Закономерности делинквентности и преступности.
Чжуан-цзы: Когда растут законы и приказы, увеличивается число воров и разбойников («Закон создает преступление). Андре-Мишель Герри (1802–1866): 1) пик преступности приходится на возраст 25–30 лет; 2) наибеднейших регионах уровень преступности самый низкий. Адольф Кетле (1796–1874). По годам количество преступлений и структура преступности стабильны. Чезаре Ломброзо (1836–1909). Цивилизация создает преступления: с ростом плотности населения, благосостояния, урбанизации и образования. Возраст максимальной преступности: 15-25 лет. Женщины составляют 10% от преступников. Энрико Ферри(1856–1928). Динамика преступности не зависит от наказаний. Закономерности преступности: - существует минимум естественной и наследственной преступности, - постоянство числа тяжких преступлений, - постоянный рост менее тяжких преступлений, - постоянное увеличение уровня преступности в мире, цепной характер преступлений, - насыщение общества преступностью, - постоянство доли невыявленных преступников (5% от взрослого населения); - отрицательный эффект незначительного применения смертной казни (8-10 казней в год)
Габриэль Тард: преступник – не дикарь, так как успехи цивилизации ведут к прогрессу преступности: – профессионализацию преступной деятельности, – формирование ее специализированных отраслей, – развитие у преступников профессионального языка, – совершенствование криминальной техники, – «индустриализацию» преступности; – образование преступных корпораций и сообществ, – урбанизацию преступности, – генерирование правящей элитой образцов преступной деятельности, – союз между государством и организованной преступностью, – рост преступности в эпохи социальных революций, – сублимацию преступной деятельности в институтах государства. Закономерности преодоления преступности: ü сублимация внутренней преступности в войне, расширяющей круг мира. ü распространение цивилизации, нивелирующей различия и снимающей взаимное отчуждение. ü государственная благотворительность и патронаж. ü культ добра и культа прекрасного среди правящих классов для противодействия подражанию дурным примерам.
П.А. Сорокин об общих законах развития права: 1. Закон освобождения личности: а) закон индивидуализации личности, б) закон освобождения личности от опеки власти, от пут и опеки всяких других социальных групп, в) закон роста ее неотъемлемых прав, г) превращение ее в самоцель, по отношению к которой все является средством. В древности ценность личности была ничтожной: она играла “роль пальца от ноги”. Все внимание права было направлено на защиту интересов группы. Во имя этих интересов личность и ее интересы постоянно приносились в жертву. Личность ценилась только поскольку, постольку она была членом того или иного рода, тотэма или касты. 2. Закон роста правового равенства людей. Контртенденция: спецификация правового статуса. 3. Исторический закон роста солидарного (закон расширения социально-замиренных кругов) и общественно-благожелательного поведения (альтруизма) (от 40-60 человек в первобытном стаде). 5. Закон падения наказаний и наград. Беспощадные вначале кары постепенно смягчаются и поражают все меньшее и меньшее количество людей. Главнейшим же видом ограничения кар является закон талиона, установившего равенство между преступлением и наказанием. По Библии весь род человеческий наказывается за грех одного Адама. Из круга наказываемых лиц исключаются мало-помалу: а) все будущие поколения, как непричастные к преступлению, в) все живые сочлены, как невинные, с) все невменяемые, хотя и совершившие преступление. Наказываются в итоге только «преступники вменяемые». Но и область вменяемых лиц все более и более изживается: все больше и больше растет число обстоятельств, ведущих к невменению – состояние аффекта, малолетство, безумие, необходимая самооборона, крайняя необходимость, опьянение, лунатизм и т. д. 6. Закон улучшения и облагораживания тех средств, которыми добывалось и добывается от людей социально-благожелательное поведение. Вначале от человека социально-нужное поведение добывается путем грубых приемов, жестоких кар и обильных наград, одним словом, игрой на низменных струнах души. По мере же того, как психика, а вместе с тем и поведение человека улучшается, по мере этого средства, которыми добывается от человека социально-необходимое поведение, становятся все более и более благородным, кары и награды постепенно исчезают и игра начинает вестись на более и более бескорыстных и благородных струнах человеческой души. 7. Закон частичного колебания постоянных исторических тенденций: когда увеличивается морально-правовой антагонизм, замечается временное отступление от очерченных тенденций, когда этот антагонизм уменьшается, отступление от тенденций прекращается.
|