РЕЦИПИЕНТ СООБЩЕНИЙ МЕДИА
Объектом и адресатом массовой коммуникации является ее реципиент. Это довольно специфическая фигура, соответствующим образом настроенная по отношению к воспринимаемому сообщению. Для нее характерен, по выражению Б. Дубина, «комплекс зрителя» и связанные с ним преимущественно «зрительские» представления о социальном мире30. Речь идет о механизме восприятия сообщения в ракурсе одновременно приобщенности и дистанцированности, когда реципиент, с одной стороны, ощущает свою отстраненность от события, неучастие в нем, на происходящее глядит со стороны, из уютного мира своей квартиры в комфортной обстановке обеда или ужина. Любое событие происходит или уже случилось «не с ним»; в случае особо негативных эмоций, которое оно может вызвать, его можно «выключить» и таким образом изъять из своей жизни. Но, с другой, в силу своей визуальной и звуковой приближенности к эпицентру происходящего, реципиент особым образом сопри-частен ему. И в этом своем качестве оно может быть предметом очень сильных переживаний, вызывающих к жизни желание проследить его динамику и быть в курсе «окончательного диагноза» и результата. Это специфическим образом трансформированное, «замороженное», эмоционально разгруженное из-за отдаленности событий и отстраненности от них чувство, которое в дальнейшем может быть реализо- 30 Дубин Б. В. От инициативных групп... С. 56. 206 __________ Я. у.астафьев ____________ вано в жизненной ситуации, скажем, смерти родственника, пожара соседнего дома, автокатастрофы, в которую попал субъект на своей легковой машине. Поскольку его восприятие эмоционально искажено, у него возникает неадекватность реакции — заторможенность и ожидание действий со стороны профессионалов. При этом может присутствовать чувство полной нереальности происходящего. Хочется «выключить» неприятное событие, перейти на другой канал. Те, кто возражает критикам медиа, обычно указывают, что скандально-разоблачительные и сенсационные передачи весьма любимы потребителем, реципиентом. И в этом плане читательская аудитория практически не отстает от зрительской. Так, по данным блиц-опроса ВЦИОМ жителей Москвы и Подмосковья, проведенного в июле 1998 года, на первом месте у читателей периодики стоят криминальные темы (36% аудитории). Очевидно, что скандальность и сенсационность, которую реципиенты ищут в подобного рода статьях и сообщениях, в данном случае не столько содержательная характеристика, сколько, по мнению Б. В. Дубина, «способ смысловой организации коммуникативного сообщения, своеобразный модус реальности или ее показа, разыгрывания именно как масскоммуникативной. Таков определенный тип подачи сообщения, препарирования и обработки информационной реальности в расчете на "человека как все", которого масс-медиа <...> моделируют и создают, конституируют своими средствами. Для такого антропологического контрагента "реально" только сенсационное, невероятное, скандальное, разоблачительное — то, что демонстративно испытывает и нарушает принятые нормы»31. Этот нарушитель выглядит здесь единственно авторитетной инстанцией, носителем кода осмысления реальности. «Это человек, действующий так, как нельзя, но ведущий себя так, словно ему можно, "ловец случая", который выламывается из правил, разрушая, более того, отвергая и специально принижая этим самым основы социальной коммуникации с ее нормами взаимных ориентации, согласованности ожиданий и пр.»32 31 Дубин Б. В. От инициативных групп... С. 46. 32 Там же. __ Катастрофическое сознание и массовые коммуникации 207 В объяснении социальной роли подобных масок и амплуа возможны две ценностно противоположные интерпретации. Одна заключается в широко распространенной точке зрения, согласно которой разыгрывание подобных смысловых паттернов в известной степени подрывает социальный порядок, поскольку символически поощряет девиантное поведение. Соответственно, такие медиаструктуры оказываются источником угрозы чуть ли не национальной безопасности, поскольку разрушительно воздействуют в плане формирования соответствующих — а именно девиантных — норм поведения. Другая заключается в том, что причинно-следственная связь, на уровне бихевиоризма, между демонстрацией определенного смыслового кода на телеэкране и формированием социальных установок реципиента является принципиально разорванной. В условиях виртуализации общества, а также при наличии описанного выше феномена отстраненности зрителя от медиа реципиент сообщения обладает известным иммунитетом. Для него подобного рода действительность, показываемая, скажем, в фильме-боевике, — не руководство к действию, а своего рода картинка из «Жизни животных». Он может лишь принимать ее во внимание, даже эмоционально сопереживать, но она ни в коем случае не влияет прямо на мнение и действия индивидов, составляющих аудиторию. «На самом деле, — отмечает Дж. Уоллакотт, — акт насилия может быть понятным только в контексте других элементов фильма и в терминах, адекватных его жанру. Такие действия не могут рассматриваться как имеющие исключительно одно фиксированное значение. Напротив, с их помощью происходит обозначение различных ценностей, представление различных кодов поведения. Причем это зависит от того, каким образом они оказываются артикулированы как знаки среди других означающих элементов дискурса»33. Собственно говоря, и та и другая точка зрения имеет право на существование. Нельзя отрицать тот факт, что ката-строфизм как специфическое восприятие действительности является вполне определенной социальной установкой, ро- 34 Цит. по: Назаров М. М. Указ. соч. С. 157. 208 __________ Я. у.астафьев _________ лью, и медиа в какой-то степени обучают этой роли, чтобы при сходных обстоятельствах, при похожей жизненной ситуации данная установка воспроизводилась вместе с соответствующим набором реакций и кодов. Тем более это адекватно для отечественной реальности, где насилие за долгие годы существования советской власти выступало одним из универсальных языков, своеобразной «матрицей» общественной жизни. К этому языку в особенности восприимчива молодежь, эмоциональная жизнь которой оказывается менее рационализирована, чем у представителей более старших поколений. С другой стороны, утверждения о негативной роли медиа в формировании социальных установок могут свидетельствовать о некоторой общественной ущемленности глашатаев данной точки зрения. И коль скоро они склонны нагнетать обстановку, фиксировать внимание на недостатках, это говорит о том, что они воспринимают свое положение как несправедливое, а свою личность как недооцененную, ибо, как известно, брюзжание никогда не было признаком социальной полноценности и значимости субъекта. Как гласит теорема У. А. Томаса, реально то, что реально по своим последствиям. Картина, создаваемая средствами массовой коммуникации, в известной степени столь же действительна для сознания людей, сколь и происходящее за окнами их домов. Более того, возникает явление, названное Э. Гидденсом «инверсией реальности». «Реальная вещь или событие, при их рассмотрении, кажутся имеющими меньше конкретной значимости, нежели то, как они оказываются представленными в средствах массовой коммуникации. Более того, опыт отношения с явлениями, которые оказываются редкими в повседневной жизни <...> становится текущей практикой в материалах массовой коммуникации»34. Катастрофическое сознание — отнюдь не совокупность рецептов по поведению в соответствующей ситуации. Это, скорее, определенный индикатор, фиксирующий качество жизни социального субъекта. Тематика катастроф, ее при- 34 Назаров М. М. Указ. соч. С. 173. ____ Катастрофическое сознание и массовые коммуникации 209 сутствие в средствах массовой коммуникации имеет важное значение в жизни нашего общества. По своей коммуникативной структуре телевидение создает эффект приобщенности и в то же время дистанцированности. Общество ежедневно присутствует в жизни человека со своими малыми и большими проблемами, но они его практически не затрагивают. Социальная драматургия разворачивается перед лицом телевизионного зрителя как на сцене. Он может сопереживать ей, но никоим образом не является ее участником. Он лишь пассивный созерцатель. Телевидение, постоянно демонстрирующее чрезвычайные ситуации и катастрофы, тем самым выполняет в числе прочего компенсаторную функцию. Несмотря на негативный заряд, который несет подобная информация, зрители эмоционально подпитываются ощущением того, что это происходит не с ними, что проблемы большого мира их не затрагивают. В то же время она не может не способствовать снижению качества жизни, поскольку способствует формированию разнообразных форм страха — страха перед угрозой терроризма, стихийных бедствий, ухудшения экологии, бедности, безработицы, болезней35. А ведь все эти темы активно воспроизводятся в средствах массовой коммуникации. Их обсуждают журналисты, интерпретируют специалисты и аналитики, «озвучивают» политики. 35 Катастрофическое сознание... С. 47-48.
|