СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Анализу структуры массовой коммуникации в социологии посвящена обширная литература. Этим вопросом занимались такие известные специалисты, как Р. Мертон, П. Ла-зарсфельд, Г. Лассвелл, П. Бурдье, П. Шампань и др. Однако если рассматривать масс-медиа не как специфический социальный институт, а в связи с культурно-исторической пер- 14 Дубин Б. В. От инициативных групп... С. 48. Катастрофическое сознание и массовые коммуникации 181 спективой развития современного общества, то здесь никак нельзя пройти мимо известной работы Т. Адорно и М. Хорк-хаймера «Диалектика просвещения» (1944г.). В свое время она существенно повлияла на выработку основных понятий и интерпретаций массовой культуры, через восприятие которой во многом формировалась социология массовой коммуникации. Центральной темой своего исследования авторы избрали производство массовой культуры, представляя его как аналог конвейерного производства (в этом плане характерен используемый ими термин «индустрия культуры»). Производство культуры ориентировано на усреднение, нивелирование и дегенерацию культурных образцов до низкопробного «всеобщего уровня» с целью обеспечить им наиболее широкое, массовое восприятие и потребление. Авторы, виднейшие теоретики франкфуртской школы, отличались весьма критическим настроем по отношению к объекту своего исследования в свете разделяемых ими просветительских идеалов, поэтому не случайно их восприятие масс как пассивного, глубоко безвольного и беспредельно лояльного продукта манипулирующего воздействия индустрии культуры. «Индустрия культуры — это преднамеренное объединение ее потребителей сверху», — писал Адорно14. Это идеологическая сила, действующая в виде общедоступного средства информации и развлечения, которая формирует, обеспечивает и обслуживает податливость масс под видом их самостоятельного выбора. Потребитель массовой культуры оказывается в этой перспективе отнюдь не ее субъектом и творцом, как это стремятся демонстрировать производители медийного продукта, выдвигая лозунг «Давать, транслировать то, что хочет публика». Он выступает ее вполне управляемым, формируемым и манипулируемым объектом. Работа философов франкфуртской школы задала общие рамки восприятия структуры медиа. Так, французский исследователь Ж. Бодрийяр утверждал, что в средствах массовой коммуникации фактически имеет место симуляция, видимость общения, поскольку вместо коммуникативного взаимодействия партнеров с его обоюдностью, возможным антаго- 14 Цит. по: Терт В. Г. Указ. соч. С. 235. 182 ___________ Я. у.астафьев _____________ низмом в силу различия позиций и ролей и амбивалентностью обмена информацией присутствует лишь однонаправленная передача сообщений, содержание и смысл которых предполагается хорошо читаемым и однозначным15. Получается эффект принудительной социализации, приобщения к определенному коду, а через его посредство - к определенной системе символических значений, ценностей и, следовательно, к соответствующему способу видения общества и положения человека в нем. Сегодня подобная установка стала общим местом в сознании не только исследователей средств массовой коммуникации, но и самих производителей массового информационного продукта. Теперь сами журналисты, телевизионные обозреватели, газетные аналитики отмечают, что рынок услуг масс-медиа — это «рынок продавца». И характер, и содержание, и даже качество продукта диктуется здесь производителем. Потребитель же «почти никогда не может почувствовать, какой гнилой товар ему подсовывают16. В то же время функционально медиа декларативно ориентируются на мнение и желания своего реципиента. Как известно, изначально, при своем возникновении, средства массовой коммуникации были сфокусированы на донесении до потребителя определенной информации; соответствующим образом формировалась сетка вещания, в которой ведущую роль играли программы новостей, вызвавшие к жизни целую индустрию информационных агентств с разветвленным штатом пишущих и фотокорреспондентов — профессиональных сборщиков всевозможных фактов и сообщений. Очень быстро, однако, выяснились дидактические возможности средств массовой коммуникации. Сначала газеты и радио, а затем и телевидение начали широко использоваться политиками. Масс-медиа стали применяться в первую очередь в электоральных и пропагандистских целях. Например, широко известен факт прихода к власти с помощью ра- 15 Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа // Поэтика и политика. М.; СПб., 1999. С. 214. 16 Кустарев А. Конкуренция и конфликт в журналистике // Рго е! СоШта. 2000. Т. 5. № 4. С. 24. Катастрофическое сознание и массовые коммуникации 183 дио нацистов в Германии. Хрестоматийными являются примеры той роли, которую играла печать в фашистских государствах и в странах, где у власти находились коммунисты. Но и при демократическом строе возможности средств массовой коммуникации также широко используются политиками и разнообразными общественными объединениями в пропагандистских целях как средство донесения до населения своей позиции, своих взглядов на общество и пути его совершенствования, а также способа улучшения своего имиджа в глазах реального и потенциального электората. Но дидактика не сводилась к одной пропаганде. В условиях быстрой модернизации общества и превращения его в массовое большое значение приобрела культуртрегерская роль журналистики. Лидеры модернизации усмотрели свою задачу в приобщении населения к современной культуре, к знаниям, которые соответствуют уровню требований эпохи. Характерным примером в этом смысле, как мы уже отмечали, была советская журналистика. Профессиональный этос «золотых перьев» брежневской эпохи основывался не только на умении владеть искусством слова, но и на вмененном статусе, роли культурного лидера, пастыря масс. Наряду с этим в средствах массовой коммуникации в условиях свободы слова все большее значение стал приобретать материал развлекательного характера: бытовые сплетни, эротика, криминал, насилие, всевозможные аномалии, тайны и их разгадки. Возникли медиа, целиком ориентированные на такого рода материал. В связи с пресловутой борьбой за зрителя, которая на деле является лишь борьбой за рынок сбыта культурной продукции, подобные средства массовой информации получили в устах дидактической журналистики оценочное наименование «желтых». Тем не менее традиционные медиа также начали широко использовать функцию развлечения. Сделать это оказалось не так трудно, поскольку, вообще говоря, провести четкую границу между информацией и развлечением непросто. По большей части «две услуги — информировать и релаксиро-вать (развлекать) — существенно перекрывают друг друга. В конце концов, что такое, например, сообщение об извержении вулкана — информация или развлечение? Даже сооб- 184 ____ Я. У астафьев _____________ щения о военных действиях и терактах с человеческими жертвами могут считаться "развлекательными", коль скоро они удовлетворяют наше любопытство и возбуждают. Поставщики такой информации это хорошо знают»17. Впрочем, хотя в любой информации содержится развлечение, релаксационный потенциал последнего неодинаков. Одни сообщения оказываются «сухими» и неинтересными, другие — «жареными» и готовыми для верстки в свежий номер газеты или новостную программу телевидения. Естественно, предпочтение за редким исключением отдается последним. В связи с этим возникло понятие тйЛаттеп!, соединяющее «информацию» (тГогтайоп) и «развлечение» (егйеПаттеп!:). Редакторы программ стремятся использовать именно последнее. По оценкам, на сегодняшний день основные новости хотя бы наполовину состоят из подобных материалов, а если их имеется в достаточном количестве — и на все сто процентов. В связи с этим в средствах массовой коммуникации возник новый тип конкуренции. В настоящее время водораздел пролегает не столько между информацией и развлечением, сколько между информацией и инфотейнментом. Обозреватели медиарынков отмечают, что если у темы или сообщения нет внутреннего релаксационного потенциала, его стремятся обеспечить стилистически. В отечественных средствах массовой информации имеется даже соответствующее понятие для такого рода приемов — «оживляж». Выработан целый арсенал средств «оживляжа», который с успехом используется в медиа. Главным образом это субъективизация сообщения, стремление его организовать не вокруг темы, но вокруг определенного персонажа - «парня с нашей улицы», «§1г1 пех! с!оог». Это своего рода беллетризация журналистики и средств массовой коммуникации, еще большее нарастание и утверждение в них производственных черт, черт индустрии культуры. Естественно, наибольшие возможности с точки зрения идей инфотейнмента предоставляет та информация, которая может с наибольшей силой эмоционально задеть, потрясти 17 Кустарев А. Указ. соч. С. 25. ____ Катастрофическое сознание и массовые коммуникации 185 зрителя, та, которая надолго запомнится, заставит его переживать и сопереживать героям. А это, без сомнения, прежде всего то, что относится к «теневым» сторонам жизни общества, которые носят девиантный и разрушительный характер. Отсюда не случайно появление в средствах массовой коммуникации тематики криминала и всевозможных ужасных, катастрофических происшествий. В связи с этим вспомним сатирическую новеллу Я. Гашека, в которой скучающий журналист одной бульварной пражской газеты высмеивает желание приезжего пожилого господина «повеселиться»: «Вы приехали в Прагу повеселиться? — скептически спрашивает работник печати. - Но ведь в Праге, собственно, ничего нет! В течение целой недели не было ни одного убийства, ни одного ограбления, самоубийства, изнасилования, а вы едете в Прагу повеселиться! Да ведь здесь вас даже не обворуют. Вы помните те времена, когда действительно весело жилось на свете! Тогда, полив керосином, зажигали целые кварталы или вырезывали целые семейства, убивали свою мать или отца. Вот жизнь! А теперь в Праге - ничего. Времена, когда люди с перерезанной шеей бегали около часа по Фердинандовской площади, отошли в область предания. Вот была чудесная жизнь! А теперь вас, к сожалению, даже не укусит бешеная собака и не раздавит паровой котел на заводе. Короче говоря, страшная скука!»18 Можно привести еще один характерный пример, не без доли восхищения описанный А. Н. Толстым в публицистической заметке 1923 года «О Париже». «Я знавал одного молодого человека. <...> В 19-м году он попал наконец в Париж. <...> От скуки и омерзения он устроил "театр для себя", - то есть, сидя в редакции "Общего дела", сочинял головокружительную, невероятную информацию - телеграммы с мест, из России. Он стирал с лица земли целые губернии, поднимал восстания, сжигал города, писал некрологи. Бурцев печатал всю эту чушь. <...> Так рождались слухи. Но какие! Но какая в них была мгновенная уверенность! Но какое потрясающее разочарование»19. 18 Гашек Я. Новеллы. Псков, 1950. С. 226-227. 19 Толстой А. Я. Отечество. М., 1976. С. 149. 186 Я. у.астафьев ____________ Особое значение в связи с глобализацией средств массовой коммуникации и появлением в связи с этим ощущения целостности человечества и ограниченности ресурсов его существования приобрела тема локальных и глобальных катастроф. Она стала одной из популярных тем не только развлекательной, но и дидактической журналистики. Проблемы, связанные с катастрофами природного, техногенного и социального характера, и масштабы ущерба от них стали расхожим клише даже пропагандистских выступлений и публикаций. Обсуждение тематики катастроф и кризисов используется различными общественными объединениями и политиками для повышения своего статуса в обществе, своего престижа. В этом плане показательна деятельность Министерства по чрезвычайным ситуациям России, в котором была создана специальная служба по связям с прессой и выделены средства для «прикормливания» журналистов. Чтобы создать надлежащий образ защитников Отечества и ликвидаторов катастроф, эта служба приглашала влиятельных представителей масс-медиа для поездок в «горячие точки», в места, где складывались те самые чрезвычайные ситуации. Журналистам демонстрировались методы работы ликвидаторов, и делалось все, что было необходимо для создания соответствующего имиджа. Результаты не замедлили сказаться. И само министерство, и его руководитель (С. К. Шойгу), и созданная при его непосредственном участии политическая организация (партия «Единство») снискали огромную популярность у населения. Социологи выделяют и анализируют другие различные функции средств массовой коммуникации20. В частности, они институционально поддерживают главенствующие в обществе нормы и властные отношения, фиксируют социальные ценности. Масс-медиа выполняют функции социализации, участвуют в обеспечении преемственности культуры и введения в нее смысловых комплексов и значений новых культурных образований и субкультур. Они призваны коор- 20 Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2002. С. 15-17. Катастрофическое сознание и массовые коммуникации 187 динировать разнонаправленную социальную активность, формировать общественное согласие. Средства массовой коммуникации осуществляют функции интеграции и личностной идентификации реципиентов, предоставляют модели поведения, способствуют, наконец, достижению понимания самого себя, своего места как в малой группе — семье, ближайшем окружении, так и в «большой» — своем социальном слое, нации, мире в целом. Но есть такие социальные функции средств массовой коммуникации, на которых хотелось бы остановиться особо. Речь идет о двух схожих явлениях, имеющих сегодня широкое распространение и связанных непосредственно с процессами формирования катастрофического сознания в нашем обществе. Это функции виртуализации и мифологизации. О виртуализации применительно к общественной реальности уместно говорить тогда, когда налицо замещение институционально определенных действий - экономических, политических и прочих — их образами. По мнению Бодрийяра, ключевой характеристикой нашего общества является его насыщенность образами. Так, за один час просмотра телевизора современный зритель может познать, «пережить» такое количество образов, которое человек прежних эпох не смог бы познать в течение всей своей жизни21. Сегодня образы имеют самодовлеющее значение, оказывают воздействие на все стороны жизни человека. Виртуальная реальность существует в той мере, в какой отвечает нескольким универсальным характеристикам: нематериальности воздействия (изображаемое производит эффект, характерный для вещественного), условности параметров (объекты искусственны и изменяемы), эфемерности (свобода входа/выхода обеспечивает возможность прерывания и возобновления существования)22. В подобного рода действительности человек всегда имеет дело не с вещью (располагаемым), а с симуляцией (изображаемым). Причем современный человек, искушенный в виртуальной реальности, всегда видит и осознает эту грань между вещностью и образностью. Он по- 21 См.: Назаров М. М. Указ. соч. С. 177. 22 Иванов Д. В. Виртуализация общества. СПб., 2002. С. 30. 188 ___________ Я. у.астафьев _____________ нимает, что средства массовой коммуникации отображают жизнь не так, как она есть, но под определенным углом зрения. То, что считается информацией, скажем новости, передачи с места событий, по сути дела является в терминологии Э. Гидденса дезинформацией или искажающей информацией, то есть сдвинутой во времени, фрагментарной и искусственной. Это обусловлено тем, как отмечает Дж. Фиск, что «телевизионная камера или микрофон не фиксируют реальность, но кодируют ее. Кодирование придает реальности смысл, который является идеологическим. Представляемое же является идеологией, а не реальностью»23. Все это, однако, входит в правила игры, находится в рамках базовых социальных установок современного человека, и в своих поступках, социальных действиях он все это глубоко принимает во внимание и достаточно эмоционально реагирует на виртуальные реалии, сопереживает им, хотя и не без доли иронии и отстраненности. То есть субъект виртуального общества — не тот, кто живет в мире образов и целиком в него погружен, кто действует как театральный манекен, движимый его импульсами, но тот, кто, находясь в реальном мире, не мыслит свое существование без виртуальных симуляций. Средства массовой коммуникации активно формируют и утверждают симулятивные феномены. Через посредство информационных и аналитических программ в жизни подавляющего большинства россиян виртуально присутствует общество. В лице своих разнообразных институтов, в лице представляющих их больших и малых чиновников, крупных и мелких политиков, руководителей различного ранга, бизнесменов различных весовых категорий, популярных деятелей искусства и культуры, журналистов разных мастей. Через средства массовой информации телезритель, радиослушатель и читатель газет оказывается сопричастен виртуальной природе Земли, ее растительному и животному миру. Не сходя с дивана, он может побывать в душной пустыне и на полюсе холода, в открытом космосе и на дне Тихого океана. И все это без томительного ощущения жары, леденящего хо- 23 Цит. по: Назаров М. М. Указ. соч. С. 174. Катастрофическое сознание и массовые коммуникации 189 лода, расплющивающего давления многометрового водяного столба. Наконец, средства массовой коммуникации предоставляют человеку возможность общения с виртуальным соседом, представителем такого же или близкого социального уровня, класса, группы, его «альтер эго». Это может осуществляться посредством различных телевизионных фильмов и сериалов, передач в «прямом эфире», куда звонят обычные, «рядовые» зрители и слушатели; наконец, разнообразных шоу с участием тех же «простых» людей, членов общества, не обремененных высоким статусом, большими деньгами и широкой известностью. Во всех этих случаях зритель получает опыт общения с различными реалиями, имеющими место в действительности. Но опыт весьма своеобразный — чисто виртуального существования, когда осуществляется лишь эмоциональное — но никакое иное — воздействие, когда видно и слышно лишь то, что находится перед камерой и микрофоном, в фокусе интереса оператора и ведущего программы. Этот опыт всегда можно прервать, отстранить от себя, оставить по ту сторону экрана и радиоэфира. И это вполне осознается реципиентами соответствующих передач и учитывается их составителями, продюсерами и ведущими. Другой важной функцией средств массовой коммуникации в сегодняшнем мире является его мифологизация. Различного рода мифотехнологии играют в сегодняшнем информационно-коммуникативном пространстве огромную роль. Однако здесь следует учитывать, что, говоря о мифотворчестве в средствах массовой коммуникации, обычно имеют в виду намеренное искажение действительности, вынесение на суд зрителей тенденциозных интерпретаций событий, опирающихся на непроверенные или ложные данные. Речь, однако, идет о несколько иной перспективе: под мифологизацией мы будем понимать такие коммуникативные технологии, которые опираются на наиболее архаические, примитивные и тем самым очень устойчивые модели понимания мира. Для достижения наибольшего зрительского эффекта и, соответственно, успеха средства массовой коммуникации зачастую стремятся задействовать самые древние механизмы восприятия действительности. Это имеет место и в спо- 190 •• Я. у.астафьев собах организации и подачи радио- и теленовостей, и при трансляции различных шоу, и при съемках популярных «семейных» и детективных сериалов. При этом, как правило бессознательно, задействуются следующие способы24: — образы и персонажи стремятся создавать и предлагать зрителю простыми, однозначными, в виде масок: преступники, правоохранительные органы, жены, матери пострадавших, счастливые либо несчастные дети, богатые, бедные. Все это выглядит так, чтобы сравнительно легко можно было отделить хороших от плохих, бесхитростных от коварных, «своих» от «чужих». Соответственно, индивидуальные формы оказываются стилизованными, упорядоченными и выполненными с полным абстрагированием от несущественных деталей, которые, собственно, и делают субъект особенным, частным; — происходящее стремятся выделить из контекста, поместить как бы во вневременное и лишенное важных специфических деталей пространство. Исключение составляют те признаки или те компоненты фона, которые указывают на максимально широкие и потому наиболее понятные символические значения и стоящие за ними ценности. Семантической единицей происходящего оказывается «событие», основной способ организации данных событий — простая последовательность, хотя могут привлекаться и иные наиболее типические схемы, число которых, впрочем, невелико; — цели и мотивы поступков персонажей не допускают разнообразия толкований, они однозначны, и в них находит свое полное воплощение социальная норма и санкция, должное и запрещенное; — информация, которая при этом сообщается реципи- енту, как правило, явно избыточна и рассчитана на суггестивный эффект. Видеоряд может сопровождать- 24 Дубицкая В. П. Телевидение. Мифотехнологии в электронных средствах массовой информации. М., 1998. С. 103—105. Катастрофическое сознание и массовые коммуникации 191 ся соответствующими комментариями и может идти определенное музыкальное сопровождение и т. п.; — показываемое, демонстрируемое в медиа носит примитивный характер, сродни архаическому искусству. Скажем, структура и движение фигур, их расположение ограничены немногими типичными схемами. Индивидуальные формы стилизованы и имеют тенденцию к абстрагированию от несущественных деталей. Окружающая обстановка изображаемой сцены либо совершенно игнорируется, либо до предела упрощается. Особенно это характерно для шоу и различных развлекательных программ. Наконец, действие образует самостоятельную единицу типичных, легко узнаваемых сцен игры, коммуникации двух собеседников, места, где происходило насилие со следами и орудиями агрессивного поведения, и проч. Таким образом, и структурно, и функционально медиа вполне могут обслуживать механизм формирования катастрофического сознания. Они к этому формально приспособлены. Однако для того, чтобы данный механизм пришел в движение, заработал, необходимо наличие соответствующих субъектов, его обслуживающих. Эти субъекты должны обладать целым набором специфических культурных качеств и социальных характеристик и, конечно, деятельно принимать участие в игре на поле медиа.
|