ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Нынешнее российское общество все в большей мере начинает отвечать характеристике, данной известным британским социологом Зигмундом Бауманом эпохе
Нынешнее российское общество все в большей мере начинает отвечать характеристике, данной известным британским социологом Зигмундом Бауманом эпохе постмодернити. Он писал, что отношение к своим членам как к индивидуальностям является торговой маркой, своеобразным «брэндом» современного общества. Сегодня индивидуальное все чаще преобладает над коллективным, социальным пренебрегают по сравнению с личным, общественное «колонизируется» частным. Увеличиваются степени свободы поведения человека в экономической, социальной, культурной и политической сферах, что, однако, сопровождается усилением состояния тревожности и неуверенности людей в своем положении. Субъекты больше не владеют ситуацией. «Множество людей уже непосредственно столкнулись с таинственными и по-разному называемыми силами, такими как "конкурентоспособность", "рецессия", "рационализация", "сокращение рыночного спроса" или "снижение объема производства": каждый из нас легко может припомнить своих знакомых, вдруг потерявших почву под ногами... Но эхо подобных ударов отзывается даже далеко в стороне от непосредственно пораженных целей, и речь идет не просто о тех, кто был за один день уволен, понижен в должности, унижен или просто лишен средств существования. Каждый удар - это и предупреждение тем, кто (пока еще) уцелел, заставляющее их оценивать свое будущее скорее в контексте строгости выносимого приговора, чем с учетом продолжительности (пока еще неизвестной) его временной отсрочки. Смысл этого послания прост: каждый человек является потенциально излишним или замени- 212 Заключение мым, и поэтому каждый уязвим, причем любое социальное положение, каким бы высоким и влиятельным оно ни казалось, в конечном счете условно, даже привилегии хрупки и находятся под угрозой» 1. Все эти обстоятельства отнюдь не способствуют ослаблению массовых форм страха и катастрофического сознания россиян. Напротив, они в недалеком будущем могут явиться одним из факторов их усиления. В этом плане катастрофизм выступает эффективным индикатором неблагополучия общества, как это показано на примере Украины и населения Красноярского края. Сегодня, когда особое значение приобретают проблемы стабилизации общества, формирования механизмов устойчивого экономического и социального воспроизводства, повышения уровня и качества жизни населения, изучение массовых форм страха выступает необходимым условием поиска путей улучшения социального самочувствия россиян. Исследования катастрофического сознания показывают, что оно формируется не спонтанно и что за усиление массовых форм страха в современном обществе несут ответственность определенные социальные процессы и поддерживающие их институты. Понятно, что катастрофические ожидания являются, как правило, побочным продуктом деятельности данных институтов и никто, за исключением самых безответственных политиков, не может ставить целенаправленной задачей запугивание населения. Тем не менее сами по себе массовые опасения выступают эффективным ресурсом, реально или виртуально поддерживающим функционирование отдельных публичных персон и целых коллективов и структур. Необходимость отдавать себе отчет в этом очень важна для осмысления взаимосвязи катастрофического сознания и состояния современного российского общества. В то же время следует иметь в виду и то обстоятельство, что ответственность за состояние общественного сознания и за социальные изменения в конечном счете лежит на каждом из нас, на каждом индивидууме. Даже в самой безнадеж- 1 Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002. С. 65. ^^^^^__________ Заключение 213 ной ситуации всегда существует возможность выбора между тем, что тебе навязывается извне, и должным, моральным подкрепленным взглядами и суждениями самых важных и авторитетных инстанций - родственников, близких друзей воспитателей, а потому применительно к данной теме всегда остается актуальным лозунг не поддаваться панике и страху, стремиться действовать с ясным рассудком и на основании древнего мудрого принципа: поступать с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. В. А. Иванова, Я. У. Астафьев
|