Учение о нравственном минимуме права
РАЗДЕЛ 1. Фундаментальная философия права Тема 1. Основания философско-правового осмысления правовой реальности Реальность права. Понятие правовой реальности. Правовая онтология и правовая реальность. Дуальность права и закона. Натурфилософия и метафизика права. Учение о слоях правовой реальности (Фома Аквинский). Учения о правовых состояниях (Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Учение о нравственном минимуме права (Г. Еллинек, В.С. Соловьев). Правовая жизнь и живое право (Р. Иеринг, Е. Эрлих). Сферы правовой жизни. Правовой реализм. Дуальность права и закона Два подхода в трактовке сущности и понятия права: юридический (от лат. ius — право) и легистский (от лат. lex — закон). Юридический подход: право - продукт природы и общества, это – рутина, привычка, обычай, оно объективно и плюралистично. Легистский. Право - приказ (акт) суверена. Принудительно. Субъективно и монистично. Кодексы природы Фома Аквинский (1226-1274 гг.) Закон есть установление разума для общего блага, обнародованное тем, кто имеет попечение об обществе. Вечный закон (lex aeterna) есть сам божественный разум, управляющий миром. Вся вселенная образует совершенное общество, управляемое верховным разумом. Естественные законы – законы природы, направляющие каждую вещь к ее цели. Божественный закон дан в Откровении, поскольку человек устраивается в виду цели, превосходящей естественные его способности. Человеческий закон. Совершенные люди могут обходиться и без человеческого закона, для них достаточно и естественного закона. Но чтобы обезвредить людей порочных и неподдающихся убеждениям и наставлениям, необходимы страх наказания и принуждение. Несправедливы законы: а) не имеющие обязательных признаков закона (не запрещено исполнять); б) противоречащие естественному и божественному законам (запрещено исполнять). Учение Д. Локка о правовых состояниях Учение о нравственном минимуме права И. Кант сопоставлял право и нравственность как изоморфные системы внешнего и внутреннего регулирования. Немецкий государствовед Георг Еллинек (1851–1911) определял право как этический минимум. Объективно это – условия сохранения общества, поскольку они зависят от человеческой воли, т.е. Existenzminimum этических норм; субъективно – минимум нравственной жизнедеятельности и нравственного настроения, требующийся от членов общества. По мнению Еллинека, право есть совокупность таких нравственных требований, которые в данную эпоху у данного народа признаются безусловно необходимыми для существования общежития, без которых общежитие сделалось бы невозможным. Право будет составлять как охраняющий момент минимум норм определенного общественного строя, т.е. обнимать те нормы, которые обеспечивают неизменное существование последнего. Если в десяти заповедях, которые составляют основание этических понятий современных культурных народов, оставить в стороне заповеди, говорящие об отношении человека к Богу, в нем окажутся, главным образом, те основные нормы, на которых покоится правовой порядок всякого сколько-нибудь цивилизованного народа. «Не убивай, не кради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй». То есть, посредством этих заповедей охраняются и поддерживаются святость семьи, неприкосновенность личности, собственности, брака, основывающегося на вере в честное слово нравственного и материального оборота. Буддийские заповеди, которым должен следовать каждый мирянин, точно так же предписывают не убивать ничего живого, не красть; соблюдать целомудрие и не лгать. Эти основные заповеди подавляют безграничное эгоистическое стремление в такой степени, чтобы оно не угрожало существованию всеобще-необходимых социальных учреждений и благ. Чем дальше идет культурное развитие какого-либо народа, тем становится больше число таких норм, необходимых для сохранения целого и частей, тем, поэтому, шире нравственный базис права. В.С. Соловьев. Право, при полном отделении его формальных понятий и учреждений от их нравственных принципов и целей, потеряло бы свое безусловное нравственное основание и в сущности уже ничем более не отличалось бы от произвола. Право – низший предел, минимум нравственности, равно для всех обязательный. Право есть требование реализации минимального добра (или порядка, не допускающего известных проявлений или доли зла). Минимальное добро=Общее благо. Государство – собирательно-организованная жалость. Степень и способы реализации добра с помощью правазависят от нравственного сознания общества и от других исторических условий. Таким образом, право естественное становится правом положительным. Сферы права: естественное право и военное право; традиционное право и моральное право, теневое право и почетное (престижное) право, командное право и договорное право.
|