Право на жизнь.
Право на жизнь с позиций закона и морали. В законодательстве многих стран эвтаназия уголовно наказуема. В июле 1993г. Верховный Совет России принял "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан". Согласно статье 45, эвтаназия в России запрещена: "Медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии — удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо средствами, и том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни". Примечательно, что «Основам законодательства РФ» соответствует заявление Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московской патриархии «О современных тенденциях легализации эйтаназии в России». В заявлении сказано, что «эйтаназия в любой форме» неизбежно приведет: а) к криминализации медицины и потере социального доверия к институту здравоохранения; б) к поруганию бесценного дара человеческой жизни; в) к умалению достоинства врача и извращению смысла его профессионального долга; г) к снижению темпов развития медицинского знания, в частности разработок методов реанимации, обезболивающих препаратов, средств для лечения неизлечимых заболеваний и т.п.; д) к распространению в обществе принципов цинизма, нигилизма и нравственной деградации в целом, что неизбежно при отказе от соблюдения заповеди «не убий». Близкие мысли вы можете прочитать в «Декларации об эйтаназии Рамсеевского коллоквиума Института религии и общественной жизни в Нью-Йорке» (1992), «Декларации об эвтаназии» ВМА (1987) и др. "Опасность ошибиться в диагнозе всегда велика". Наиболее весомым аргументом против эвтаназии тяжелых больных служит то обстоятельство, что в клинической практике возможны "роковые ошибки" в диагнозе, и в прогнозе исхода лечения. Понятие "неизлечимая болезнь" относительно. Смысл принципа "святости человеческой души" включает при правильном диагнозе относительность понятия "неизлечимая болезнь", "травма, несовместимая с жизнью", так как число людей, которые живут вопреки драматическим медицинским прогнозам, достаточно велико. И сегодня мы с вами во многих случаях не можем без "крупиц сомнения" доказать безнадежность больного, так как не всегда абсолютно точно можем учесть защитные соматические, моральные, да и материальные силы больного и его близких. Как я представляю, играют огромную роль в лечении безнадежных больных не только "защитные силы" больного, но и "защитные силы" системы здравоохранения страны и конкретной больницы. Разве не ясно, что в слаборазвитых странах, в немощных больницах возможность спасения жизни тяжелых, безнадежных больных низкая. В тоже время многозначительна информация для размышления о фантастических успехах трансплантации органов при излечении безнадежных больных. Депрессия не повод лишения себя жизни. Людям, по мотивам депрессии склоняющимся к эвтаназии, чаше в форме самоубийства, можно напомнить мудрые слова Марка Аврелия (121—180), римского философа: "Измени отношение к вещам, которые беспокоят тебя, и ты будешь от них в безопасности". Клинический опыт убеждает, что чрезвычайно опасна депрессия лиц, заподозривших у себя болезнь с их точки зрения неизлечимую, мучительную, реально угрожающую жизни, как рак. И не так уж редко мы, клиницисты, убеждаемся, что их депрессия, их стремление прервать жизнь — нелепы, ибо угроза смерти может быть не столь безысходной, а подчас тревога бывает ложной. Эвтаназия — это клятвопреступление и уголовный беспредел. Не существует ни одной клятвы, присяги врача, где бы были обещания и обеты антигиппократовского, антигуманного звучания. Да это было бы предательством по отношению к своим пациентам, в любви к которым клянутся все медики мира. Так, в Женевской декларации ВМА сказано: «…торжественно клянусь…утверждать человеческую жизнь…как наивысшую ценность и даже под угрозой не использовать свои знания врача вопреки законам гуманности…» (1948). Так что принявший клятву "не вредить", бороться за жизнь больного, а на деле ее попирающий, должен уяснить, что эвтаназия — клятвопреступление. Эвтаназия, тем более активная, не только клятвопреступление врача, это еще и путь к уголовному преступлению, так как право эвтаназии может реально размывать грань между дозволенным деянием и преступлением. Если добровольная эвтаназия станет законом, предупреждают многие авторы, то врач во время одного визита будет нести смерть, во время другого бороться за жизнь. Примеров активных клятвопреступлений и перехода "грани между дозволенным и прямо преступным" в Германии, Австрии, Англии и в России предостаточно, хотя эвтаназия в этих странах по юридическим законам запрещена. Все это сигналы вселенской трагедии, угрожающей роду homo sapiens.
9. Вопросы для самоподготовки: 1. Запрещена ли законодательно эвтаназия в России, если да, то в каких документах? 2. Назовите основные аргументы противников эвтаназии. 3. Что такое хоспис и есть ли они в России? 4.Какие виды помощи оказываются пациентам в хосписе? 5.Разрешено ли врачу (законодательно) сообщать неизлечимо больному пациенту диагноз. 6.Назовите три основных аргумента противников лжесвидетельства при сообщении неблагоприятного прогноза пациенту. 7. Почему медицинские показания носят вероятностный характер и не могут служить основанием для активной эвтаназии? 8.Кто впервые термин "эвтаназия" ввел в научный оборот? 9.Дайте определение термину «эвтаназия». 10.Что такое «активная эвтаназия»? 11. Что такое «пассивная эвтаназия»? 12. Назовите классификацию эвтаназии. 13. Расскажите об исторических корнях эвтаназии. 14.Как решается проблема легализации эвтаназии в России и за рубежом? 15. Расскажите о «Декларации об эвтаназии» Всемирной медицинской ассамблеи. 16. В каком случае эвтаназия называется добровольной с юридических и моральных позиций? 17. В каком случае эвтаназия называется недобровольной с юридических и моральных позиций? 18. Проанализируйте основные аргументы сторонников эвтаназии. 19.Проанализируйте основные аргументы противников эвтаназии. 10. Тестовые задания по теме: 1. Впервые термин "эвтаназия" ввел в научный оборот: 1) Гиппократ; 2) Бэкон; 3) Авиценна; 4) Маймонид; 5) Пирогов.
2. Какое государство первым легализовало эвтаназию? 1) Китай 2) Израиль 3) Бельгия 4) Нидерланды 5) Австралия
3. Термином «звтаназия» вы определяете: 1) Счастливую, легкую смерть без страданий и мучений; 2) Самоубийство с целью избавления больного от мучительных физических и душевных страданий; 3) Убийство по воле безнадежного больного, по согласованию сним; 4) Намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного, находящегося в терминальном состоянии, с целью прекращения его страданий; 5) Все «толкования» слова «эвтаназия» правомочны.
4. Эвтаназия называется добровольной с юридических и моральных позиций, когда: 1) Умерщвляется новорожденный с фатальным диагнозом; 2) Умерщвляется больной со смертью мозга; 3) Компетентный больной дает устное согласие на умерщвление; 4) Компетентный больной дает письменное согласие на его умерщвление; 5) Компетентный больной умерщвляется без его согласия.
5. Использование реанимационного оборудования для пациента, находящегося в критическом состоянии, является: 1) злоупотреблением терапевтическими средствами 2) реализацией принципа ” борьбы за человеческую жизнь до конца” 3) признаком низкой квалификации специалиста 4) отсутствием у врача нравственного чувства и этической культуры 5) обязательным при наличии у пациента страхового полиса
6. Недопустимость эвтаназии с позиций нравственной антропологии христианства связана с: 1) нарушением заповеди “не убий” 2) спасительностью страданий 3) возможностью приобщения человека к опыту воскресения 4) возможностью постижения смысла жизни 5) все перечисленное
7.Необоснованность эвтаназии с медицинской точки зрения определяется: 1) шансом на выздоровление и возможностью изменения решения пациента 2) нарушением предназначения врача спасать и сохранять человеческую жизнь 3) нарушением моральной заповеди “не убий” 4) блокированием морального стимула развития и совершенствования медицинского знания и медицинских средств борьбы со смертью 5) со всеми перечисленными факторами
8 Активная эвтаназия отличается от пассивной: 1) отсутствием согласия или просьбы пациента о лишении жизни 2) приоритетностью решения врача перед решением пациента о прекращении жизни пациента 3) активным, деятельным, вмешательством врача в процесс прекращения жизни по просьбе пациента 4) умышленным или преднамеренным лишением жизни человека 5) общим состоянием безнадежно больного человека
9.Решение о допущении пассивной эвтаназии, либо о начале интенсивной терапии зависит от: 1) определения мотивов деятельности и поступка врача 2) характера объяснения принятого решения врача 3) объективной картины заболевания 4) универсального права человека на жизнь 5) техническими медицинскими средствами и ситуационными возможностями
10. Право больного человека отказаться от лечения основывается на: А) осознании ограниченности финансовых возможностей; б) признании ограниченности медицинских средств; в) праве на спокойную естественную смерть; г) принятии воли Божией; д) наличии закона 1) а 2) б 3) а, б 4) в, г 5) д
Эталоны ответов: 1-2 2-4 3-5 4-4 5-2 6-5 7-5 8-3 9-3 10-4
|