, кальция, не- большого количества железа, свинца и меди, из углерода и элемен- тов воды. Но если бы кто-нибудь вздумал утверждать, что дом об- разовался сам собою, игрою сил природы, случайно соединив- шихся и распределивших элементы в форму дома, потому будто бы, что части его состоят из этих именно элементов, которые вследствие химического сродства держатся друг около друга, а вследствие силы сцепления достигают известной плотности, – что следовательно химические и физические силы являются здесь при- чиной, ибо они обнаруживаются тут определённым образом, то утверждающий всё это подвергается бы осмеянию. А между тем, если мы возьмём растения, то в любом из них, как в строении, так и в развитии, мы замечаем, что вещества слагаются в такие тонкие и правильные формы и в таком порядке, который превосходит всё, что мы наблюдаем в устройстве дома. Мы не замечаем, правда, силы, овладевающей противящимся ей материалом и заставляю- щей его слагаться именно в эти формы и именно в этом порядке,


~ 157 ~

 

но наш разум признаёт, что в живом теле заключается некоторая причина, управляющая химическими и физическими силами и сла- гающая их в формы, которые вне организма никем и никогда за- мечаемы не были» (Индивидуализм, Л. Гелленбаха, стр. 197 и 298).

Старались ли материалисты хотя отчасти ответить Либиху на это его положение? Нет, – в этом случае все материалистические учения уподобляются тому человеку, который, не имея понятия о часах, случайно нашел их в поле, стал рассматривать, поверх- ностно изучать их и совершенно неосновательно пришёл бы к убеждению, что автоматичность хода их доказывает автоматич- ность их возникновения, т.е. что никто их не выдумал и не сделал, но произошли они сами собой.

Ничего само собой в природе не делается; всё имеет свои при- чины и, если мы их не видим и не знаем, то всё же логика и чувства наши должны подсказывать нам, что есть что-то выше нас и нам неизвестно, что нужно учить и изучать, а не утверждать, что всё уже нам давно известно и известно, что ничего более премудрого в природе нет, как только то, что бессмысленные атомы, бродя не- целесообразно в пустом пространстве и машинально сталкиваясь между собой, могут совершенно случайно произвести такие слож- ные, осмысленные и премудрая вещи, как например глаз человека, как совесть, как волю и как мысль.

Не доказывает ли всё вышеприведённое, что не сущность са- мого учения, не коренной смысл науки ведёт людей к материали- стическому мировоззрению и к атеизму, а наоборот атеизм людей и их внутреннее душевное развитие, находящееся ещё на низшей степени понимания природы вещей, обладает весьма ограничен- ным кругозором, который и отражается на их науке и делает её ма- териалистической; и люди которые сами склонны к атеизму, имеют кругозор ещё более ограниченный, ставят их учения на вы- сокий пьедестал учёности, совсем не сознавая как ничтожна, как пуста эта наука и как много в ней ещё заблуждений.


~ 158 ~

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 387. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия