СПОСОБНОСТЬ ПРОТИВОСТОЯТЬ ОПАСНОСТЯМ
Любопытно проследить перемены (по данным двух наших опросов) в отношении респондентов к политической составляющей жизни. Наиболее характерным в этой связи является восприятие респондентами различных политических партий и движений. Здесь стоит отметить усиление безразличного отношения. В отношении к партиям и движениям, отстаивающим идеалы социализма, число безразличных респондентов увеличилось с 46,0% (1996) до 49,8% (1999); к партиям и движениям, выступающим за продолжение рыночных реформ, - с 31,6% (1996) до 43,7% (1999); к партиям, отстаивающим русскую самобытность, — с 42,5% (1996) до 46,1% (1999). Одновременно за прошедшие три года улучшилось отношение россиян к партиям, отстаивающим идеи социализма: в 1996 году за них выступало 27,7% респондентов, а в 1999-м — 31,8%. Неудивительно, что значительно упал интерес россиян к партиям, отстаивающим курс на продолжение рыночных реформ: в 1996 году они привлекали 51,7% респондентов, а в 1999-м — 31,4%. Увеличилось количество людей, не имеющих политических предпочтений и вообще политикой не интересующихся: в 1996 году таких было 23,9%, в 1999-м - 25,3%. Изменились и представления о предпочитаемом пути экономического развития России. На основе изложенного можно сделать вывод по некоторым фундаментальным вопросам, которые до сих пор являются предметом дискуссии философов, социологов, историков. Ибо здесь, как нам представляется, лежит ключ к пониманию специфики русского национального характера в современных условиях. Нет, мы, разумеется, не претендуем на то, чтобы дать исчерпывающий ответ в целом, но интересно было бы посмотреть, основываясь на эмпирическом материале, на вопрос о способности российского населения к самоорганизации с позиции традиционных споров о том, следует ли нам усилить борьбу с элементами коллективизма, якобы доставшегося нам от «проклятого» прошлого, и воспитывать население в духе индивидуализма, который так распространен в США. С нашей точки зрения, разумно подходит к этому вопросу Н. Ф. Наумова: «Действительно, в США первичный элемент — отдельный человек. А что такое первичный элемент в нашей постсоциалистической стране? Это туманно. Есть, например, некоторые статьи, в которых как о бесспорно положительном менталитете говорится об индивидуализме и т. д. Но надо же просчитать, какие "за" и "против" имеет индивидуалистическое построение общества. Просчитать и посмотреть. И хотя бы изложить. Тем более в мировых разработках такого обобщающего характера, когда речь идет действительно о вариантах развития цивилизации в целом, индивидуализм вовсе не обязательно оценивается с плюсом, а коллективизм с минусом или наоборот. Просто это один вариант вот с такими нитями, а это — другой» 2. Мы же попробуем взглянуть на эту проблему, опираясь на полученные нами в ходе реализации проекта «Катастрофическое сознание в России в конце XX века» эмпирические данные. Об общем фоне, характеризующем настроение российских респондентов, можно судить по ответам на вопрос «Если 2 Российская социология 60-х годов в воспоминаниях и доку Страх и тревога в современной России 83 говорить в целом, в какой мере вы удовлетворены в настоящий момент своей жизнью?». Полностью удовлетворены своей жизнью сегодня в России — 3,8%. Скорее не удовлетворены и полностью не удовлетворены — 53,4%. При этом 67,8% респондентов, пожалуй, не уверены и совершенно не уверены в своем будущем. Интересными выглядят в этой связи ответы на вопрос: «Когда Вы ответили, что "уверены" или же, напротив, "не уверены" в будущем, то о ком Вы подумали в этот момент?». 80,4% респондентов подумали о себе и своих близких и лишь 9,8% подумали о России и ее гражданах. О социальной активности респондентов можно судить по вопросу: «Если это бедствие (одно, наиболее страшное) все-таки произойдет, то как, по Вашему предположению, Вы стали бы себя вести?». Процент тех, кто намерен предпринимать какие-либо меры, чтобы предотвратить или ослабить опасность, с 1996-го по 1999 год снизился с 41,3 до 34,6%, и соответственно увеличился процент тех, кто считает, что от их действий ничего не зависит. За эти же годы, с 1996-го по 1999-й, процент тех, кто предпринимает все возможные действия, чтобы защитить лично себя от последствий преступности, снизился с 40,2 до 36,7%, а загрязнения окружающей среды — с 42,9 до 38,8%. Несколько снизился процент тех, кто намерен объединяться с другими, чтобы противостоять опасности: в вопросах преступности — с 7,5 до 6,1%, в вопросах экологии - с 8,3 до 8,1%. Особенно острой в современной России является проблема безработицы: 59,2% респондентов обеспокоены возможностью остаться без работы; 87,0% респондентов на вопрос, хватает ли им дохода от основной работы, отвечают «Скорее нет» и «Определенно нет». Лишь 2,5% российских респондентов могут утверждать, что им достаточно дохода от основной работы. В таких условиях 73,5% респондентов пользуются продуктами со своих участков (хозяйств). (В 1996 году таких было 66,9%.) 24,0% прирабатывают в другом месте, и всего 3,8% вкладывают свои сбережения в акции. При этом 58,6% опрошенных считает, что у них нет возможности получать помощь от родственников. 84_______ В. Н. шубкин, В. А. иванова ________ Проследим тенденцию более конкретно на примерах от Почти 50% респондентов подыскивают средства защиты внутри малой группы (обсуждают с близкими), а 30% считает, что даже семья и близкое окружение не сможет предоставить им средства защиты, адекватные угрожающим им опасностям, то есть чувствуют себя абсолютно незащищенными перед угрозой катастрофы. Далее проследим тенденцию более конкретно, на примерах реальных повседневных угроз, которые, как выяснилось, и являются источником страха: роста преступности (крими-нализации общества) и возможности потерять работу (безработицы) и загрязнения окружающей среды (см. табл. 10). В среднем 80% предпринимают активные действия для того, чтобы защитить себя, семью и своих близких от нападений, разбоя, грабежей и возможности подвергнуться негативному экологическому влиянию на бытовом уровне. При этом 5—12% респондентов предположительно объединяются с другими в целях предотвращения этих угроз для всего общества и народа. 60—70% были абсолютно уверены, что этого они делать не будут; соответственно лишь в сред- нем 20% остаются «в раздумье», будут ли они что-то предпринимать, объединяться с другими, чтобы снизить эту угрозу для народа, страны, или нет. Что намерены предпринимать респонденты для решения проблемы безработицы в условиях, когда 50—52% констатируют, что им совершенно не достаточно дохода от основной работы, а 33—36% утверждают, что им «скорее недостаточно» доходов от основной работы. То есть 80—85% в той или иной степени решает для себя проблему безработицы и на вопрос: «Обеспокоены ли Вы лично возможностью оказаться без работы?» 58% отвечает «да» и 7—9% — «Трудно сказать». Среди тех, кто обеспокоен возможностью потерять работу, 85—87% точно знает, что будет делать для решения этой проблемы, и уже предпринимает активные действия; 85% не предполагает жить на пособие или поддержку семьи; 25% не собирается искать работу по профессии и 25% не собирается осваивать другую специальность; 50—54% не стремится объединяться с другими для коллективного решения этой проблемы. Какие действия предпринимают для поддержания своего благосостояния респонденты, которые не ищут работу по специальности, не осваивают другие профессии и не рассчитывают на ресурсы семьи? (см. табл. 12). В среднем 25% пытается подрабатывать в другом месте и 50% предполагает к этому прибегнуть. Однако 30% не мо- жет по тем или иным причинам воспользоваться этой возможностью. И около 70% в настоящий момент пользуется продуктами своего участка. Простой и надежной структурой, обеспечивающей средства защиты для противостояния наиболее катастрофичным по своим последствиям социально-экономическим опасностям (обнищанию, безработице, криминализации, катастрофическому неурожаю, беззаконию и пр.), становятся малые группы. Декларируется опора только на себя, на семью и на свое ближайшее окружение; усиливается ориентация на индивидуальную (не групповую, не слоевую) вертикальную мобильность и социальное выживание по принципу «Каждый за себя, один Бог за всех». «Расчет на себя» в условиях ограниченного доступа большинства населения к основным жизненным ресурсам - день- 88_______ В. Н. шубкин, В. А. иванова ________ гам, власти, законотворчеству — подразумевает прежде всего проявление разного рода самодеятельных инициатив по линии трудоустройства и заработков, таких как поиски новых рабочих мест, приобретение новых профессий, нахождение новых средств существования. Политика государства в области труда и занятости привела к тому, что 25—30 миллионов жителей страны вовлечены в неформальную (вторичную, дополнительную, теневую) занятость. Если учитывать работающих студентов, пенсионеров, зарегистрированных безработных, вышедших из мест заключения, то цифра увеличивается в 1,5—2 раза3. Подсобное хозяйство — самый распространенный, наиболее часто употребляемый способ защиты от экономических опасностей. В зависимости от региона различается его функция. Большинство городских жителей используют его для обеспечения себя продуктами питания. Жители малых городов или сел чаще выращивают продукты на продажу. Безусловно, присутствуют и другие стратегии обеспечения защищенности: эскапизм, эмиграция, регрессия (возврат к ранее сформировавшимся стереотипам), снижение стандартов, но они не отслеживаются напрямую вопросами данного эмпирического исследования. Одной из характерных черт, как отмечают исследователи4, становится стремление уйти от контроля со стороны государства и контактов с государственными структурами в поиске средств защиты. Формальные институты не справляются со своими непосредственными функиями, поэтому главную роль в формировании эффективных стратегий выживания играют неформальные механизмы поддержки и взаимопомощи, которые часто носят (или приобретают со временем) полузаконный характер. Неформальные экономические отношения подразумевают присвоение государственного имущества и его последу- 3 Рывкина Р. В. Постсоветское государство как генератор конфликтов // Социологические иследования. 1999. № 5. 4 Левада Ю. «Человек советский» десять лет спустя: 1989— 1999 (предварительные итоги сравнительного исследования) // Мониторинг общественного мнения. 1999, № 3 (41). С. 14—15. Страх и тревога в современной. России 89 ющий обмен или перепродажу. Крайняя, но довольно распространенная форма такого взаимодействия — воровство в крупных масштабах и торговля ворованными товарами. Интересно, что отношение россиян к полулегальным способам выживания и заработка двоякое. В общем, все эти действия, если они не носят откровенно криминального характера и осуществляются «простыми людьми» в скромном масштабе — «чтобы прокормить себя и семью», то есть нацелены именно на выживание в массовом понимании, находят понимание и сочувствие. Но реакция становится обратной — осуждающей и обвиняющей, если речь идет о тех же действиях, но со стороны «мафии» или «начальства», которым не надо выживать, но которые стремятся «разбогатеть и нажиться». Еще одна задача, которая стоит перед россиянами в сложившихся условиях, — это оберегание добытых источников от государства, от его разного рода фискальных и иных служб. Это находит свое отражение в уходе от налогов, использовании оффшорных зон и в валютных накоплениях, в перекачке средств в другие страны и пр. Около 70% россиян считает, что руководители государства не обеспокоены актуальными для них проблемами и угрозами и свыше 80% россиян, по данным разных опросов5, вынуждены искать средства защиты от социально обусловленных опасностей самостоятельно. Для поддержания наличного или сниженного статуса большинством населения вырабатываются специфические модели адаптивного поведения, имеющие ярко выраженную самосохранительную направленность. Такой тип активности лишен элементов плодотворности, рациональности и стабильности для общества в целом, не двигает людей по пути развития, не способствует массовой социальной деятельности населения по преодолению сложившейся ситуации. Адекватные стратегии поведения на локальном отрезке времени и социального пространства пре- 5 Социальная психология личности в вопросах и ответах. М., 1999. 90_______ В. Н. шубки н, В. А И ванов л ______ вращаются в неадекватные, неконструктивные в контексте более широкого «событийного» и временного интервала. Страх вызывает активную реакцию, побуждая людей действовать в направлении, которое кажется им необходимым для предупреждения грозящих бедствий. Но в условиях малой эффективности социальных институтов страх подталкивает людей к действиям экзистенциального плана: защите жизни, здоровья и благополучия самих индивидов или их родственников. Если угроза касается общества, но не лично данного конкретного человека или его семьи, люди остаются пассивными. Наш опрос показал, что около 2/3 респондентов в 1996 и 1999 году, испытывавших сильную тревогу и постоянный страх в отношении различных опасностей, не видели никакой причины или возможности делать что-нибудь, чтобы предотвратить эти опасности для общества. В то время как больше 2/3 объявили о своей готовности защищать свою семью от угрозы роста преступности, загрязнения окружающей среды, безработицы, 1/4 опрошенных только на словах предполагает защищать страну, общество в целом. Вряд ли такой результат говорит о полной утрате чувства коллективизма или любви к ближнему. Скорее всего, основная причина социальной пассивности — неверие в способность рядового гражданина даже коллективными действиями повлиять на изменение общей ситуации в стране, то есть недоверие к органам государственной власти и к социальным институтам, потому что именно они, по общему мнению, _______ Страх и тревога в современной России 91 призваны гарантировать защиту от преступности, обнищания и уничтожения среды обитания6. В условиях, когда человек осознает угрозу своей защищенности и сталкивается с ситуацией реальной нужды (невозможности удовлетворить элементарные потребности), на первый план выходят первичные ценности, обеспечивающие элементарное выживание. Ценности второй ступени, выступающие основой развития и совершенствования: свобода, закон, образование, культура, а тем более деятельное участие в глобальном процессе развития цивилизации, уходят на второй план. Как видно, в целом картина вырисовывается довольно мрачная. Но главное, удручает то, что происходит снижение способности населения к самоорганизации для противостояния опасностям, каждый стремится решить насущные проблемы в одиночку или объединившись с родственниками. Один из парадоксов советской коммунистической идеологии заключался в том, что, клянясь на каждом углу в верности коллективу, люди на самом деле жили в состоянии настоящего животного страха. Трудно представить более атомизированное общество, чем общество советского типа. И материалистическая идеология в сочетании с атомизацией общества явились причиной разрушения духовности, веры, морали. Если взять такие ключевые для данного разговора понятия, как индивидуализм, соборность и коллективизм, то невольно приходишь к выводу, что не индивидуализма не хватает, а соборности и самоорганизованности в противостоянии опасностям и власти. Как недавно заметил в «Известиях» Максим Соколов: «"верхам" настолько наплевать на "низы", "верхи" настолько ничего не хотят (их интересует только удобное для извлечения экономической ренты правительство), что "низы" "не хотят" с удвоенной энергией. Равнодушие власти превратило "дорогих россиян" в самый равнодушный к этой власти народ в мире... Взаимная апатия 6 Ядов В. А. Структура и побудительные импульсы социально-тревожного сознания // Социологический журнал. 1997. № 3. 92_______ В. Н. шубкин, В. А. иванова ________ становится способом существования нации, заменяющим национальную идею». Возможно, одна из основных проблем современного российского общества — это его атомизация, апатия и равнодушие людей, их нежелание объединяться, чтобы противостоять угрозам и произволу властей. * * * Прежде всего, анализ результатов исследования свидетельствует о том, что о страхе нельзя говорить в прошедшем времени. Страх, разумеется, модифицировался в зависимости от обстоятельств места и времени. Это особенно важно иметь в виду в последние годы XX века, когда происходит своеобразная интерференция реальных опасностей и угроз и мистических ожиданий и ужаса. Динамика страха и тревоги в России с 1996-го по 1999 год показывает, что за эти годы интенсивность страха (за исключением таких его причин, как американизация жизни в стране, коррупция властных структур, обнищание, захват власти в стране экстремистами, сокращение рождаемости) несколько снизилась, что свидетельствует о весьма эластичном общественном мнении, на которое оказывает влияние как специфика социально-политической ситуации, так и усилившаяся обработка людей через средства массовой информации. Большое влияние на структуру и интенсивность страха и тревоги оказывает историческая судьба, в частности проживание под гнетом тоталитаризма. Материалы, полученные в ходе обследования, показывают, что почти 2/3 населения России находится в состоянии сильной тревоги и постоянного страха от угроз, которых они, в принципе, не должны были бы бояться в нормальном обществе. Цифры, характеризующие катастрофическое сознание населения, — это реальные последствия демократизации, не по лозунгам, а по истинным переживаниям и впечатлениям людей. Тем более что речь идет не о каких-то геологических опасностях, таящихся в недрах планеты, а о соблюдении тех простых истин, к которым еще 2000 лет назад призывал Христос в Нагорной проповеди. Страх и тревога в современной России 93 И характерно то, что высокая интенсивность страха в России сочетается с крайне низким уровнем способности населения к самоорганизации для противостояния вероятным опасностям (во всяком случае, ряду из них). В советское время под всеобщие заклинания о верности духу коллективизма происходила чудовищная атомизация общества, оказалось, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Высокий уровень и интенсивность страха в России может стать причиной (а поводы при существующей сейчас политической и социально-экономической напряженности легко найдутся) серьезной паники и общественных катаклизмов. При наличии запасов оружия массового поражения (прежде всего ядерного, химического и бактериологического) эти кризисы могут приобрести планетарный характер, поэтому высоким уровнем и интенсивностью страха на всем постсоветском пространстве должны быть озабочены и другие страны мирового сообщества.
|