Присоединение Западной Сибири к Русскому государству.
Главное занятие пришлых тюркских племен - скотоводство, но в новых условиях хозяйство их подверглось некоторым изменениям. Скотоводство оставалось основной отраслью в степной и лесостепной зоне, в северных районах татары перешли к рыболовству и пушной охоте. Известно было и земледелие, но в ограниченных размерах. Скотоводы обрабатывали небольшие участки весной, перед откочевкой на летние пастбища, сеяли ячмень, полбу, овес, а возвращались к своим полям только во время жатвы. Большинство татар перешло к полукочевому быту. Жилищем служили войлочные юрты или войлочные кибитки, поставленные на телегах; зимою жили в землянках. Одежду шили из шкур домашних животных, войлока, холста, вытканного из волокон крапивы. Умели обрабатывать шкурки птиц, снятые вместе с перьями (нырков и гагар), шили из них нарядные теплые шубы и шапки. Богата и разнообразна была народная литература татар, значительную ее часть составляли лирические и плясовые песни, волшебные и бытовые сказки. Знатоки-сказители передавали из уст в уста исторические предания и легенды, сказания о богатырях. Религиозные представления сибирских татар близки верованиям других народов Западной Сибири. Развит был культ духов-«хозяев», из них особенно почитали «хозяина дома», «хозяина тайги» и «хозяина воды». Существовал культ деревьев, «священные» березовые рощи тщательно оберегали от порубок. Каждая семья имела своих духов-охранителей, их изображения вырезали из дерева и помещали в юрте на самом почетном месте. Болезни и несчастья приписывали действию злых духов. Чтобы изгнать их, обращались за помощью к шаманам, которые устраивали обряд, называемый камланием. Большим почетом пользовались колдуны-«отгадыватели», которые предсказывали будущее по колебанию тетивы лука. Для защиты от злых духов носили амулеты, часто сделанные из когтей и зубов медведя. В XV-XVI вв. среди сибирских татар стала распространяться новая религия - ислам, но преимущественно среди верхушки общества.
С XIV в. появлялись укрепленные городки, центры управления населением и военно-опорные пункты господствующего класса. Ряд городков возник на торговом пути вдоль Иртыша, по которому проходили торговые караваны из Средней Азии на Урал и далее в Поволжье. В городах оседала татарская верхушка и люди, обслуживавшие торговлю. Так выросли городки Чимга-Тура (возле современной Тюмени); Кашлык - в устье реки Тобола, Кызыл-Тура - при впадении Ишима в Иртыш.
В результате вторжения скотоводческих племен в начале II тысячелетия на территории Омского Прииртышья формируются тюркоязычные группы населения, впоследствии объединенные под названием сибирских татар.
После включения в состав Русского государства Поволжья и Приуралья создались благоприятные условия для дальнейшего продвижения русских на восток. В середине XVI в. на Сибирское ханство повел наступление сын узбекского правителя Кучум. Сибирские ханы Едигер и Бекбулат пытались заручиться поддержкой Русского государства. Их послы, прибывшие в Москву, просили Ивана IV, чтобы «всю землю сибирскую взял на свое имя, и от сторон ото всех заступил, и дани свою на них наложил». Таким образом они признали себя вассалами русского царя и обязались платить дань. Однако военной помощи они не получили, так как Россия вела в это время тяжелую Ливонскую войну. В 60-х годах Кучуму, поддержанному ногайскими ханами, удалось захватить власть в Сибирском ханстве. Вначале он признал себя вассалом русского царя, но вскоре прекратил уплату дани и предпринял открытые враждебные действия. Нападениям подвергались поселения ханты и манси, зависимых от Русского государства, начались вооруженные набеги на русские поселения. Страх перед появлением всадников в мохнатых шапках, которые все жгли и уничтожали на своем пути, держал население Зауралья в постоянной тревоге. В Приуралье находились огромные владения купцов Строгановых, которым царь разрешил нанимать отряды казаков для охраны их имений и завоевания пограничных сибирских земель. В 1574 г. они получили жалованную грамоту, закреплявшую за ними земли восточнее Урала, находившиеся на территории Сибирского ханства. В 1581 г. большой наемный казачий отряд во главе с Ермаком Тимофеевичем двинулся на восток. Перевалив Уральский хребет, казаки пошли вниз по р. Тагилу, добрались до р. Туры и здесь вступили во владения Кучума. Возле устья р. Туры на пути казаков стали отряды шести татарских князей. Бой продолжался несколько дней и закончился победой Ермака. Казачий отряд шел далее по р. Тоболу, непрерывно сражаясь с татарами. Возле урочища Караульный Яр, где река сужается между крутых берегов, по приказу Кучума Тобол был перегорожен железной цепью, а поблизости расположилась засада. По преданию, Ермак посадил на струги чучела в казачьей одежде, а сам с главными силами сошел на берег и неожиданно обрушился с тыла на подстерегавших его врагов. Хитрость удалась, татары были разбиты. Но главные силы Кучума находились впереди. Огромное войско во главе с племянником хана Маметкулом ожидало казаков в месте, называвшемся юрты Бабасана. Здесь кровопролитное сражение длилось пять дней, но казаки снова одержали победу. Отступившие отряды Маметкула соединились с войском самого Кучума и расположились на Чувашском мысу, прикрывающем дорогу к столице Сибирского ханства городу Кашлыку. В устье Тобола Ермак захватил небольшой укрепленный городок и превратил его в опорный пункт для завоевания Кашлыка. Как сообщает летопись, войско Ермака окружили в это время полчища татар, в 10-20 раз превосходящие его силы, 23-25 октября 1582 г. здесь развернулась решающая битва. Казаки опять вышли победителями, разгромив войско Маметкула. Кучум с ближайшими родственниками и мурзами, захватив лишь наиболее ценное имущество, бежал в Ишимские степи. 26 октября казаки вошли в город Кашлык и увидели здесь «оставшегося имения и богатства множество и хлеба». Взятие Кашлыка - важнейший рубеж в освоении Сибири. Непрочное Сибирское ханство рухнуло. Ханты, манси и некоторые татарские улусы обратились к Ермаку, изъявляя желание принять русское подданство. Огромная территория нижнего Приобья вошла в состав Русского государства. В 1583 г. были подчинены земли до устья Иртыша; летом люди Ермака дважды собирали ясак пушниной. Успешно продолжалась и борьба с татарскими феодалами, не сложившими оружия. Казакам удалось разгромить и взять в плен царевича Маметкула. В 1584 г. из Москвы к Ермаку было отправлено 300 служилых людей во главе с воеводами Семеном Волховским и Иваном Глуховым. Служилые люди добрались до Кашлыка к зиме и почти без продовольствия. Зимой казаки голодали, от голода и болезней отряд уменьшился наполовину. «Мнози от гладу изомроша Московски вои и казацы, и воевода князь Семен Болховский тож умре», - читаем мы в летописи. В 1585 г. в Иртышских степях появился Кучум, собравший новые силы для борьбы с Ермаком. Чтобы выманить казаков из укрепления, Кучум стал распространять ложные слухи о том, что татары задержали торговый караван бухарцев, направляющийся к казакам. Ермак с отрядом в 150 человек отправился вверх по Иртышу и дошел до устья р. Шиш (на территории нашей области). Каравана не было. Возвращаясь обратно, казаки забыли о мерах предосторожности. Выследивший казаков Кучум 6 августа 1585 г. внезапно напал на отряд Ермака, расположившийся на ночлег у устья реки Вагая. Почти все казаки и сам славный атаман погибли. В Кашлыке оставалось не более 150 человек. Получив известие о гибели отряда и атамана, казаки покинули Кашлык и вернулись на Русь. Но эти события не остановили продвижения русских в Сибирь. Уже в 1586 г. были отправлены новые отряды служилых людей и началось планомерное освоение Западной Сибири. В конце XVI в. были основаны первые русские города. В 1586 г. был заложен город Тюмень. Отсюда вышел отряд во главе с Данилой Чулковым для строительства укрепления в устье Тобола. В 1587 г. здесь, недалеко от бывшей столицы Кучума, был построен город Тобольск, который надолго стал столицей Сибири. От Тобольска линии укрепленных городков уходили дальше на восток, север и юг. Они служили опорными пунктами для охраны и управления местным населением, а вскоре стали обрастать русскими поселениями.
Мирному продвижению русских мешал Кучум. По приказанию царя тарские воеводы вступили в переговоры с ханом, пытаясь урегулировать отношения мирным путем; ему предлагали прекратить набеги и принять русское подданство, обещая кочевья по Иртышу. Многие родичи Кучума давно служили русским. Но Кучум не собирался складывать оружия и искал новых союзников для борьбы с Россией. В 1598 г. отряд служилых русских людей во главе с Андреем Воейковым разгромил войско Кучума, напав внезапно на его стойбище на реке Ирмени (левого притока Оби). Сам Кучум с горсткой воинов бежал, но вскоре был убит. Разгром Кучума положил конец разорительным набегам и способствовал добровольному переходу под власть России ряда племен, живших в лесостепной полосе Западной Сибири.
В конце XVI и в XVII вв. русские устремлялись в северные таежные районы крестьянского населения Западной Сибири, богатые пушниной. Появление постоянного русского населения в Сибири, военных гарнизонов поставило задачу снабжения их продовольствием, прежде всего хлебом, доставка которого из-за Урала стоила дорого. Поэтому правительство потребовало от сибирских воевод заведения пашни возле крепостей. За Урал потянулись крестьяне из Центральной России, составившие впоследствии основную массу русского населения Сибири. Земледельческое население пополнялось также за счет ссыльных. В XVII в. основная масса ссыльных шла в Сибирь. Крестьяне селились на землях, не занятых местным, нерусским населением. Но эти земли имели хозяина в лице государства. Переселенец получал участок земли для личного «собинного» хозяйства и «подможные» деньги: «на подъем, на дворовое строение, на платье и всякий обиход, хлеб, скот и инвентарь (сошники, косы, серпы)». За все это крестьянин обязан был обрабатывать в пользу государства участок земли (обычно в 2,5 десятины), так называемую государеву десятинную пашню. Часть крестьян вместо обработки десятинной пашни вносила оброк хлебом. Новые поселенцы основывали небольшие деревни в два-три двора, которые постепенно разрастались. Некоторые из больших деревень превращались в сельскохозяйственные центры - слободы. Несколько деревень объединилось в волости. Для управления крестьянскими слободами и волостями назначались приказчики. Они имели огромную власть: определяли размеры «собинных пашен», следили за тем, как обрабатывается земля, заставляли крестьян делать разные «государевы изделия» - строить овины, риги, амбары для хранения зерна, имели право «смирять», т. е. наказывать непокорных. Таким образом, переселенные в Сибирь государственные крестьяне Поморья, крестьяне, бежавшие от помещиков, посаженные на землю ссыльные и монастырские крестьяне превращались в однородную массу сибирских государственных крестьян.
В центральных районах страны в это время господствовала паровая система земледелия в форме трехполья. В Западной Сибири в XVII в. широко распространился перелог: участок пашни засевали несколько лет подряд, когда земля истощалась, расчищали и распахивали новый. Земледелие развивалось и у местного татарского населения, которое начало постепенно перенимать орудия и умения русского крестьянина. К концу XVII в. Сибирь уже кормила себя хлебом. Из районов Западной Сибири хлеб вывозили во вновь осваиваемые земли. Наряду с земледелием важную роль в хозяйстве играло скотоводство. Крестьяне занимались также рыболовством и пушным промыслом. Служилые люди из Тары разведали несколько соляных озер в верхнем течении Иртыша. Наиболее крупным были здесь Ямышевское и Коряковское озера, где стали добывать соль. Тара обеспечивала солью все население Западной Сибири. Ремесло развивалось очень слабо. Большинство предметов обихода крестьяне изготовляли сами в своем хозяйстве: изделия из дерева, веревки, холсты для одежды и т. д. Большую часть необходимых промышленных товаров (ткани, металлические вещи т. д.) привозили из европейской части России.
В XVII в. Тара была военным укреплением, которое постепенно превращалось в центр торговли. Через город проходила дорога на Томск и Енисейск, водный путь по Иртышу. Сюда часто наведывались купцы из Средней Азии, проходившие со своими караванами в Тобольск. С Ямышевских озер в город везли соль, из таежных районов - меха. Ремесло в городе было развито слабо. Таре подчинялись татарские улусы от Тобольска до Барабинской степи. Тарские воеводы собирали ясак и «поминки» - принудительные поборы для царя. В начале XVII в. северные лесостепные попытки районы нашей области были прочно закреплены за Русским государством. Разведаны были и южные земли в верхнем течении Иртыша. Здесь и земли были плодороднее, и климат мягче. В 1627 г. тарские воеводы, обращаясь к царю, просили разрешения построить крепость в устье Оми, которая стала бы промежуточным пунктом между Тарой и районами добычи соли. Посланные из Тары для обследования местности казаки сообщали: «На устье реки Оми острог поставить мочно, место хорошо и лесу, де, близко много». В 1628 г. издан был царский указ о постройке острога у устья Оми. Но построить крепость не удалось. Продвижение в верховье Иртыша оказалось невозможно из-за обстановки, сложившейся в южных степях. С начала XVII в. в южные степи вторглись западные монголы. В 30-х годах XVII в. они объединились и создали могущественное военно-феодальное Джунгарское ханство с центром в Западной Монголии. Джунгарские феодалы стремились распространить свою власть на всю территорию Казахстана, Алтая и Хакасии. Они объявили себя владельцами соляных озер на верхнем Иртыше. За солью теперь приходилось снаряжать большие вооруженные отряды. В пограничных районах джунгары нападали на население, угоняли в плен людей, грабили торговые караваны. Часть населения, кроме ясака в царскую казну, вынуждена была платить дань и джунгарам. Русское правительство всеми мерами стремилось сохранить с Джунгарией мирные отношения. Сибирские власти старались удержать жителей пограничных уездов от ответных набегов на владения джунгар. Такая политика русского правительства нередко вызывала недовольство со стороны жителей пограничных владений. Случались и открытые выступления против русских воевод. Крупное выступление барабинских татар против непосильных поборов произошло в 1628 г. Барабинские татары, поддержанные джунгарами, осадили г. Тару. Во второй половине XVII в. отношения с джунгарами несколько улучшились. Устанавливались торговые связи, выгодные и для кочевников, и для русских. В районе Ямышевского озера устраивались ярмарки. Присоединение Западной Сибири было вызвано экономическими потребностями развивающегося Русского государства. В беспримерно короткий срок была освоена огромная территория, установились нормальные условия жизни в восточных районах страны. Казна получала из вновь присоединенных земель высоко ценившуюся пушнину. Вхождение народов Западной Сибири в состав Русского государства имело для них большое прогрессивное значение. Присоединение к могущественному государству избавило население Сибири от угрозы разорения со стороны кочевых народов. Навсегда прекратились межплеменные раздоры и войны, которые вели и к взаимному истреблению сибирских племен и народностей. Развивающиеся связи с европейской частью России открыли перед народами Сибири новые возможности экономического развития. Особенно благотворную роль сыграло переселение в Сибирь русских людей. Русские крестьяне приносили в Сибирь свои высокие земледельческие навыки и опыт. Быстро развивалось земледелие. Содружество с русскими, приобщение к русской.культуре определили более быстрое культурное развитие коренных народов Западной Сибири.
Документ:
|