К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Современную жизнь невозможно представить без утренних и вечерних газет, без ежедневного телевидения: спортивных и информационных программ, сериалов и художественных фильмов, концертов и лотерей; без радио, которое слушают за завтраком или в машине по пути на работу. Иными словами, наше существование немыслимо без средств массовой коммуникации. Влияние их невозможно переоценить, поскольку это не просто способ донесения какого-либо сообщения до его адресата и предоставления ему практически круглосуточных информационных услуг, сегодня это важнейший механизм формирования неких стереотипов поведения и социальных установок и утверждения соответствующих ценностей, за которыми стоят и которые поддерживают вполне определенные группы. Однако при всей нынешней распространенности средств массовой информации в России, при всем их влиянии на повседневность, на сознание россиян, никакой последовательной аналитической работы по их освоению в образованном сообществе, в среде отечественных гуманитариев, практически не ведется1. Если что и осуществляется, то в основном это критика. В образе средств массовой коммуникации стремятся выделять лишь негативные аспекты. Идут непрекращающиеся дискуссии по поводу отрицательного воздействия 1 Дубин Б. В. Слово — письмо — литература: очерки по социологии современной культуры. М., 2001. С. 339. Катастрофическое сознание и массовые коммуникации 171 масс-медиа. Обсуждается количество сцен насилия на телеэкране и сообщений о всевозможных катастрофах в информационных передачах и ежедневной публицистике. Социологи и социальные психологи отмечают, что большинство людей на постсоветском пространстве ощущают тревогу не только благодаря своему непосредственному жизненному опыту, но и вследствие нагнетания обстановки средствами массовой коммуникации, что масс-медиа широко используют катастрофическую лексику, из всех видов сообщений и «событий» отдавая предпочтение скандальным, криминальным или, по крайней мере, негативным, и что это, в свою очередь, приводит к нарушению процесса социальной адаптации и эскапизму перед лицом общественных перемен. Данные о снижении уровня рождаемости россиян, повышении уровня смертности и прочее, казалось бы, подтверждают эти положения. Однако их связь с воздействием средств массовой коммуникации носит косвенный характер и нуждается в эмпирической проверке. И хотя нам не удалось обнаружить отечественных исследований, специально посвященных вопросам формирования катастрофического сознания посредством влияния масс-медиа, в целом российские ученые периодически предпринимают попытки исследования негативного воздействия средств массовой коммуникации на аудиторию. Так, следует отметить социологический опрос, проведенный Российской академией образования под руководством исследователя подросткового поведения В. С. Соб-кина. Согласно его данным, примерно каждые 15 минут зритель российского телевидения видит на экране акт насилия или эротическую сцену. При этом длительность ежедневных телепросмотров у подростков в среднем составляет 2,3 часа. Ученые провели специальный анализ того, кто на экране совершает насилие и на кого оно направлено. Как отмечается, на современном экране высок процент сцен насилия, в которых агрессия осуществляется в ситуациях табуированных, запрещенных традицией, скажем, положительного героя, «настоящего мужчины», против женщины, девушек против особ своего пола и т. п. Тем самым тонкий процесс становления личности, касающейся мужской и женской социализации, нормативного регулирования полоролевых отношений 172 Я. У астафьев _____________ оказывается жестко деформирован телевизионным экраном2. В исследованиях масс-медиа тема формирования страха отчасти получила свою разработку. Например, следует отметить проведенный болгарскими учеными Д. Градевым и Л. Андреевой в 1997 году пилотажный контент-анализ пяти самых массовых местных газет на предмет использования ими негативной лексики. Основной результат этих исследований формулируется авторами следующим образом: большинство людей ощущают тревогу не только благодаря своему непосредственному жизненному опыту, но и из-за нагнетания обстановки средствами массовой информации, причем самые крупные по тиражу болгарские издания отличаются нигилизмом, сарказмом и широко эксплуатируют катастрофический комплекс нации3. Подобная точка зрения имеет целый ряд сторонников среди пишущих о средствах массовой коммуникации. Однако даже многочисленные косвенные данные еще не являются доказательством прямой ответственности масс-медиа за формирование катастрофического сознания и соответствующих стереотипов и установок. На наш взгляд, здесь необходимо изучение более общего контекста взаимосвязи средств массовой коммуникации и их потребителя как естественного компонента и органической части современного общества, его культуры.
|