Правовая охрана ЭВМ и баз данных
Программы для ЭВМ и базы данных - сравнительно новый результат интеллектуальной деятельности. Первоначально программное обеспечение находилось в ведении производителей ЭВМ и передавалось пользователям в комплекте с ЭВМ. Но с появлением персональных компьютеров возник спрос на разнообразное программное обеспечение. Компьютерные программы начинают приобретать черты товара, оставаясь в то же время объектами нематериальными. Законодательство рассматривает программы для ЭВМ и базы данных в качестве объектов авторского права. Причем программы для ЭВМ отнесены к произведениям литературы, а базы данных - к сборникам. Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе ее разработки, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения (ст. 1261 ГК). Авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы. В структуре произведения традиционно выделяются юридически значимые (форма произведения) и юридически безразличные (содержание произведения) элементы. К юридически значимым и, следовательно, обязательно оригинальным элементам произведений литературы относят художественные образы (внутренняя форма) и язык произведения (внешняя форма). В структуре программного средства выделяют такие элементы, как поставленная задача, ее решение в виде математической модели, компьютерный алгоритм и собственно компьютерная программа. Статья 1261 ГК исчерпывающе определяет круг охраняемых элементов компьютерной программы. К таковым, прежде всего, относятся так называемые литеральные элементы программ для ЭВМ, под которыми понимаются исходный текст и объектный код программы. Исходный текст - это код в читаемой форме, понятный программисту, он пишется на одном из языков программирования (Фортран, Си, Паскаль и др.). Объектный код - это код, который понятен машине, он выражается в двоичной форме, т.е. как совокупность нулей и единиц. Правовой охране подлежат и нелитеральные компоненты программы - аудиовизуальные отображения, которые включают в себя всю последовательность, структуру и организацию программы, выводящейся на экран, или, другими словами, пользовательский интерфейс. Помимо исходного текста, объектного кода и аудиовизуальных отображений компьютерной программы правовой охране подлежат элементы, традиционно охраняемые авторским правом: название программы и подготовительные материалы (которые можно сравнить с черновиками литературного произведения). Название программы охраноспособно, если оно оригинально и отражает творческую самостоятельность автора. Название компьютерной программы также может защищаться правообладателем путем его регистрации. Подготовительный материал - это материал, созданный с целью облегчения понимания или применения программы, например описание проблемы и инструкция для пользователей. Остальные элементы программы для ЭВМ являются неохраняемыми. Важнейший из них - алгоритм компьютерной программы. Его можно определить как сжатым образом зафиксированную идею программы, по которой должен работать компьютер. На основе одного алгоритма можно написать несколько текстуально различных программ, основанных тем не менее на одной идее решения задачи. Алгоритм - основной структурный компонент программы, отражающий ее суть и содержание. Однако, согласно п. 5 ст. 1259 ГК, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Таким образом, алгоритм лишен правовой защиты; охраняется лишь его реализация в идее той или иной программы. Также лишены правовой охраны назначение программы; процедура, избираемая для решения проблемы, которая включает в себя не только использование кибернетических ресурсов, но и разработку способа сопряжения компьютерной системы со средствами ввода и вывода данных, требующих применения процессов, отдельных от системы; стиль программирования.
|