СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
По распространенному мнению ученых, нынешнее общественное состояние начало формироваться еще во время Первой мировой войны, когда закончилась эпоха господства буржуазии периода классического капитализма. Смертельными для экономики свободного предпринимательства ока- 2 Независимая газета. 2002. 16 мая. 3 Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX века. М., 1999. С. 227-228. Катастрофическое сознание и массовые коммуникации 173 зались Великая депрессия 20-х годов, утверждение фашизма в Италии, в Германии, а затем и в Испании и строительство социализма в России. Практически все институты и структуры буржуазной экономики с характерным для нее мировосприятием либо канули в прошлое, либо необратимо видоизменились. Все эти внешние перемены сопровождались внутренними кардинальными трансформациями, которые претерпело общественное устройство стран Запада. Их прекрасно охарактеризовал персонаж В. Набокова: «С течением времени укромных мест становилось все меньше. Всюду проникало ласковое солнышко публичных забот»4. Социологически феномен был описан X. Ортега-и-Гассетом в работе «Восстание масс». Философ чутко уловил основное направление перемен — развитие буржуазного общества от состояния сословной, профессиональной и религиозной замкнутости в сторону массовости. Прежде, утверждал Ортега, люди подходили к себе с особым критерием принадлежности к определенной группе, роду, меньшинству. Они и думали соответствующим образом, и вели себя исходя из понимания своего места в обществе. Так, служанке никогда не пришло бы в голову одеваться как госпожа (если она не собиралась кого-то обмануть и совершить мошенничество) и появляться в той компании, куда та ходит. У всех был свой круг общения, повседневных и праздничных забот, все четко осознавали свое положение, свою роль, свой путь в жизни. Нынче все преобразилось, пишет Ортега. В настоящее время всюду господствуют массы и сознание принадлежности к ним. «Масса — всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, "как и все", и не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью»5. Это ощущение сопровождается невиданным прежде общественным состоянием — грандиозности, избыточности жизни. Вместо единственной траектории теперь 4 Набоков В. В. Рассказы. Приглашение на казнь: Роман. М., 1989. С. 211. 5 Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 310. 174 ________ Я. у.астафьев _____________ задается множество, и выбор зависит от конкретного, самостоятельного решения. Эту избыточность зафиксировала демографическая статистика. Было подсчитано, что за двенадцать веков европейской истории, с VI по XIX век население этого континента ни разу не превысило 180 млн, а за столетие с небольшим, с 1800 по 1914 год, достигло 460 млн6. В обществах племенного и сословного склада подобный рост не имел бы никаких иных последствий, кроме войн, во время которых прирост населения быстро компенсировался убылью. Но в социальной системе, в которой ведущую роль получила буржуазия с характерными для нее индивидуализмом и демократизмом, произошло именно это — мирное нарастание человеческих масс. Собственно говоря, диагноз не совсем верен. Возникли не просто массы как таковые, но массовое общество. К этому привел не только резкий рост народонаселения. Практически во всех европейских странах, и в России в том числе, в конце XIX и начале XX века вводится всеобщее начальное образование. Миллионы вчерашних «темных» сельских и городских жителей делают громадный шаг, сближающий их с представителями образованных слоев. Это сопровождается ростом промышленного производства и увеличением покупательной способности населения и потребления новых изделий и продуктов. Наконец, эти миллионы в массовом порядке переезжают в большие города, где существует совершенно иное социальное пространство, где неприменимы прежние, деревенские и слободские, навыки общения и где их приходится осваивать заново. Соответственно, практически на всех уровнях социальной системы возникает и широко распространяется ощущение единого общества, единого пространства социального взаимодействия. Массовое общество не просто порождает единый контекст взаимоотношений людей. Оно предписывает и характерные способы поведения, и типические ментальные реакции, и способы восприятия. Спустя четверть века после выхода «Восстания масс» данную ситуацию тонко проанализировал 6 Ортега-и-Гассет X. Указ. соч. С. 313. Катастрофическое сознание и массовые коммуникации 175 в своей книге «Одномерный человек» Г. Маркузе: «Аппарат производства и производимые им товары и услуги "продают" или навязывают социальную систему как целое. Транспортные средства и средства массовой коммуникации, предметы домашнего обихода, пища и одежда, неисчерпаемый выбор развлечений и информационная индустрия несут с собой предписываемые отношения и привычки, устойчивые интеллектуальные и эмоциональные реакции, которые привязывают потребителей, доставляя им тем самым большее или меньшее удовольствие, к производителям и через этих последних — к целому. Продукты обладают внушающей и манипулирующей силой; они распространяют ложное сознание, снабженное иммунитетом против собственной ложности. И по мере того, как они становятся доступными для новых социальных классов, то воздействие на сознание, которое они несут с собой, перестает быть просто рекламой; оно становится образом жизни»7. В таких условиях бывший провинциал или сельский житель, имеющий, как правило, лишь начальные навыки поведения в «большом» обществе, испытывает потребность ориентироваться в избыточной социальной жизни. Он ищет средств самоидентификации, того состояния сознания, в котором его прежний локальный опыт и опыт его родителей может связаться в единое целое с новыми грандиозными условиями жизни. Эти средства человеку предоставило новое общество, зародившееся в недрах «буржуазной экономики», — общество массового потребления. Сам термин появился во второй половине 1940-х - начале 1950-х годов и был тесно связан с распространением неокейнсианской «экономики потребления» с ее упором на спрос, а также теории и практики «социального государства». О последнем следует сказать особо. «Социальное государство» представляло собой доктрину об ответственности общества за тяжелое материальное положение малоимущих слоев. Аккумулируя средства с помощью налогов, администрация затем, действуя через определенные социальные программы и системы дополнительных выплат 7 Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994. С. 16. 176 _________ Я. у.астафьев ____________ и пенсий стремилась довести уровень жизни малоимущих до некоторого необходимого уровня потребления. Тем самым ущемленным слоям предоставляется возможность принимать активное участие в жизни общества. В принципе «общество массового потребления» выступило как механизм вовлечения отдельного человека в единую социальную целостность. Это общество явилось высшей реальностью, реальностью как таковой, и тем самым заменило собой в сознании многих миллионов людей и церковь, и даже самого Бога. Хотя человек в этой новой социальной реальности выступает полноправным ее членом и эмоционально и физически ей причастен, она фактически самостоятельна. Массовое общество ежедневно, ежечасно и ежесекундно живет своей полноценной жизнью. Оно проводит политику посредством своих руководителей, участвует в войнах и вооруженных конфликтах посредством собственных «силовых структур», живет культурной жизнью в лице деятелей искусства, занимается спортом телами своих спортсменов. Общество принимает важные решения, которые существенным образом влияют на жизнь отдельного человека. И все это представлено субъекту в средствах массовой информации, показано операторами, рассказано дикторами и объяснено специалистами. Тем самым с утверждением на общественной арене массовой культуры и средств ее трансляции - СМК, человечество, по словам Беньямина, фактически становится объектом самосозерцания8. Общество массового потребления в принципе тотально. Оно затрагивает буквально все сферы жизни человека. Но эта тотальность носит сугубо экономический характер, в отличие от социальных систем, сформировавшихся в довоенной Германии и СССР, поскольку существовать в «экономике потребления» означает только одно — потреблять. Потреблять не только продукты питания, одежду, автомобили, бытовую технику, средства развлечения, информацию. Потреблять в самом широком смысле — даже работу и свою жизнь. Использовать их по определенному назначению. Чем более 8 Бенъямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996. С. 65. ___ Катастрофическое сознание и массовые коммуникации 177 ценной является работа, тем весомей вознаграждение. Тем более дорогостоящими и изощренными могут быть покупки. И соответственно — полнее радость человека. Это радость от движения к центру общества, к его сердцевине, где находятся мифологические персонажи «экономики потребления», все эти «хозяева жизни» — политики, денежные мешки, деятели популярной культуры, персонажи рекламных роликов, непрерывно потребляющие всевозможные материальные ценности: автомобили, драгоценности, мебель, гигиенические прокладки, стиральные порошки. И наиболее адекватным массовому обществу коммуникативным средством становится реклама, транслируемая, предлагаемая к потреблению в первую очередь телевидением. В этом плане небезосновательна метафорическая характеристика, данная нынешнему общественному состоянию: «телевизионная цивилизация кока-колы» (М. Дурцак)9. Все сказанное, естественно, может в полной мере относиться лишь к странам Запада. Несмотря на многие общие черты, общество массового потребления в корне отличалось от строя, существовавшего в СССР до конца 1980-х годов. Если в репродуктивной системе массовой культуры западных стран центральное положение занимали масс-медиа, то в нашей стране главную роль играла власть и ее культурно-символический репрезентант — интеллигенция. Этот слой образованных людей был широко востребован советским государством в 1930-х годах. Интеллигенция выступила квалифицированным исполнителем модернизационной программы, агентом мобилизации населения на ее осуществление10. 8 советском обществе она играла двойственную роль, ее положение было амбивалентным. С одной стороны, для населения интеллигенция выглядела репрезентантом культуры, производителем ее смысловых значений, и в этом плане занимала символически центральное место в обществе, с другой - инициатива производства культуры принадлежала 9 Терин В. Г. Массовая коммуникация и социология в пределах «индустрии культуры» // ФРГ глазами западногерманских социологов. М., 1989. С. 234. 10 Дубин Б. В. Слово — письмо — литература. С. 331. 178 ___________ Я. у.астафьев _____________ власти, все параметры ее репродукции фактически находились под контролем государства, причем государства, подчеркнуто ориентированного на будущее, осуществляющего модернизацию. Лишенная возможности культурно воспроизводить настоящее, работать с символами и значениями современной культуры и формировать будущее, интеллигенция вынужденно ориентировалась на прошлое, на усвоенную ею традицию. Именно на поле прошлого отыгрывались все способы обращения с культурным содержанием. В гуманитарной сфере установка образованного слоя на воспроизводство и интерпретацию уже созданного была ценностно закреплена в представлениях о классике. Место классики как некоего имеющего непреходящее значение культурного содержания определялось в советской культуре двумя моментами. Во-первых, ее усвоение провозглашалось одним из важнейших условий формирования нового человека - строителя коммунизма. Не будем приводить цитаты. Все, кто учился при советской власти, практически дословно помнят соответствующие высказывания классиков марксизма, ставшие практически заповедями, формулами веры. Во-вторых, полноценным носителем и транслятором культуры выступил образованный слой. Классикализирующая — по выражению Б. В. Дубина — функция интеллигенции «долгие годы определяла статус и существование, весь образ жизни, систему самопонимания и отношения к другим и с другими»11. Для менее же образованных слоев, а также социальных групп, которые ориентировались на образцы и стиль поведения интеллигента, классика выступила синонимом культуры как таковой. В социологическом отношении ориентация на классику означала стремление воспроизвести в нынешних условиях фактически досовременные, присущие сословному обществу формы производства и потребления искусства, а также печатного и произносимого слова, с их подчеркнутой изысканностью, относительно высокими художественными стандартами, с одной стороны, и нерыночностью, патернализмом, — с другой. И это стремление было нормой для тогдашнего советско- 11 Дубин Б. В. Слово - письмо - литература. С. 150. - Г, Катастрофическое сознание и массовые коммуникации 179 го общества, его культурной формой, воспроизводившейся и в политике, и в журналистике, и в науке, и в промышленности, и в сфере потребления, что в условиях декларировавшейся эгалитарности самым разрушительным образом воздействовало на сознание советских людей и возмущало чувство социальной справедливости. Все это решительным образом видоизменилось в 1990-х годах. Наше общество стремительно перешло к иному типу социокультурного воспроизводства — воспроизводства посредством масс-медиа. Из «самой читающей» Россия превратилась в страну, где больше всего смотрят телевизор. Сегодня девять взрослых из десяти просматривают ТВ программы ежедневно по нескольку часов. Больше половины работающих горожан включают телевизор в будние дни по утрам во время сборов, приготовления еды и за завтраком. Еще больше смотрят его после прихода с работы или службы, за ужином. Что же касается выходных, то почти в сорока процентов семей его вообще не выключают, предпочитая совмещать бытовую жизнь дома с просмотром телевизионных программ. Тем самым оказывается, как отмечают социологи, что «телевизор тесно связан с домом и бытом, домашним поведением, общим досугом семьи. Более того, можно сказать, что домашнее, семейное время ("своя, личная жизнь") для преобладающей части россиян — это и есть телевизор, а телесмотрение равнозначно семье, дому, досугу ("своей, личной жизни")»12. Постоянное присутствие медиа в жизни обычного россиянина означает очень многое. Прежде всего то, что они теснейшим образом влияют на формирование его вкусов, стандартов, оценок, художественных, политических, социальных, потребительских, бытовых предпочтений. По данным ВЦИОМ, две трети представителей взрослого населения страны не мыслят своей жизни без телевизора и в случае его отсутствия потеряли бы, по их оценке, «нечто жизненно важное»13. Фактически для подавляющего большинства на- 12 Дубин Б. В. От инициативных групп к анонимным медиа: массовые коммуникации в российском обществе // Рго е1 СоШга. 2000. Т. 5. №4. С. 39. 13 Там же. С. 48. 180 ___________ Я. у.астафьев ____________ селения нашей страны анонимные масс-медиа сегодня являются наиболее авторитетным источником мнения по вопросам как жить, с кем общаться, чего желать, от чего дистанцироваться. Телевизор может дать ответ на все вопросы, которые в состоянии поставить перед человеком жизнь. Более того, он сам формирует и определяет список существенных для россиянина вопросов, обозначая тем самым мыслимые и приемлемые рамки его жизненного пространства. Наиболее активными зрителями являются, естественно, те, кто большую часть времени проводит дома. Это прежде всего дети, подростки и пожилые люди, а также женщины в активном возрасте. Представительницы прекрасного пола вообще уделяют телевизору гораздо больше внимания, чем мужчины. Для подавляющего большинства зрительниц без высшего образования, проживающих в малых и средних городах, телеэкран оказывается едва ли не единственным «окном в мир»14. При этом они являются активными потребителями не только художественных фильмов, но и криминальной хроники и документалистики, а также кинодетективов и сериалов соответствующей тематики, что говорит об интенсивном освоении сегодняшними женщинами прежде чисто мужского жизненного пространства, сферы, отмеченной в нашей культуре якобы исключительно мужскими ценностями и значениями, такими как преступление, ответственность, достижительность, воля, рациональность, нормативный порядок.
|