Дергачев В.А. РЕГИОНАЛИСТИКА. Дергачев В.А. Научные труды в семи книгах. Кн. 2. Электронное издание на CD. — Издательский проект профессора Дергачева, 2008.
http://dergachev.ru/book-7/index.html
Теория
Отечественная теория региональной интеграции. В Советском Союзе отечественная теория региональной межгосударственной интеграции начала разрабатываться в Институте мировой экономики и международных отношений и других академических институтов с позиций идеологической критики западных учений в соответствии с требования Программы КПСС. В этом партийном документе международные государственно-капиталистические организации рассматривались как новая форма передела мирового капиталистического рынка, как очаги острых трений и конфликтов. Однако появление региональных интеграционных объединений между развивающимися странами постепенно заставило советских исследователей отказаться от примитивного подхода.
В работах А. Арзуманяна, Е. Варги, М. Максимовой, Ю. Шишкова и других экономистов-международников постепенно был преодолен упрощенный идеологический подход, что позволило разработать принципы отечественные теории интеграции. Были выявлены различия в интеграционных процессах на Западе и развивающихся регионах. Если Западная Европа демонстрировала успешную поэтапную, хотя и длительную по времени интеграцию, многие проекты в развивающихся странах деградировали. В 1991 году потерпел крах и образец «социалистической интеграции» — Совет экономической взаимопомощи» (СЭВ). Распались и национальные экономики федеративных государств (СССР, Югославия и Чехословакия).
Преобразованные по образу и подобию советской экономики национальные хозяйства европейских стран народной демократии превратились в гигантские многоотраслевые государственные концерны. Ю. Шишков (2006) выделяет следующие недостатки «социалистической интеграции»:
- почти полностью подавлено частное предпринимательство;
- крайне ограничена хозяйственная инициатива микроэкономических субъектов (промышленных, аграрных и торговых);
- доминировало жесткое администрирование из единого центра;
- рыночные регуляторы были загнаны в подполье или заменены виртуальными ценами на основе сочиненных плановых нормативов издержек производства и обращения;
- страны-партнеры с автаркическими национальными хозяйствами общались на разных экономических языках. Их обращение в качестве «переводчика» к ценам и тарифам мирового рынка (через промежуточные субъективные коэффициенты) часто оборачивалось крупными стратегическими просчетами;
- противоречия между автаркическим хозяйственным механизмом и объективной необходимостью внедрения рыночного механизма оказались непреодолимы.
Неудачный социалистический эксперимент закончился в 1991 году, когда страны-участницы перешли на взаимные расчеты в твердой валюте по мировым ценам. Страны с централизованной командно-распределительной экономикой продемонстрировали неспособность к эффективной региональной интеграции.
В дальнейшем отечественная теория региональной интеграции позволил понять причины распада экономического пространства Советского Союза, Югославии и Чехословакии. В этих государствах существовали достаточно интегрированные экономические пространства, связанные развитой коммуникационной инфраструктурой, единой энергетической системой и едиными технологическими стандартами. После образования Содружества независимых государств (СНГ) некоторое время сохранялась единая валюта – советский рубль. Единый язык межнационального общения и многие другие факторы, казалось бы, способствовали интеграции постсоветского пространства. Но реальная реинтеграция не произошла ни в формате 12 стран СНГ, пяти государств ЕврАзЭС, ни в рамках Союзного российско-белорусского государства. Концепция региональной интеграции, разработанная ИМЭМО РАН, выделяет следующие причины:
- реальное интегрирование той или иной группы стран становится возможным лишь при достижении необходимого уровня интеграционной зрелости;
- в экономике должен быть достигнут определенный уровень развития обрабатывающей промышленности, обеспечивающий диверсификацию экспортно-импортных связей страны и ей вовлеченность в международное разделение труда;
- необходима хорошо развитая финансовая инфрастуктура;
- в политике должны быть развитые демократические институты, обеспечивающие предсказуемость поведения государства на международной арене;
- проблематична интеграция государств с диктаторскими или авторитарными режимами.
В условиях глобализации получил развитие новые формы межгосударственной региональной интеграции. В интеграционные блоки высокоразвитых стран вовлекаются менее развитые партеры. Это демонстрирует и расширение Евросоюза на восток и тенденции на других континентах. Иногда создаются интеграционные объединения, включающие страны, не имеющие общей границы. Так, например, между Евросоюзом и Мексикой, Южной Африкой и Чили подписаны двухсторонние соглашения о зонах свободной торговли.
Появилась и принципиально новая форма интеграции, когда происходит фактическое обеднение государства с возможностями диаспор, например, тенденции создания Большого Китая. Если на Западе известны возможности в первую очередь еврейской диаспоры, то восточная модель неизвестна своими последствиями распространения и внедрения.
Особое место в регионалистики занимают представления о преференциальном протекционизме и международных (мультимодальных) транспортных коридорах, концентрирующих и синхронизирующих на генеральных направлениях основные виды транспорта в целях ускорения оборота материальных и финансовых потоков. Например, теория преференциального протекционизма обосновываетлиберализацию экономических отношений на основе установления преференциального режима — система таможенных, налоговых и других льгот, способствующих привлечению капитал и современных технологий в данное место, например, свободные экономические зоны (Дергачев, 1996). В высокоразвитых странах преференциальный режим часто создается не за счет налоговых льгот, а на основе формирования конкурентоспособных региональных условий хозяйствования. Широкое распространение получила концепция точечных зон — предоставление преференциального режима локальным территориям и отдельным предприятиям для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем рынке.
Важным направлением новой геополитической мысли являетсяразработка геоэкономической стратегии — искусства достигать экономические цели на мировом рынке и предотвращать потенциальные конфликты. Методы контроля над коммуникационными материальными потоками энергетических и других ресурсов в целях участия субъектов международных экономических отношений в создании и переделе мирового валового продукта. Геоэкономическая стратегия государства может заключаться в транснационализации экономики. Для современной геоэкономической стратегии особенно актуальна инновационная модель развития, основанная на высоких технологиях, способствующих созданию конкурентоспособной продукции на внешнем рынке.
Неоэкономическая модель развития предусматривает приоритет духовных технологий над материально-практическими (традиция великих восточных культур). Здесь интеллигенцияявляется социальной прослойкой профессионалов духовного производства, служащих истине. Интеллигенция ценит неформальное призвание выше официальных статусов и наград.
В постиндустриальную эпоху знание и время превращаются в важнейшие экономические ресурсы. Знание рождается во время движения мысли. Знания не являются механической суммой или высшем уровнем информации, и по своему определению ближе к понятию «мудрость». Знаниями нельзя управлять так же как информацией. Новые знания и информационные технологии ускоряют время, а значит оборачиваемость капитала. Интеллектуальное богатство становится главный товар постиндустриальной эпохи, измеряемый знаниями, идеями и творческим трудом. Интеллектуальный труд, связанный с созданием новых технологий, новых образцов продукции и совершенствованием производства, создает интеллектуальную ренту — добавочный продукт от использования научного опыта, особого умения добывать и перерабатывать информацию.