ГАБИТУС КАК УСЛОВИЕ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ИГРУ НА ПОЛЕ МЕДИА
Поле средств массовой информации, как и любое другое, конституируется агентами, заинтересованными в воспроизводстве определенного культурного и социального смыслового целого. Это некое пространство взаимообусловленных социальных позиций. Форма данного пространства определяется подвижной системой различий активных свойств агентов. Эти различия инициируются и поддерживаются самими агентами. Они, собственно, и составляют суть взаимоотношений в поле. 192 ___________ Я. у.астафьев _____________ Для того чтобы охарактеризовать поведение агентов в поле, П. Бурдье использует аналитический конструкт «игра». «Образ игры, несомненно, наименее плох для изображения социальных предметов», — отмечает французский социолог25. В то же время участники игры ясно видят и осознают грань между нею и реальностью. Собственно говоря, наличие этой грани и делает игру как таковую возможной. Субъект отчетливо понимает, когда он вступает в борьбу с соперниками и когда покидает поле состязания, в каких случаях он «в игре», а в каких «вне игры». Без этого осознания поведение участников состязания полностью бессмысленно. Любое состязание выходит за рамки обыденной жизни; у него есть собственное, специально выделенное пространство, на котором и разворачиваются все значимые для участников события. И оно происходит в обособленное, специфическое время. Игру — будь то театральное представление или спортивное состязание — создает единство места и времени. Ее смысл на этом пространственном отрезке и в данном временном промежутке заключается в ней самой. Игра создает, устанавливает, диктует специфический порядок, никаким образом не согласованный с повседневностью и не имеющий к ней отношения. Она вклинивается в обыденную жизнь, прерывает все характерные для нее процессы и совершается ради себя самой, ради заключенного в самой себе смысла, ради преследуемой в самой себе цели, принося удовлетворение по ее достижении или же разочарование в случае неудачи. Любая игра является борьбой за что-нибудь, состязанием за первенство. В то же время она оказывается представлением, демонстрацией, разыгрыванием определенной роли. Все состязающиеся принимают на себя определенное амплуа, характер их поведения на поле игры задан свойствами масок. Как выделенное, маркированное пространство, игра нуждается в референте как средстве фиксации своей границы. Эту границу, обозначающую разделение состязания и реальности, фиксируют зрители. Подчеркнем, что речь идет о зрителях, находящихся лишь «по эту сторону» экрана, 25 Бурдье П. Начала. СЬозез (Шез. М., 1994. С. 100. Катастрофическое сознание и массовые коммуникации 193 шоу. Наблюдаемые в телевизоре участники программы даже при совершенно пассивном поведении не являются зрителями как таковыми, но лишь фоновыми атрибутами игры. Очевидно, что медиа весьма адекватно подходят в качестве объекта социологической интерпретации в терминах игры. Здесь действует четкое разделение экранной и реальной жизни. Тут ясно распределены роли, устойчиво соблюдаются правила и широко представлена борьба за символические или реальные ресурсы, например за территорию вещания, время выхода в эфир и место, за общие и локальные выигрыши в виде увеличения аудитории и снискания ее симпатии, в виде увеличения объемов денежных вложений, политического и общественного влияния, символического признания в форме премий и номинаций и проч. И есть свой многочисленный реальный (к которому апеллируют претендующие на массовость участники) и вполне виртуальный (к которому апеллируют претендующие на элитарность и изысканность участники) зритель. Соответственно, к интерпретации медиа вполне адекватно можно привлечь все прочие конструктивно связанные с понятием игры термины и логические построения. Важнейшим моментом осуществления игры является сама возможность вступления в игровое поле. Общеизвестно, что отнюдь не любой субъект может стать игроком. Требуется очень многое: и знание правил, и возможность сделать ставку, чтобы вступить в состязание. Но главное, требуется наличие определенного чувства игры, способность адекватно воспринимать происходящее, позиции всех участников, их перспективы, шансы выиграть, проиграть, либо остаться «при своих», наконец, просто способность играть в данную игру, причем в качестве именно самого что ни на есть полноценного участника, эмоционально сопереживая происходящему. Последнее является наиболее ценным свойством, которое может быть привнесено в состязание участниками. Именно оно — свойство вовлеченности — и формирует саму игру, поддерживает ее, заставляет участников забыть обо всем на свете и упорно идти к своей цели, пренебрегая повседневными нуждами. 194 ___________ Я. У. астафьев _____________ Вовлеченность в игру обусловлена габитусом субъектов. Понятие габитуса было разработано в аристотелевско-то-мистской традиции. Затем оно использовалось такими мыслителями, как Гегель, Гуссерль, Мерло-Понти, Мосс, преимущественно в изначальном значении, пришедшем из латыни, как обозначение внешнего вида человека, его наружности, телосложения, осанки. В социологии Бурдье понятие габитуса также является одним из краеугольных. Значительно переосмыслив его, французский ученый дал этому понятию трактовку «инкорпорированной, индивидуализированной социальности»26. «Социальные агенты <...> не являются автоматами, на манер часов, поведение которых регулируется в соответствии с законами, которые они не понимают. В наиболее сложных играх <...> они задействуют инкорпорированные принципы порождающего габитуса, — систему диспозиций, которая может быть осмыслена по аналогии с порождающей грамматикой Хомского, — с той разницей, что я говорю о диспозициях, приобретенных посредством опыта, которые тем самым варьируются в зависимости от места и времени»27. Габитус является продуктом истории, это некоего рода совокупность практических гипотез, базирующихся на прошлом индивидуальном и коллективном опыте. Историческим в том смысле, что он был выработан и закреплен в самом раннем детстве субъекта и носит по отношению к его дальнейшему существованию самодовлеющий характер. Прежде всего это опыт существования в семье и дорефлексивного восприятия всех связанных с этим общественных практик и форм взаимоотношений: разделение труда между полами, способ построения вертикальной иерархии статусов и горизонтального распределения ролей, общие принципы структурирования социального пространства и времени по принадлежности тех или иных площадей и вещей, способы их потребления, использования, самые общие, первичные нормы отношения к телесности, своей и чужой, способы и нор- 26 Бурдъе П. Указ. соч. С. 53. 27 ВоигЛеи Р. 1п О1Ьег Шогйз: Еззауз Тошагйз а КеЯех1уе зосю-1о§у. 51апГог(1, 1990. Р. 9. Катастрофическое сознание и массовые коммуникации 195 мы речевого поведения и т. д. Весь этот опыт формирует структуры габитуса, которые, в свою очередь, лежат в основе восприятия и оценивания всякого последующего опыта. Также ведущую роль в формировании габитуса играет коллективный опыт, поскольку человек не столько самостоятельно воспринимает и познает окружающий мир, сколько ему его «представляют» именно таковым, показывают с соответствующей стороны и в характерном ракурсе, называют именно таким образом, а практика называния является наиболее фундаментальным способом структурирования социального пространства и, шире, осуществления власти над этим пространством. Ибо иметь имя или название в пространстве человека воспринимающего означает для любой социальной предметности существовать. «Назвать вещи своими именами» означает покончить с их размытостью, неясностью, нечеткостью границ между ними, приблизительностью деталей. Любая социальная группа существует, то есть формирует себя и поддерживает, прежде всего за счет называния и кодификации, приведения в определенный порядок значимой для нее предметности. «Кодификация делает вещи простыми, ясными, коммуникабельными; она делает возможным контролируемый консенсус над значением, гомоло-гичность»28. Соответственно, рецепция этого первичного опыта называния и упорядочения предметов лежит в основе любого дальнейшего социального опыта субъекта. Благодаря этому оказывается возможным впоследствии отличить одно социальное существо от другого: провинциала от столичного жителя, представителя одной национальности от представителя другой, интеллигента от рабочего или же крестьянина. Но дело не только в этом. Габитус человека формируется в раннем детстве, закладывается, как сказали бы психологи, на ранних стадиях развития личности. И, как система диспозиций, он может видоизменяться при своей реализации, «приведении в действие», но не бесконечно. Габитус позволяет производить достаточно широкое число практик, которые вместе с тем ограничены в своем разнообразии. Это разнообразие ограничено чувством здравого 28 Бурдье П. Указ. соч. С. 127. 196 ___________ Я. У астафьев _____________ смысла, присущего данному субъекту. Габитус порождает так называемые вполне «разумные», «адекватные» логике восприятия социальности способы поведения, и он же стремится исключить любую «неправильную», несовместимую с объективными условиями деятельность, ту, которая может получить реальную или мнимую неодобрительную оценку «социального суперэго» субъекта — его референтной группы. Из сказанного следует, что вне изучения и принятия во внимание при социологической интерпретации невозможно адекватное понимание поведения агентов в поле. Тем более это верно для такой области отношений, как средства массовой коммуникации, социальный порядок взаимодействия в которой строится на перманентном означение и переозначение предметов и социальная игра сознательно и вполне от-рефлексированно складывается вокруг того, что и как названо или показано и что остается «за кадром», за рамками речи, за пределами внимания субъектов. Именно на этом, как ни на каком ином, поле в столь обнаженном и неприкрытом виде разворачивается борьба агентов за смысл и только за него, за право именовать вещи, присваивать им названия. Для полноценной характеристики различных видов габитуса агентов поля отечественных медиа необходимо проведение специального социологического исследования. Мы попытаемся зафиксировать две группы профессионалов-журналистов с различными габитусами, символическое противостояние которых существенным образом участвует в работе механизма формирования катастрофического сознания. С одной стороны, здесь присутствует группа с габитусом, условно говоря, элитарного плана. Это, как правило, выходцы из сравнительно интеллигентных семей, основные жизненные представления и реакции которых структурировались под воздействием классики. Речь идет о «золотых перьях» прежней журналистики, профессиональная деятельность которых известна своей культуртрегерской направленностью. Для представителей этой группы характерно чувство сословной дистанции по отношению к потребителю — реципиенту своей продукции. В то же время это ощущение не носит социально дифференцирующий характер. Это ощущение свое- Катастрофическое сознание и массовые коммуникации 197 го превосходства над нетворческими массами, положения просвещенной элиты среди относительно невежественного населения. Представители данной группы, как правило, стремятся делать авторские программы, где могут демонстрировать свою эрудицию, знания, даже подчеркивать изысканность собственных вкусов. Вместе с тем они зачастую стремятся в те сферы медиа, где в наименьшей степени выражены рыночные, конкурентные отношения, где явствен патернализм, где дружеские и семейные связи превалируют над денежными. С другой, следует выделить группу профессионалов поля медиа, условно говоря, подросткового габитуса, которые пришли в эту сферу на основе рыночных отношений. Это те работники пера и микрофона, в формировании которых существенную роль сыграла не классическая литература и соответствующее интеллигентское воспитание, но книги и кинофильмы в основном детективного и приключенческого жанра, поэтому новые политические и общественные события они начали осмыслять в первую очередь в духе этих жанров. Соответственно, «заурядные партработники, волею обстоятельств вознесенные к вершинам власти, превращались под пером новых журналистов в гениальных злодеев, наделенных выдающейся способностью плести хитроумные интриги и устраивать грандиозные заговоры»29. Следует подчеркнуть, что, в отличие от классики с ее мора-лизаторской и эстетизирующей направленностью, приключенческая литература базируется на иных ценностях и иных взглядах на мир. Базовым смысловым элементом здесь является действие. Оно самодостаточно и самостоятельно; взаимосвязь различных действий персонажа не обусловлено внутренней, глубинной ценностной структурой, но носит фрагментарный, мозаичный характер. Действие имеет подчеркнуто волевой характер, оно направлено на преодоление каких-либо препятствий, причем, как правило, либо насильственным, либо случайным, игровым образом. От интеллекта, знаний, чистоты применения дискурса, наконец, здесь ничего не зависит, как не зависит и от моральных принципов 29 Проскурин О. Максим Соколов: генезис и функции «забавного слога» // Новое литературное обозрение. 2000. № 41. С. 302. 198 ___________ Я. у.астафьев _____________ действующего субъекта, и от невозможности преступления им каких-то базовых норм общежития и социальной солидарности. Очевидно, что общество, структурированное по волевому признаку, имеет не столько социальный, сколько биологический характер. Соответственно, в новой российской журналистике профессионально отсутствует социологическое понимание реальности или чувство социальной дифференциации, а именно: эмоциональное ощущение разнообразия общественного мира, образов жизни, социальных стратегий, планов, ценностей, установок, социальных стереотипов. Практически единственное, что реально воспринимается в свете подобного рода мировосприятия, это эмоции, причем базовые, к числу которых относится страх, боязнь агрессии, насилия, катастрофы, сводящей на нет все жизненные усилия общества, группы, человека. Подобное сознание всюду профессионально ищет и находит то, что может, как считается, потрясти человека до глубины души, до его животного основания. Информационно-развлекательную функцию ме-диа оно видит в выявлении и демонстрации подобной природной и социальной вещественности: катастроф, происшествий, вызывающих страх и интригующих событий, заговоров. Это его понимание мира и его основания, базы, фундамента. В то же время подобная журналистика подчеркнуто демократична: она апеллирует к массовым вкусам своей аудитории, причем делает это вполне сознательно, намеренно противопоставив свою позицию и стоящие за нею ценности позиции «золотых перьев». И коль скоро на знамени советской журналистики было написано «стабильность», то лозунгом новых информационных деятелей стали катастрофы, скандалы, криминал.
|