Студопедия — Защита авторских прав. Борьба с интеллектуальным пиратством. Понятие контрафактного экземпляра
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Защита авторских прав. Борьба с интеллектуальным пиратством. Понятие контрафактного экземпляра






Авторское право и смежные права являются одной из основных частей всей системы права интеллектуальной собственности. Авторское право защищает права авторов произведений и иных правообладателей, которым соответствующие права принадлежат в силу закона или договора. Смежные права охраняют интересы исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания. Согласно "Глоссарию терминов по авторскому праву и смежным правам Всемирной организации интеллектуальной собственности", смежные права - это права, предоставляемые для охраны интересов исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания в связи с публичным использованием произведений авторов, всевозможных выступлений артистов или доведением до всеобщего сведения событий, информации и каких-либо звуков или изображений).

Нарушение авторских прав и смежных прав может быть выражено в незаконном использовании объектов авторского права, а также в присвоении авторства. Рассмотрим содержание данных нарушений и их особенности в отдельных сферах.

Примерами незаконного использования объектов авторского права или смежных прав являются: "переработка" чужого произведения, которая не придает новому произведению художественной или научной самостоятельности, принудительное соавторство (принуждение автора к включению в соавторы лиц, не имеющих отношения к созданию произведения), незаконное воспроизведение чужого произведения (переиздание без ведома автора его произведения, изъятие части произведения, включение в произведение комментария, пояснительного текста), незаконное распространение чужого произведения (реализация, публичное исполнение, представление) вопреки воле автора.

Присвоением авторства является выпуск в полном объеме или части чужого произведения под своим именем, а также издание под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их фамилий.

Продукция, изготовленная и распространяемая с нарушением авторских прав, называется контрафактной. Доля контрафактной продукции в различных сферах достигает 95 - 98%. Данное криминальное явление приняло организованные формы и отличается высокой общественной опасностью.

Криминальный бизнес, связанный с изготовлением и распространением контрафактной продукции не отличается сверхдоходностью. Его привлекательность связана с крайне невысоким уровнем риска. Это является причиной устойчивого интереса к данной деятельности со стороны организованных преступных групп.

Большое место в незаконном обороте объектов интеллектуальной собственности занимает контрафактная аудиопродукция. По оценкам экспертов, в 1996 году в мире было продано 1,5 млрд. пиратских аудиокассет и 350 млн. пиратских компакт-дисков. Таким образом, каждый третий аудионоситель был произведен и реализован с нарушением прав на интеллектуальную собственность. Уровень пиратства на рынке аудиопродукции несколько снизился (в основном за счет крупных городов).

Значительная часть контрафактной аудиопродукции импортируется из Китая и Болгарии. В этот бизнес вовлечены хорошо организованные преступные группы. Лидерами по выпуску нелегальной продукции до последнего времени были Китай (включая Гонконг), Тайвань, Малайзия, Макао, Болгария и Чехия.

В последнее время отмечаются такие виды незаконного использования объектов интеллектуальной собственности как публичный показ программ спутникового телевидения и организация студий кабельного телевидения без соответствующих разрешений (лицензий).

В области полиграфии и книгоиздательства уровень "пиратства" составляет около 70 процентов. Наиболее распространенным видом нарушений является увеличение издательствами тиража сверх указанного в заявке правообладателя, а также незаконный выпуск переводных изданий.

Преступления, связанные с нарушением авторских прав в большинстве случаев являются основой других серьезных экономических преступлений (незаконное использование товарного знака, лжепредпринимательство, уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей, обман потребителей и других).

Вопреки распространенному мнению пиратство в сфере авторского права и смежных прав наносит ущерб не только авторам, исполнителям, компаниям аудио-, видео- ли компьютерной индустрии. Его теневая природа способствует потерям экономики в общем, а высокая рентабельность привлекает всех, кто стремится ним заниматься и скрывать свои доходы. Отсутствие вознаграждения авторам, исполнителям становится препятствием развитию культуры в стране, созданию новых фильмов, компьютерных программ, написанию песен и т.п..

На сегодня, по данным международных экспертов, каждый третий музыкальный компакт-диск, который продается в мире — пиратский. По данным Международной федерации фонографической промышленности (IFPI), объемы продажи пиратской музыкальной продукции, не менее чем в 25 странах, превышают легальный рынок и составляют приблизительно 4,5 млрд долларов.

Среди условий становления современного рынка авторского права и смежных прав важное место занимает запрет пиратства и борьба с ним. Что же такое пиратство и как это понятие определяется международным и отечественным законодательством?

Как известно, пиратство зародилось в далекой давности одновременно с развитием морского дела и, как следствие, торговли. Греческой peirates означает грабитель, разбойник, морской разбой. В международном праве — это насильнические действия (задержка или затопления, грабеж), содеянные против торговых судов в открытом море частными или государственными судами.

Пиратство в сфере авторского права и сопредельных прав в его современном понимании связанное с возможностью копирования произведений или их записей без разрешения автора, исполнителя, производителя фонограммы (видеограммы), радиотелеорганизации или другого лица, которому такие права принадлежат. В скором времени после изобретения фонографа Едисона, который сделал возможным запись звука, в 1908 г. в США состоялось первое судебное разбирательство в деле неразрешенного распространения копий записей музыки. Тем не менее к тому времени не было законодательных оснований для привлечения к ответственности пиратов и их оправдали. Однако со временем американский Конгресс внес изменения в закон про авторское право, признав распространение и продажу записей незаконным. С того времени дела о пиратстве стали повседневно рассматриваться судами, и на сегодня понятие «пиратский» есть обычным в праве интеллектуальной собственности.

Так, регламентом № 3295/94 Совета Европейского сообщества от 22 декабря 1994 г. предусмотренные мероприятия, направленные на запрет свободного распространения, экспорта или реэкспорта, и установления режима временного запрета для подделанных и пиратских товаров. Последние определяются как «товары, которые являются копиями или содержат копии, изготовленные без согласия владельца авторских или сопредельных прав, или владельца прав относительно рисунка или модели, зарегистрированных в соответствующем национальном праве».

Одно из соглашений, заключенных в рамках Мировой организации торговли — TRIPS (Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности) относит к товарам, которые нарушают авторские права «любые товары, которые являются копиями, сделанными без согласия правовладельца или лица, надлежащим образом им уполномоченного в стране производства товара, и которые прямо или опосредствованно изготовлены из любого изделия, если изготовления такой копии стало нарушением авторского права или сопредельных прав в соответствии с законодательством страны импортирования». Таким образом, признаком пиратства есть воспроизведения опубликованных произведений или фонограмм любым способом для публичного распространения без соответствующего разрешения. Похожее определение дает и Закон Украины «Про авторское право и смежные права» (далее — Закон). В перечне нарушений авторского права и (или) смежных прав есть и пиратство в сфере авторского права и (или) смежных прав. Это — «опубликование, воспроизведение, ввоз на таможенную территорию Украины, вывоз из таможенной территории Украины и распространения контрафактных экземпляров произведений (в том числе компьютерных программ и баз данных), фонограмм, видеограмм и программ организаций речи».

Однако словарь терминов с авторского права и смежных прав Всемирной организации интеллектуальной собственности к термину пиратства включает также неразрешенную «ретрансляцию чужих радиопередач». Природа такого нарушения похожая — несанкционированное использование чужой собственности. Вместе с тем в данном случае нет необходимости делать экземпляры произведений или фонограмм. Больше того, в цифровую эпоху, в которой мы живем, стало распространенным копировать произведения и их записи, не изготовляя их экземпляры, через Интернет. Есть ли это нарушение авторского права и смежных прав пиратством в соответствии с определением этого понятия в указанном Законе? Вопрос на сегодня остается открытым.

Вместе с тем, Интернет-пиратство связано с использованием глобальной сети не только для незаконные копирования, а и для незаконные распространения компьютерных программ. Соответственно положениям Закона под пиратство подпадает распространение именно контрафактных экземпляров произведений, фонограмм, компьютерных программ, баз данных и т.п., в частности, скопированных через сеть «всемирной паутины».

По определению Международной федерации фонографической промышленности (IFPI), к фонографическому пиратству принадлежит «неавторизованное производство и распространение звукозаписи». Соответственно положениям Закона звукозапись на материальном носителе исполнения или любых звуков есть фонограммой. Поэтому определения понятия пиратства в Законе вообще совпадает с определением, предложенным IFPI.

Важно, что при попытке определения понятия «пиратство» часто берется к вниманию именно коммерческая сторона и противоправный аспект деятельности. Например, «пиратство — в сфере авторского права и смежных прав понимается как любые действия, направленные на воспроизведение, распространение или любое другое использование произведений или объектов смежных прав без разрешения правообладателя, как правило, с целью получения прибыли и в коммерческом масштабе». В данном определеннии пиратство охватывает не только экземпляры произведений, фонограмм и т.п., а включает в себя использование произведений или объектов смежных прав, которое есть более широким определением понятия пиратства. Одним из основных признаков пиратства есть незаконное использование авторского права и смежных прав без разрешения субъектов этих прав и как следствие — без выплаты им вознаграждения. Нужно указать, что целью незаконной деятельности есть получение прибыли от использования авторского права и смежных прав (прямой или опосредствованной).

Получение прибыли предусматривает также предоставление в прокат экземпляров, например, видеокассет, дисков. Прокат экземпляров без соблюдения прав авторов, субъектов смежных прав в определенной мере может влиять на уменьшение продажи, и как следствие невыплаты авторского вознаграждения. Также один-единый прокатный экземпляр может быть безконтрольно воспроизведен много раз. Последнее соображение есть в особенности важным относительно цифровых технологий, которые обеспечивают простые и недорогие способы воспроизведения и распространения неограниченного количества экземпляров произведения без потери качества.

Законодательством предусмотрено, что прокат экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных на равне с распространением, производством может осуществляться с соблюдением прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и т.п.. Однако на сегодня положение относительно проката не отображено в определении понятия пиратства.

Вообще пиратство в сфере авторского права и смежных прав можно рассматривать в узком и широком понимании. В узком — эти законодательные определения пиратства: незаконное производство и введения в обращение именно контрафактных экземпляров произведений, фонограмм, видеограмм, программ передач. Статьи Уголовного кодекса Украины и Кодекса Украины об административных правонарушениях, на самом деле предусматривают ответственность за нарушение авторского права и смежных прав — это незаконное распространение произведений, исполнений, фонограмм, видеограмм и программ передач, присвоение авторства на объект права интеллектуальной собственности, а также незаконное воспроизведение, тиражирование и распространение на аудио- и видеокассетах, дискетах, других носителях информации. При этом лишь последнее из пересчитанных нарушений соответственно Закону есть пиратством. Пиратство в сфере авторского права и смежных прав в широком понимании — это нарушения прав путем использования произведений или объектов смежных прав без разрешения субъектов этих прав, при этом основная цель такого использования — получение прибыли.

Таким образом, в пиратство определяется в законодательстве в узком значении. А потому остается вопрос отнесения к понятию пиратства использования произведений, фонограмм, компьютерных программ, распространенных без производства их копий, а также предоставления в прокат их экземпляров с нарушением прав авторов, исполнителей других субъектов сопредельных прав.

Понятие, содержание и виды смежных прав

Понятие смежных прав впервые было закреплено в Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г., далее - Римская конвенция). Оно включает в себя права исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания. В ст. 1303 ГК категория смежных прав расширена. К ним отнесены интеллектуальные права:

- на результаты исполнительской деятельности (исполнения);

- на фонограммы;

- на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания);

- на содержание баз данных;

- на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние (права публикатора).

В объективном смысле смежные права представляют собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по охране исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания, установлению режима их использования, наделению исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций личными неимущественными и имущественными правами и защите этих прав.

К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных ГК, также личные неимущественные права. Смежные права сводятся к правомочиям использования своих объектов - исполнений, фонограмм, передач и др., а также распоряжения таковыми посредством их обнародования и передачи исключительных прав на них по договорам.

Рассматривая взаимосвязь авторских и смежных прав, необходимо отметить, что им свойственна пограничность, проявляющаяся в том, что и авторские, и смежные права вытекают из результатов творческой деятельности: авторские права связаны с созданием произведений науки, литературы и искусства; смежные - с их использованием путем исполнения, постановки, создания фонограммы, передачи в эфир или по кабельному вещанию. Более того, становление и развитие смежных прав, несмотря на то что исторически смежные права появились гораздо позднее авторских, имеют много общего. Если у истоков авторского права стояло изобретение печатного станка, то для возникновения смежных прав решающую роль сыграло изобретение радио, грамзаписи и кинематографа, что позволило воспроизводить процесс исполнения и создавать фонограммы, а также передачи вещательных организаций.

Гражданско-правовой институт смежных прав в отношении своих объектов выполняет те же функции, что и авторское право в отношении произведений науки, литературы и искусства. Существенной особенностью большинства смежных прав являются их производность и зависимость от прав создателей творческих произведений. Лишь в тех случаях, когда исполняется, записывается на фонограмму или передается в эфир или по кабелю не охраняемое законом произведение либо объект вообще не является результатом творческой деятельности (например, транслируется спортивное состязание), смежные права носят самостоятельный характер.

Производность, зависимость смежных прав от авторских проявляется прежде всего в том, что большинство объектов смежных прав не могут возникнуть ранее объектов авторского права; смежные права на них осуществляются их обладателем лишь с согласия (разрешения) автора исполненного, записанного, переданного произведения.

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав, как и авторских прав, не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей. Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов: латинской буквы "P" в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы (ст. 1305 ГК). Отсутствие знака охраны не лишает обладателя смежного права возможности его защиты, однако в ряде случаев затрудняет процесс доказывания при его нарушении. Кроме того, в тех случаях, когда одно из государств - участников Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г. в соответствии с национальным законодательством требует выполнения формальностей в качестве условий, при которых обеспечивается охрана интересов производителей фонограмм, эти формальности считаются выполненными, если все разрешенные копии фонограммы, распространенные среди публики, или их упаковки имеют все три элемента знака охраны.

В отношении смежных прав закреплен принцип гражданства. Изготовитель фонограммы должен быть гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом; фонограмма должна быть обнародована или ее экземпляры впервые должны публично распространяться на территории РФ. Точно так же организация эфирного или кабельного вещания должна иметь место нахождения на территории Российской Федерации и осуществлять сообщение с помощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации.

Аналогичные правила действуют в отношении изготовителя базы данных: он должен быть гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом. Если изготовитель базы данных является иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом, исключительное право возникает при условии, что законодательством соответствующего иностранного государства на его территории предоставляется охрана исключительному праву изготовителя базы данных, изготовителем которой является гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо. В том случае, когда изготовитель базы данных является лицом без гражданства, в зависимости от того, имеет это лицо место жительства на территории Российской Федерации или иностранного государства, соответственно применяются правила п. 1 ст. 1336 ГК, относящиеся к гражданам Российской Федерации или к иностранным гражданам.

Действие исключительного права публикатора распространяется на произведение, которое было обнародовано на территории Российской Федерации, независимо от гражданства публикатора, или за пределами территории Российской Федерации гражданином Российской Федерации либо обнародованное за пределами территории Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, при условии, что законодательством иностранного государства, в котором обнародовано произведение, на его территории предоставляется охрана исключительному праву публикатора, являющегося гражданином Российской Федерации.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 748. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия