Просвещение
Идеи просветительства обусловлены научной революцией XVII в. (экспериментально-математическое естествознание было необходимо для стимулирования и развития производства), философскими материалистическими идеями Нового времени (Ф. Бэкона, Р. Декарта, Т. Гоббса и др.), выводящими на первое место рациональное мышление, подчинение веры разуму. Эпоха зарождения капиталистического способа производства требовала нового подхода к знаниям, обучению. Сторонники Просвещения считали возможным изменить общественное устройство согласно требованиям разума, путем просвещения, воспитания «особой породы людей». Наука в педагогике просвещения приобрела мировоззренческие функции, развитие нравственности и гражданственности ставились в зависимость от прогресса науки и искусства. Джон Локк (1632-1704) Англия - родина просветительства. Д. Локк - английский философ, просветитель, государственный деятель; в своих философ-ско-педагогических воззрениях отразил эпоху революционно-демократических преобразований в Англии и интересы нового формирующегося класса буржуазии. Ф. Энгельс назвал Локка «сыном классового компромисса 1688 г.». Он отстаивает социальные теории «естественного права» и договорную теорию происхождения государства. Джон Беллерс (1654-1725) Дж. Беллерс - английский экономист, социальный реформатор, утопист. По его мнению, всеобщее вовлечение граждан в труд ведет к росту благосостояния страны. В «Проекте учреждения рабочего колледжа всех полезных ремесел и сельского хозяйства» изложил пути изменения общества путем трудового воспитания, которое рассматривал во взаимосвязи с физическим и умственным развитием. Считал физический труд наиболее полезным для человека и общества. Такое образование все - бедные и богатые, люди разных возрастов - могли бы получить в воспитательно-образовательных учреждениях, совмещающих промышленное предприятие и школу. Его концепция воспитания была основана на принципе: «Не трудящийся да не ест!». Томас Пейн (1737-1809) Т. Пейн - просветитель, участник Войны за независимость в Северной Америке и Великой французской революции. Название его философского трактата «Век разума» стало синонимом эпохи Просвещения. В «Правах человека» выдвинул идею бесплатного всеобщего обучения. Считал, что не просвещение масс приведет к социальным преобразованиям, а социальные изменения создадут условия для равноправного свободного образования. Франсуа де Фенелон (1651-1715), Шарль Роллен (1661-1741) Ф. дё Фенелон, Ш. Роллен - французские предшественники просветительства, отразили в своих произведениях педагогические идеи деятелей общины монастыря Пор-Рояль, оплота янсенизма (движение янсенизма во Франции включало в себя борьбу за новую организацию школ, против практики иезуитской школы. Концепция приближается к идеям Р. Декарта о господстве разума над авторитетом) во Франции. Новый подход янсенистов к задачам школы опирался на философские идеи нового времени Р. Декарта. Организация школ была близка идеям Я. А. Коменского. Шарль Луи Монтескье (1689-1755) Ш. Л. Монтескье в «Духе законов» (1748) предложил заменить сословную школу системой демократического национального образования, воспитанием на идеалах конституционного государства. Его публикация положила начало борьбе за новые институты воспитания и образования.
|