На деньги капиталист покупает средства производства и рабочую силу. Рабочий создает прибавочную стоимость в процессе производства своим трудом, который не оплачивается и присваивается капиталистом
рабочий день наемных рабочих делится на:
необходимое
|
| +
|
| прибавочное
|
|
рабочее время
| часов
| часов
| рабочее время
|
|
|
|
необходимый
|
|
|
| прибавочный
|
|
продукт
|
|
|
| продукт
|
|
заработная плата выдается
|
| прибавочная стоимость,
|
|
после затраченного труда
|
| получаемая капиталистом
|
|
До Маркса экономисты считали, что капиталисты получают прибыль в процессе товарного обращения, Маркс же показал, что ее создают рабочие, а капиталисты ее присваивают, не оплачивая прибавочный продукт, создаваемый трудом рабочих
Схема №13 Философская антропология К.Маркса
«Экономическо- философские рукописи 1844г.»
«Тезисы о Фейрбахе», «Немецкая идеология»
Человек- существо практическое
труд- сущность человека
Проблема отчуждения человека, его свободы и рабства
человек есть «ансамбль общественных отношений», его сущность обусловлена историей и социальными воздействиями
Человек, созидая предметы, реализует себя в природе, превращая ее в очеловеченную природу и опредмечивает самого себя, изменяет и самого себя
Духовный мир человека, его нравственность определяются не Богом и не природой, а общественной и исторической реальностью
Таблица №14 Философия иррационализма XIX века
|
| Философия жизни
|
|
| Экзистенциализм
|
|
А.Шопенгауэр
|
| Ф.Ницше
|
| С.Кьеркегор
|
|
критикует
|
| диалектику
| жизнь рассматривается
| критикует
|
| систему
|
Гегеля
| и
| отрицает
| как
| данность
| Гегеля за абстрактность,
|
закономерности
| в
| конкретного человека
| в которой
|
| затерялся
|
природе.
|
|
|
|
|
|
| человек
|
|
|
|
|
|
делит мир на части: мир
| цель
| философии-
| бытие
| человека
| есть
|
воли
| и
|
| мир
| помочь
| человеку
| индивидуальное
| бытие
|
представления;
|
| реализовать
| себя
| в
| «Я»
| и
|
| свобода-
|
|
|
|
| жизни
|
|
| возможность выбора
|
|
природа,
|
| общество,
| человек есть природное
| бытие
|
|
| человека
|
культура,
| человек-
| это
| существо
| и
| его
| завершается
|
| смертью,
|
хаос, майя,
| видимость.
| сущность
| составляет
| вызывающая
|
|
| острое
|
Это мир становления
|
| свобода
|
|
| переживания,
|
| страх,
|
|
|
|
|
|
|
| отчаяние
|
|
|
|
|
|
сущность
|
| вещей
| основу
| жизни
| развитие
| человеческого
|
составляет
|
| воля-
| составляет
| «воля
| к
| сознания
| проходит
|
|
абсолютное
| начало,
| власти»
|
|
| стадии:
|
|
|
|
|
|
причина самой себя
|
|
|
|
| эстетическое
|
|
| (цель-
|
|
|
|
|
|
|
| наслаждение),
| этическое
|
|
|
|
|
|
|
| (цель-долг),
| религиозное
|
|
|
|
|
|
|
| (цель- вера)
|
|
|
|
|
основу
|
| жизни
| учение
|
| о
| вера- парадоксальна,
| не
|
составляет
|
| «воля
| к
| «сверхчеловеке»
|
| совестимая
| с
| разумом,
|
жизни»
|
|
|
|
|
|
| она иррациональна
|
|
идеализм,
|
| пессимизм,
| нигилизм и переоценка
| экзистенциализм
|
|
|
волюнтаризм, фатализм
| ценностей
|
|
|
|
|
|
|
|
|