Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ КАТАСТРОФИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ





Обследование 1998 года продемонстрировало, что у катаст­рофического сознания, как говорится, «женское лицо». Выяс­нилось, что наибольшее влияние на степень тревожности оказывает пол. Женщины боятся различных опасностей по­чти в два раза сильнее, чем мужчины7. Исследование 2001 го­да в Красноярском крае дали тот же результат. Например, возможность роста терроризма вызывает постоянный страх у 24% женщин, вошедших в выборку, и лишь у 10,3% муж­чин. Возможность ядерной войны вызывает сильную трево­гу у 40,9% женщин и лишь у 29% мужчин, а постоянный страх — у 22,4% представительниц прекрасного пола и лишь 8% мужчин. Это относится к очень многим видам опасностей. В частности, даже таким, по поводу которых население склонно тревожиться значительно меньше. Например, напа­дение соседних государств вызывает сильную тревогу у 28,6%

6 Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX века. С. 134.

7 Там же. С. 126.


Массовый страх в регионе 133

женщин и лишь у 15,5% мужчин, а постоянный страх — у 8,8% женщин и 4,3% мужчин.

Следует подчеркнуть, однако, что далеко не во всех слу­чаях опасения мужчин и женщин Красноярского края столь различны. Возьмем, например, тревогу по поводу сокраще­ния рождаемости у населения России. Здесь реакция женщин и мужчин практически одинакова. 26,5% представительниц слабого пола и 24,1% представителей сильного испытывают по этому поводу тревогу, а 2,6% женщин и 2,4% мужчин — постоянный страх. Мало различаются опасения по поводу перенаселения России, исчезновения различных видов жи­вотных, глобального потепления климата.

Казалось бы, результаты должны быть несколько иными. Как уже отмечалось, в регионе имеет место тендерная асим­метрия безработицы. По сравнению со средними показате­лями по России, где среди безработных больше лиц женско­го пола, в Красноярском крае мужской труд на сегодняшний день оказывается менее востребованным, что, казалось бы, должно вести к усилению пессимистических настроений сре­ди представителей мужского пола и развитию у них катастро­фического сознания. То, что этого не происходит, позволяет искать причину указанных различий в тендерных стереоти­пах. Конечно, и мужчины и женщины как человеческие су­щества могут в равной степени бояться экзистенциальных катастроф и бедствий — тех, которые напрямую угрожают их существованию. Но мужчине культурой предписано быть «сильным», презирать опасности, игнорировать угрозы. И многие из них соответствующим образом отвечают, де­монстрируя здесь свой оптимизм и полную индифферент­ность по отношению к «бабским страхам». А женщина мо­жет позволить себе трезво оценивать опасности и угрозы, обходить острые углы и «не нарываться на неприятности». Что же касается бедствий, ни в коей мере не угрожающих су­ществованию человека, то здесь тендерный признак не игра­ет роли. По поводу этих опасностей женщины и мужчины выступают как обычные социальные существа и дают сход­ные ответы.

Хотя пол респондентов является одним из важнейших показателей, влияющих на распределение их ответов, необ-


134 Я. у.астафьев, Ф.А. хохлушкина

ходимо рассмотреть и другие факторы и определить степень их влияния на уровень тревожности у жителей Краснояр­ского края. Важным дифференцирующим признаком высту­пает наличие либо отсутствие детей. Ведь именно чадолю­бием может быть в какой-то мере обусловлено беспокойство людей перед лицом мнимых либо реальных опасностей.

Данные выявили определенную зависимость между нали­чием детей и уровнем тревожности респондентов. Так, если возможность роста терроризма вызывает беспокойство у одинаковой части отвечавших (у 48,2% тех, у кого есть дети, и у 48,3% тех, у кого их нет), то постоянный страх она вы­зывала у существенно большей группы людей, имеющих де­тей. Постоянно боятся угрозы террора свыше 20% родите­лей, в то время как среди не имеющих детей таких лишь 8,7%. Угроза ядерной войны вызывает сильную тревогу у 36,2% имеющих детей и у 33,2% тех, кто их не имеет. Посто­янный же страх испытывает 18% родителей и в два раза меньшее количество — лишь 9,2% — не имеющих детей.

Естественно, что среди прочих показателей выяснялся возраст респондентов. Результаты исследования дают осно­вание указать на определенную зависимость между возрас­том и степенью тревожности. Причем это касается в первую очередь чувства постоянного страха. Например, в отноше­нии угрозы терроризма его испытывает 10,7% молодежи — тех, кому от 18 до 24 лет. Среди людей среднего возраста — от 25 до 39 лет — таковых оказалось лишь 6,7%. Представи­телей старшего поколения — от 40 до 54 лет — уже гораздо больше — 18,2%, а людей пенсионного возраста — 34,7%.

Примерно такая же картина и в отношении другого вида опасности — ядерной войны. Здесь все идет по нарастаю­щей. Постоянный страх испытывает по этому поводу лишь 6,8% молодежи, 11,8% лиц среднего возраста, 12,5% пред­ставителей старшего поколения и 30,2% пожилых.

Другим фактором, который в данном регионе мог оказы­вать влияние на уровень тревожности населения, как пред­полагалось, служило образование респондентов. Как уже от­мечалось ранее, в результате происшедших в ходе реформ перемен в промышленности края возник спрос на низкоква­лифицированную рабочую силу, на тех, кто не имеет образо-


Массовый страх в регионе 135

вания и не претендует на соответствующий труд «белых во­ротничков». Результаты обследования выявили довольно слабую зависимость между образованностью респондента и уровнем его тревожности. В то же время нельзя не отметить, что определенная связь между уровнем образования и ката­строфическим сознанием все же существует. Оказалось, что чем ниже уровень образования, тем больше беспокойства испытывает человек по поводу разнообразных угроз своему существованию и существованию общества, в котором он живет. Так, по поводу угрозы терроризма испытывает посто­янный страх 46,6% имеющих начальное и неполное среднее образование и лишь 19,6% имеющих высшее и неполное высшее образование. А возможность ядерной войны вызы­вает постоянный страх у 47,3% имеющих начальное и не­полное среднее образование и у 32,1% студентов и выпуск­ников вузов.

Думается, что дело здесь в большей подверженности стра­ху необразованного, невоспитанного сознания. Оно более подвержено манипуляциям, в том числе и со стороны средств массовой коммуникации. В нем в значительной мере актуа-лизованы рудиментарные представления о мире как о поле борьбы добра со злом, светлой стороны и темной, где послед­няя является источником постоянной угрозы жизни челове­ка и всему тому, что его окружает.

Красноярский край некогда был регионом с относитель­но высокой долей высокотехнологичных и наукоемких от­раслей в системе промышленного производства. Рыночные отношения во многом сделали подобные предприятия не­рентабельными. Соответственно спрос на специалистов сни­зился и увеличился на рабочих и служащих без специального образования. Результаты исследования выявили определен­ную зависимость между родом занятий респондентов и уровнем их тревожности. Так, по поводу терроризма испыты­вает тревогу 38,5% независимых предпринимателей, посто­янный страх 7,7%. Среди руководителей и управленческих работников испытывают по этому поводу тревогу 42,1%, а постоянный страх — 15,8%. Из числа специалистов без ру­ководящих функций со средним специальным образованием испытывают тревогу 56,6%, а постоянный страх 17,8%. Во-


136 ____ Я. у.астафьев, Ф.АХохлушкинл ______

еннослужащие, служащие МВД и других «силовых структур» по своему положению обязаны тревожиться по этому пово­ды. Терроризм вызывает сильную тревогу у 50,0% военных, в то время как постоянно боятся его лишь 3,6%, что являет­ся самым низким показателем среди всех групп респонден­тов. Очевидно, что они не имеют права бояться очевидного противника, а всегда должны смотреть опасности в лицо.

Служащие без специального образования демонстрируют один из самых высоких уровней тревожности, что, по всей видимости, коррелирует с фактором образования. Среди них испытывает сильную тревогу 48,1%, а постоянный страх — 24,1%. Похожая ситуация у рабочих. Из них сильно трево­жатся по поводу угрозы терроризма 47,9%, а постоянный страх испытывают 11%. Напротив, самый низкий уровень тревожности демонстрируют учащиеся школ, ПТУ, средних специальных учреждений и вузов. Из них испытывают силь­ную тревогу 38,2%, а постоянный страх — 5,9%.

Теперь переходим к группе неработающих, тех, кто прак­тически постоянно сидит дома и в значительной мере нахо­дится под воздействием средств массовой информации. Это неработающие пенсионеры, домохозяйки и безработные. Они, как известно, являются наиболее активными зрителями телевидения. Оказалось, что испытывает сильную тревогу перед угрозой терроризма 46,3% пенсионеров, 60% домохо­зяек, 47,4% безработных, а постоянный страх переживает 33% пенсионеров, 15% домохозяек и 10,5% безработных.

Род занятий респондента, как правило, связан с уровнем его дохода. По идее, чем ниже уровень дохода, тем выше должна быть степень тревожности. Попробуем это оценить на примере такого показателя, как уровень беспокойства по поводу угрозы терроризма. Среди жителей Красноярского края, у которых, по их мнению, семья имеет очень низкий доход, вызывает сильную тревогу возможность террористи­ческих актов у 39,1%, а постоянный страх - у 31,8%. Опа­сения же по этому поводу тех, кто оценивает доходы своей семьи как низкие, ниже среднего и средние, не слишком от­личаются. Сильно тревожит опасность террора 56,2% пред­ставителей семей с низкими доходами, 45,8% - с доходами ниже среднего и 50,2% — со средними доходами, а вызывает


Массовый страх в регионе 137

постоянный страх у, соответственно, 11,9% низкодоходных, 15,6% с доходами ниже среднего и 15,3% со средними дохо­дами. И наконец, у тех, кто оценивает свои доходы как выше среднего и высокие, уровень тревожности по поводу угрозы терроризма в целом оказывается чуть меньше, почти 40% представителей данной группы испытывает тревогу по этому поводу, а 17,4% - постоянный страх. Таким образом, влия­ние доходов по самооценке на переживание опасностей про­слеживается, хотя и в довольно слабой степени.

Наконец, остается показатель урбанистичности, то есть показатель населенности того пункта, в котором проживает респондент. Оказалось, что связь его с катастрофическим со­знанием практически не прослеживается. Угроза терроризма вызывает сильную тревогу у 50% респондентов — жителей Красноярска, у 47,2% горожан региона и у 47,7% представи­телей сельской местности, постоянный страх по этому пово­ду испытывают 21,1% жителей краевой столицы, 14,4% представителей населения средних и малых городов и 19% селян. Какие-либо гипотезы подобные различия выстроить не дают.

Приведенные данные продемонстрировали различную степень влияния социально-демографических и экономиче­ских характеристик жителей Красноярского края на уровень их тревожности по поводу различных угроз. В наибольшей степени катастрофическое сознание жителей данного регио­на обуславливается полом, а также возрастом и наличием либо отсутствием детей. В сравнительно небольшой мере прослеживается воздействие уровня образования и матери­ального положения на наличие опасений и страхов. Есть определенная зависимость от рода занятий, и нет зависимо­сти от степени урбанистичности поселения, в котором про­живает респондент. Эти данные позволяют говорить как о сходствах катастрофического сознания жителей Краснояр­ского края с общероссийскими показателями, так и о некото­рых различиях. Сходства касаются зависимости от базовых характеристик респондентов и уровня их тревожности по поводу различных опасностей, различия — прежде всего об­щего уровня катастрофического сознания у жителей регио-


138 я.у.астафьев, Ф.А.Хохлушкинл

на, более явной выраженности их страха. Это свидетельству­ет о том, что российская провинция остается во многих от­ношениях менее благополучной частью нашей страны, в том числе и с точки зрения такого существенного показателя, как уровень и качество жизни.








Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 375. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия