АТРИБУТ ЖИЗНИ
Биология объясняет природопользование живых существ. Социология конкретизирует этот аспект жизни людей. Экономика исходит из идей названных наук, обособляя единство следующих элементов природопользования людей: ПОТРЕБНОСТИ ® БЛАГА ® ПОЛЕЗНОСТИ ® ПОТРЕБЛЕНИЕ. ПОТРЕБНОСТИ – конечный, внутренний мотив активности людей. Исследователи ХIХ века присвоили право на провозглашение «утилитарной революции» (революции в познании потребностей и благ в качестве экономического фактора). Зная об этом, следует помнить о том, что эти вопросы интересовали еще древних греков. Принцип «познай себя» требовал изучения потребностей людей, их желаний, мотивов, страстей и т.п. И многие исследователи, философы с древности посвятили этому свои усилия. У Платона имеется много важных положений о роли потребностей в жизни людей. Он подчеркивал, что «все люди подчиняются наслаждениям», а наслаждение - «это невольное побуждение» в жизни людей [105,Т.4,с.576]. Платон трактовал потребности как силу, которая создает совместные поселения людей, их обитание сообща, общество, государство [105,Т.3,с.130]. Имеются основания говорить и о попытках упорядочения им потребностей, вожделений, наслаждений [105,Т.4,с.573]. Он называет главные формы экономических потребностей: питание, одежду, жилье. Много по этому вопросу написано Ксенофонтом и Аристотелем. Особо отметим идею Ксенофонта о потребности нормальных людей в труде [61.с.212]. Обычно античные авторы анализировали наслаждения и делили их на вредные и полезные. Последние называли благом. Совокупность частных наслаждений в прошлом, настоящем и будущем считали счастьем [см. 38, с.119]. Лукреций в поэме «О природе» называл потребность движущей силой развития [см. 138,с.334]. Р. Декарт упорядочивал трактовку потребностей на уровне своего времени. Т. Гоббс называл общие с животными чувственные страсти: голод, жажда, похоть, гнев. «Природные потребности людей, - писал Дидро, - делают их зависимыми друг от друга, а разнообразие дарований, способствующее их взаимной помощи, связывает и объединяет их» [146, с.36]. «... Человеческая деятельность направляется удовольствиями» [117, с.51]. И. Бентама (1748-1832 гг.) признают обычно родоначальником утилитаризма. Гуманизм не исключает удовольствий, а учитывает важность мудрости, знания, счастья людей в качестве мотивов их поведения. «Ближайшее рассмотрение истории, - писал Гегель, - убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов, и лишь они играют главную роль» [27,с.20]. Фурье трактовал человеческие потребности (страсти) как проявление господствующего в мире общего закона тяготения. Социальным миром правит притяжение по страсти, а поэтому их необходимо раскрыть, описать, упорядочить, гармонизировать в качестве основы общества. «Как бы то ни было, - писал П.Ж. Прудон, - человек разделяет общую участь животных: он должен есть, т.е. потреблять, говоря экономически» [110, с. 204]. Показывая роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, Ф. Энгельс объяснял действия людей, исходя из их потребностей [79,Т.20,с.493]. «Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей» [79,Т.3,с.245]. Ф. Энгельс поставил также проблему объяснения того, как потребности людей отражаются в их головах, осознаются в качестве интересов, какую роль в этом выполняют мышление и материальные отношения людей. Тем самым потребности понимаются в качестве исходного, начала теоретического объяснения экономики. Имеется достаточно авторитетных мнений прошлых и современных исследователей, которые могут служить основанием для трактовки потребностей в качестве исходного, отправного начала объяснения экономического строя общества, того факта, что потребности людей, их природа и способ удовлетворения связывают их друг с другом [см. там же, с. 439]. «Подлинной наукой этой теории полезности является политическая экономия...» [там же, с.409]. Менгер попытался дать теорию потребностей. «... Человек со своими потребностями и своей властью над средствами удовлетворения последних составляет исходный и конечный пункт всякого человеческого хозяйства» [84,с.89]. Аналогично писал В. Зомбарт: «Исходным пунктом всей хозяйственной деятельности является потребность человека, т.е. его естественная нужда во благах» [51,Т.1,кн.1,с.43]. Люди - «рабы» своих потребностей. Человека определяют и насилуют его потребности, т.е. собственная его природа - совокупность потребностей и влечений [см. 79,Т.46,Ч.1, с. 192]. Монографии о потребностях дают содержательно многое по данному вопросу [см., в частности, 140]. Потребности - основа жизни. Но это не свидетельствует о том, что смысл жизни людей сводится к потребностям. Многие люди живут не ради потребления, а потребляют ради жизни. Такую идею высказывал и Телет. В частности, он писал, «удовольствие не является целью жизни». И далее: «Поэтому я не понимаю, как можно прожить счастливую жизнь, если считать счастьем одни удовольствия, … Если бы счастье в жизни следовало определять по обилию в ней удовольствий, тогда, как утверждает Кратет, вообще не было бы счастливых» [2, с 196-197]. В новое время Б. Спиноза называл рабством жизнь ради удовольствия, что составляет сущность потребительства. Особенно опасны прихоти субъектов. Потребности - все необходимое для жизни людей, атрибут (неотъемлемое свойство) жизни. Понимание потребностей зависит от изучения всего того, что нужно людям. В повседневной жизни люди стихийно осмысливают многие потребности. Теория потребностей призвана показать систему основных их форм.
Естественные (физиологические) потребности (надобности) существуют стихийно. Иные потребности - результат общественной жизни, воспитания. В зависимости от воспитания людей их потребности могут быть разумными и неразумными, например, курение. Каждая из этих групп потребностей может быть конкретизирована. Социальные (моральные) потребности: семья, друзья, общество, а духовные - самообразование, эстетическое восприятие мира, нравственность и т.д. Насущными потребностями называют потребности первой необходимости. К комфортным потребностям относят учебу, спорт, туризм и т.п. К роскоши относят более развитые формы потребностей. По мере общественного развития растут потребности людей. Этот факт обобщен наукой в качестве фундаментального экономического закона «возвышения потребностей». Потребности
Время Рассматривают и иные аспекты потребностей: жесткие и эластичные, обычные и модные, постоянные и меняющиеся, уменьшающиеся и растущие и т.п. Потребность в кислороде является жесткой - без ее удовлетворения нет жизни. Большинство же потребностей эластичны, и могут удовлетворяться в различной мере и даже совсем не удовлетворяться.
Потребности часто зависят от вкусов, о которых, как говорят, «не спорят». Вкусы могут быть постоянными и изменяющимися в разных направлениях. Чрезмерное потребление «растягивает желудок» и, тем самым, ведет к росту потребности. Целенаправленное развитие вкусов требует больших затрат труда, как и борьба с вредными привычками, возникшими от бездумья (курение, наркотики, выпивка и т.п.). Потребности людей определяют их жизнь. Они возникают из отношений людей к условиям жизни. Разные условия жизни и среды диктуют те или иные потребности, их структуру или разный смысл жизни. В меру их осознания они становятся интересами, а в меру обеспечения их платежеспособностью - спросом. Средством их реализации служат сделки (трансакции): потребность ® интерес ® спрос ® сделка. Многообразны идеологические подходы к роли потребностей в жизни людей. Гедонизм ставит на первое место животные потребности людей (примат плоти), а платонизм (другая крайность) - духовные (примат духа). Философская школа киников, бывшая популярной 2000 лет назад, проповедовала опрощение, преодоление страстей как средство стать независимым от общества. Особенно прославился этим Диоген. Нечто аналогичное было присуще философии стоицизма и эпикурейства, а потом и религиозным движениям (францискианство и др.). Утилитаризм (потребительство) преувеличивает значение материальных потребностей по сравнению с духовными. Потребительское общество имеет свои законы развития [см. 79, Т.42,с.128-134] БЛАГА. Существуют два подхода при обозначении средств удовлетворения потребностей. Последние называют или «полезностями», или «благами». Эти слова можно считать синонимами, но при более строгом объяснении они оказываются именами (названиями) разных понятий. Можно привести различные аргументы в пользу каждого из существующих употреблений этих терминов. Следует согласиться с Платоном о существовании таких благ, которые не полезны. «Благо вообще есть нечто, приносящее пользу, в частности же сама польза или то, что с нею едино» [38,с.275]. Платоновская школа давала следующее определение: «Благо - то, что существует ради него самого» [71,Т.4,с.618]. Наука уделяет много внимания благам. Этика сформировалась в определенной мере как наука о благах, что можно видеть у Платона, в систематике наук Ф. Бэкона и даже в современных ее изложениях. Исторически первые рассуждения, дошедшие до наших дней по этому вопросу, находим в диалогах Платона. Древних греков интересовали вопросы этики при пользовании ресурсами жизни, а поэтому они рассуждали о них. Платон писал о благах как исходном мотиве деятельности людей. По его мнению, на идею блага «должен взирать тот, кто хочет сознательно действовать как в частной, так и в общественной жизни» [105, Т.3, с.298]. У него благами являются счастье, рассудительность, удовольствие, наслаждение, радости и др. Платон в диалогах «Протагор» и других вел речь о благах, называя даже то, что не полезно людям и что совсем бесполезно: «- О том ли ты говоришь, Протагор, что никому из людей не полезно, или о том, что вообще бесполезно? И подобные вещи ты называешь благом? - Ничуть, - сказал Протагор, - но я знаю много таких вещей и кушаний, и напитков, и снадобий, и еще тысячу предметов, - из которых одни бесполезны людям, другие полезны. А кое-что из того, что людям ни полезно, ни вредно, полезно лошадям, другое полезно только быкам, третье - собакам, четвертое - ни тем, ни другим, зато полезно деревьям. Да и там одна и та же вещь для корней хороша, а для ветвей плоха, как, например, навоз: для всех растений, если обложить им корни, он хорош, а попробуй накидать его на побеги и молодые отростки - и он все погубит; оливковое масло для всех растений вещь самая вредная, да и волосам животных оно величайший враг, а для волос человека, да и для всего тела оно целебно. Благо до такой степени разнообразно и многовидно, что и тут одна и та же вещь при наружном употреблении есть благо для человека, а при внутреннем - величайшее зло...» [105,Т.1,с.445-446]. Платон считал благом и то, что не полезно: «- А не то ли есть благо, что полезно людям? - Клянусь Зевсом, - сказал Протагор, - я лично называю благо благом, даже если оно и не полезно людям» [Там же]. «... Поскольку представляется необходимым, чтобы имущество как таковое было полезным, и то, что мы называем имуществом, является неким родом полезных вещей, остается посмотреть, ради какой пользы полезно пользоваться этим полезным имуществом» [105,Т.4,с.567]. «... Одна и та же вещь бывает для одного и того же дела в одних случаях полезной, а в других - нет» [там же, с.568]. Аристотель содержательнее рассматривал значение ресурсов в жизни людей. Благами он считал средства к жизни. Он писал о том, что нужда определяет образ жизни людей [см.: 8,Т.4,с.389]. Последующая история познания богата свидетельствами внимания общества к данному аспекту жизни людей. Многие версии экономических теорий начинаются, так или иначе, с объяснения ресурсов (или экономических благ, или факторов производства). Можно утверждать, пока проблема ресурсов не заняла достойного места в экономической науке. Особенно это видно при обсуждении актуальных проблем современной экономики, например, маркетинга, когда специалисты вынуждены определять свое понимание этих фундаментальных вопросов экономики. В то же время в экономической науке уже имеется все необходимое для теоретического объяснения всех этих аспектов жизни. Аристотель ставил вопрос: «В каком же тогда смысле говорят «блага»? [там же, с.61]. Благо он определял «как то, к чему все стремятся» [там же, с.54]. «Филеб утверждает, что благо для всех живых существ - радость, удовольствие, наслаждение и все прочее, принадлежащее к этому роду; мы же оспариваем его, считая, что благо - не это, но разумение, мышление, память и то, что сродни с ними: правильное мнение и истинные суждения» [105,Т.3,с.7]. В «Государстве» Платон благом называл и красоту, и богатство, и телесную силу, и влиятельное родство. Для Платона благо - это не только удовольствия. «Те, кто определяет благо как удовольствие, меньше ли исполнены заблуждений? Разве им не приходится признать, что бывают дурные удовольствия?» [там же, с.287].
Много по данному вопросу написал Дж. Локк. Блага - жизнь, свобода, телесное здоровье, отсутствие физических страданий, владение внешними вещами (земля, деньги, утварь) [см.: 71,Т.3,с.94]. Дж. Локк отмечал многообразие мнений по данному вопросу и длительность этой дискуссии: до новой эры Варрон приводил более двухсот мнений философов о сущности высших благ [см.: 71,Т.3, с.34]. Одновременно отмечал он и закономерные последствия использования благ: «Изобилие благ ведёт за собой волнение, пресыщение, пьянство...» [там же, с. 57]. «Государство - это общество людей, установленное единственно для сохранения и приумножения гражданских благ. Гражданскими благами я называю: жизнь, свободу, телесное здоровье и отсутствие физических страданий, владение внешними вещами, такими как земли, деньги, утварь и т.п.» [там же с. 94]. “ … Одна и та же вещь в одно и то же время может быть и хорошей и дурной, равно как и безразличной. Музыка, например, хороша для меланхолика, дурна для носящего траур, а для глухого она ни хороша, ни дурна” [127, Т.1, с. 523]. Шопенгауэр называл высшими земными благами здоровье, глубокий мир сердца и совершенное спокойствие духа. Благом (по Марксу - потребительными стоимостями [см.: 79, Т.23, с.47 и 188]) называют категорию в аристотелевском смысле слова - все, что может потенциально служить удовлетворению любых потребностей организма. В простейших случаях блага оказываются невещественными - свет, лучи солнца, услуга, общение людей. Благами называют и вещественные полезности, начиная с воздуха и воды. Те блага, которых в мире больше, чем потребность людей в них, называют свободными, а те блага, которых меньше, чем потребности в них, называют экономическими или ограниченными. Экономические блага - это факторы производства, ресурсы. Ресурсы могут быть дарами природы, но, чаще всего, они - продукт труда. В простом виде ресурсы выступают в виде полезных ископаемых, флоры, фауны, воды и других. К ресурсам относят и самих людей, когда рассматривают факторы экономического развития. Таковыми считают и финансовые средства. Экономическая деятельность обычно предполагает создание определенных запасов для обеспечения нормального хода производства. Особой формой запасов являются резервы (прил. 3). Экономические блага редкость® ограниченность® дефицитность ® дискриминация Редкость природных веществ характеризует их распространенность в природе и обществе. Редкие предметы могут быть изобильными ввиду того, что они не нужны людям [см. 48, с.24]. Широко распространенные ресурсы могут быть ограниченными по сравнению с потребностями общества в них. В настоящее время обществу приходится задумываться даже о достаточности кислорода в воздухе для обеспечения нормальной жизни. Тем более это касается других ресурсов. Недостаточность благ стала причиной возникновения экономической науки. Ограниченность ресурсов существовала всегда. В условиях рынка она принимает форму дефицита - недостатка товаров по сравнению со спросом на них. «... Дефицит - общая проблема, с которой сталкиваются как богатые, так и бедные страны» [150,с.3]. Острота дефицита, конечно, может быть различной: кому-то не хватает хлеба, а другим - черной икры на хлеб. Дефицитом могут быть сами ресурсы, но, чаще всего, дефицитом оказывается средство для их приобретения. В общественном сознании идет борьба о том, какой дефицит гуманнее: товаров или денег? Популистские мнения, чаще всего, склонны оправдывать дефицит товаров, но рациональнее дефицит денег. Конкретный экономический анализ позволяет выяснить в каждом конкретном случае должную пропорцию между этими двумя формами дефицита. Дефицитность благ ведет к дискриминации определенных потребителей - созданию условий, при которых они не потребляют эти блага.
Люди сохраняют ресурсы. Высшей формой запасов можно считать резервы, создаваемые фирмами и странами на непредвиденные случаи - стихийные бедствия, социальные потрясения. Будущие блага могут быть различными. Если считать интеллект благом, то обучение представляет развитие будущей способности самостоятельного мышления, скажем, умножения чисел. Остальные блага имеют значение в данный момент времени, являются настоящими. Из них выделяют косвенные или производственные блага, то есть те, которые используют для производства других благ. Остальные блага - потребительские. Из них выделяют долговременные, например, жилье, мебель, которые служат обычно многим поколениям людей. Иные блага - недолговременные, в том числе разового пользования, включая продукты питания.
Различают блага и с точки зрения их соотнесения друг с другом: на взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). К первым относят такие блага, которые в той или иной мере заменяют друг друга, например, масло и маргарин, сахар и конфеты. Взаимодополняемые блага предполагают наличие друг друга, например, автомобиль и бензин. Многие блага в какой-то мере взаимодополняют друг друга и конкурируют друг с другом. Систематизацию благ еще предстоит произвести науке. В западной экономической мысли синонимом благ обычно считают продукты и товары. На самом деле их различие существенно. Между потребностями и благами существует противоречие. Обычно потребности считают безграничными, а блага - ограниченными. Данное противоречие - наиболее фундаментальное в общественной жизни. Оно действует различно в зависимости от типа природопользования, способа удовлетворения потребностей. Особенно остро оно в условиях рынка: ПОТРЕБНОСТИ «БЛАГА (БЕЗГРАНИЧНЫЕ) (ОГРАНИЧЕНЫЕ). Такая противоречивая трактовка потребностей и благ фантомная, т.е. является предельной идеализацией. Прежде всего, свободные блага, по определению, не ограничены. Одновременно, потребности людей ограничены, что известно с Платона и Аристотеля. Абсолютизация беспредельности потребностей всех людей обоснована апологетикой интересов тех людей, у которых возникла жажда к наживе, обогащению. Этот факт указал уже Аристотель. С искусством наживать состояния «связано представление, будто богатство и нажива не имеют предела» [8,Т.4,с.393]. «... Все занимающиеся денежными оборотами стремятся увеличить количество денег до бесконечности» [там же]. Нажива денег беспредельна, но она - удел мизерной доли населения. Большинство населения обеспечивает удовлетворение своих потребностей, которые не «беспредельны» [см. там же]. «Потребление предметов первой необходимости ограничено, потребление же предметов роскоши не имеет границ» [180, с. 28]. Безграничны потребности к деньгам у тех, кем овладела жажда денег, начиная со «скупых рыцарей». Общество, в котором такая жажда овладеет всеми, погибнет сразу же. Ближе к истине следующее положение С.Ю. Витте: «Потребности людей представляют двоякий характер: они ограничены в объеме и не ограничены в числе» [18, с.46]. Ограниченность основных благ является причиной необходимости их распределения, изучения поведения людей при выборе ими тех или иных благ, что и становится объектом экономической науки (причиной ее возникновения): ограниченность ® необходимость ® поведение ® экономическая благ их распределения людей при наука. их выборе Уровень обеспечения благами определяет уровень счастья человека. Бедность, нищета свидетельствуют о недостатке благ. Их достаток - благосостояние порождает богатство, а в условиях рынка богатство приобретает форму капитала: благосостояние ®богатство ® капитал. По мере общественного прогресса общество раскрывает многообразные способы употребления благ [см. 79,т.23.с.43-44].
ПОЛЕЗНОСТИ. Слово «полезности» - омоним. Существуют две основные трактовки смысла данного слова: объективная и субъективная. Объективная концепция отождествляет блага и полезности: не может быть блага вне полезности. Эта концепция высказана «первым экономистом общества» - Ксенофонтом. У каждого блага имеется много полезностей. Открытие специфических полезностей благ есть результат исторического развития общества. Благо есть полезность, и остается неизменным в процессе потребления. Например, уголь представляет топливо определенного качества, которое сохраняется неизменным во всех своих частях. Его качество измеряют теплоспособностью, калорийностью. Предполагается, что уголь может быть использован для различных целей: не только как топливо, но и как сырье для химической промышленности. Его можно использовать и во вред каким-то потребностям, если его бросить, скажем, в пищу. Субъективная концепция смысла слова рассматривает благо как объективное потенциальное явление, а полезность - субъективное, с точки зрения его потребления, как удовольствие. В таком случае благо само по себе неполезно. Полезность блага проявляется в потреблении - в удовлетворении, удовольствии, вызванном потреблением блага. Полезность одного и того же блага в процессе потребления уменьшается по мере насыщения человека. Полезность блага зависит от степени удовлетворения потребности человека: сытому человеку бесполезен любой деликатес. Полезность одного и того же количества блага уменьшается в процессе потребления. Она падает и может принять даже отрицательное значение: лишнее лекарство часто оказывается не средством лечения, а ядом, который может убить человека. «... Полезность не может быть ни обнаружена, ни измерена...» [150,Т.2,с.59]. Лауреат Нобелевской премии Р. Коуз считал ее вымышленной сущностью, играющей ту же роль, что когда-то эфир в физике [см. 6, с.34]. Удовлетворения ® Удовольствия ® Наслаждения ® Страсти Полезность - удовлетворение, удовольствие и т.п., получаемое субъектом от потребления благ. Такая трактовка полезности ограничивает ее только продуктами питания. Ранжированная полезность показывает субъективное мнение об относительной полезности одного блага по сравнению с другим. Количественная полезность благ измеряется тем или иным образом непосредственно, например, теплотворная способность разных источников топлива. Различают общую (совокупную) полезность определенного количества блага, которая растет, и единичную полезность долей блага, которая падает в процессе потребления. Полезность благ количественная ® ранжированная (объективная) (порядковая, субъективная) совокупная ® предельная (общая) (единичная) │ │ Названные концепции в какой-то мере дополняют друг друга, отображая те или иные аспекты потребления. Полезность действительно проявляется в потреблении и характеризует благо. В то же время удовольствие и благо - не одно и то же, что следует признать вслед за Сократом: «Удовольствие и благо - одно и то же? - Нет, не одно и то же... Надо ли стремиться к удовольствию ради блага или к благу ради удовольствия? - К удовольствию ради блага. - Удовольствие - это то, что, появляясь, дает нам радость, а благо - то, что своим присутствием делает нас хорошими? - Совершенно верно» [105,Т.1,с.551]. Ксенофонт говорил об удовольствии от труда [см.: 61, с.212], а Аристотель - и от мышления [см.: 8,Т.1, с.310]. ПОТРЕБЛЕНИЕ. Устанавливая смысл слов «блага», «полезности», следует иметь в виду тот факт, что для ФТЭ эти явления важны в самом общем виде как условие для потребления. Потребление - процесс использования благ для удовлетворения потребностей. Соответственно природе потребностей и полезностей потребление может быть в различных формах. Потребление зависит от возникающих между людьми отношений, являющихся спецификой общественной жизни людей. «Животное не «относится» ни к чему и вообще не «относится»; для животного его отношение к другим не существует как отношение» [79,Т.3,с.29]. Особое значение в жизни общества имеют отношения между людьми по поводу используемых ресурсов - материальные отношения. Последние - главный объект познания ФТЭ.
Основные типы материальных отношений могут быть названы различно, как и представлены по-разному (иную версию трактовки основных форм природопользования смотри прил. 4). В ХХ веке потребление представляет единство основных секторов: естественного, натурального, рыночного, пострыночного (общественные блага). Они различаются способами решения главных экономических вопросов: КТО, ЧТО и КАК производит, КОМУ и НА КАКИХ УСЛОВИЯХ передает продукт труда. Главной формой потребления является рыночный сектор экономики. Ему следует уделить основное внимание. Важно осмысливать основные типы потребления в условиях рынка [см.:169,Т.3, Ч.1. с.58-61].
Простые люди живут на основе витального, а элита - на основе престижного потребления («потребление ради потребления»), верхушка общества - статусного (имиджевая культура уже породила индустрию имиджирования). Современная экономическая наука уделяет много внимания этим формам потребления, обособляя товар Гиффина и Веблена.
|