Надписи царя Менуа
Менуа (Минуа) – один из царей древнего государства Урарту. Период правления 810-786 до н. э. В период правления Менуа Урарту становится самым могущественным государством Передней Азии. Представлены: 1. Надпись на камне в развалинах Цолакерта, на спускающемся к Араксу северном склоне горы Арарат. 2. Надпись на скале близ селения Язлыташ, в районе г. Эрзерум. 3. Надпись па большой скалистой глыбе в Палу, на берегу реки Мурад-су (Восточный Евфрат). 4. Надпись на стеле из Гюзака (восточнее Ванского озера).
1. Бог Халди выступил в поход со своим оружием, победил он страну Эрикуахи1, победил город Лухиуни, поверг их перед Менуа. Халди могуч, оружие бога Халди – могучее. Могуществом бога Халди выступила поход Менуа, сын Ишпуини. Пред ним шел бог Халди. Менуа говорит: пришла страна Эрикуахи2. Город Лухиуни, царский город, которым никогда никто не овладевал, дал бог Халди Менуа, сыну Ишпуини. Завоевал я город Лухиуни, пощадил я город Лухиуни под условием выплаты дани. Менуа говорит: кто эту надпись уничтожит, кто ее разобьет, кто кого-нибудь заставит совершить эти дела, кто другой скажет: Я завоевал город Лухиуни, пусть уничтожат боги Халди, Тейшеба, Шивини, все боги его под солнцем... 2. Бог Халди выступил в поход со своим оружием против Диауехи3, могущественной страны. Халди могуч, оружие бога Халди – могучее. Могуществом бога Халди выступил [в поход] Менуа, сын Ишпуини; пред ним шел бог Халди. Менуа говорит: завоевал я страну Диауехи, в бою я завоевал город Шашилу, царский город. Страну я сжег, крепости [разрушил]. Дошел я до страны Шешети, до города Зуа. Город Утухаи... Менуа говорит: Утупурши, царь Диауехи, явился передо мной, обнял мои ноги, ниц повергся; я отнесся к нему милостиво, пощадил я его под условием выплаты дани; дал он мне золото и серебро, дал дань. Тех пленников, которые возвратились к нему4, он вернул полностью. Менуа говорит:... двух царей я оттуда удалил – царя страны племени Балтулхи и царя страны города Халдириулхи; какие только были в стране укрепленные цитадели, я их оттуда отторгнул5... Бог Халди выступил в поход со своим оружием, победил он страну города Шебетериа, победил он страну Хузана, победил Цупани. Халди могуч, оружие бога Халди – могучее. Могуществом бога Халди выступил в поход Менуа, сын Ишпуини, завоевал он страну города Шебетериа, завоевал он страну города Хузана, завоевал он страну Цупани, дошел до страны Хати6. Богу Халди он эту надпись воздвиг (?) В городе Шебетериа он часовню бога Халди построил. Город Шебетериа... Царя города Мелптона пощадил он под условием выплаты дани. Величием бога Халди Менуа, сын Ишпуини, царь могущественный, царь Великий, царь страны Биаинили, правитель Тушпа-города... 4. Богу Халди, владыке, эту надпись Менуа, сын Ишпуини, воздвиг. Когда он ворота7 бога Халди построил, он также построил величественную крепость и установил для нее имя – «Город бога Халди». Разбил он также этот виноградник, разбил он сад. «Виноградник Менуа» – имя его. Величием бога Халди Менуа, сын Ишпуини, царь могущественный, царь великий, царь страны Биаинили, правитель Тушпа-города. Менуа говорит: когда виноград поспеет – бык и 3 овцы пусть будут принесены в жертву богу Халди и церемонии пусть будут выполнены как у ворот Халди, так и перед надписью. Когда виноград соберут – праздник богу Халди пусть будет устроен у ворот Халди, праздник – богине Арубани, праздник – богу Халди перед надписью.
1 Эрикуахн – название племени и занимаемой пм страны, которая локализуется на правом берегу Аракса, па спускающемся к этой реке северном склоне горы Арарат. Главным поселением этой страны был Лухиуяи. Завоевав его, царь Менуа вблизи него основал город Менуахипили. 2 «Пришла страна Эрику ахи» – по-видимому, здесь значит: «Достиг я страны Эрикуахп». 3 Диауехи – племенное название, упоминается в форме Даиаени в ассирийских надписях XII-IX вв. до н. э.; в VIII в. до н. а., возможно, уже раннеклассовое государство, территория которого от верховьев Евфрата (Кара-су) и района совр. г. Эрзерума (на юге) простиралась на север на довольно большом расстоянии. Его названне сохранилось в наименовании древнегрузинской провинции Тао (Тапк в древнеармяпских источниках.). Потомков Диауехи встречает на своем пути в этих же местах в конце V в. до н. э. греческий историк Ксенофонт. 4 Видимо, речь идет о рабах-плеппиках урартинцев дпаухийского происхождения, бежавших пз Урарту в свою страду. 5 Территорию названных двух «стран» урартский царь, по-видимому, превратил в свою провинцию: удалил местных правителей, а крепости занял сам, поставил в них урартские гарнизоны и т.д. 6 Хати – «страна хеттов». Под этим наименованием в урартских текстах, по всей вероятности, подразумевалась территория, лежавшая на крайнем юго-востоке Малой Азии. Ассирийцы в эту эпоху под «страной Хатти» обычно понимали Сирию. 7 Воротами того или иного бога называлось культовое сооружение – храм.
|