Памятники археологии Среднего Прииртышья, первобытнообщинный строй.
Омск, как и у большинство городов России, имеет долгую предысторию, оставленную первобытными племенами, селившимися на земле будущего города ещё в каменном веке (VI–IV тысячелетие до н.э.).
Главная причина относительно позднего заселения Западно-Сибирской равнины кроется в геологических особенностях данного региона. Здесь практически полностью отсутствовало качественное каменное сырье, пригодное для изготовления орудий труда. Люди пользовались теми небольшими запасами камня, которые они принесли с собой с окружающих территорий (с Урала, либо из Северного Казахстана). Особенно сильно отсутствие сырья чувствовалось на территории Обь-Иртышского междуречья. Долгое время была распространена точка зрения о том, что главной причиной относительно позднего освоения человеком Западно-Сибирского региона было его затопление огромным древним озером-морем, образовавшимся вследствие запруды ледниковым панцирем на севере стока западносибирских рек. Новейшие методики исследования позволили заключить, что такого огромного озера-моря просто не существовало. Однако вопрос о существовании древнего озера-моря, покрывавшего Западно-Сибирскую равнину в эпоху верхнего палеолита, до сих пор остается дискуссионным в исторической науке. Климат и природа того времени значительно отличались от современных. Часть северной Сибири была покрыта мощным ледниковым щитом, по окраинам которого начиналась тундра с многочисленными озерами и болотами, редкими перелесками карликовой березы и кустов полярной ивы; южнее простирались холодные степи. Озера и болота кормили массу водоплавающей птицы. Наиболее типичными представителями фауны эпохи верхнего палеолита на территории Западно-Сибирской равнины являлись мамонт, северный олень, медведь, бизон и шерстистый носорог. Все эти животные были промысловыми видами для древних охотников, которые использовали их мясо в пищу, а шкуры и кости для других целей. Конечно, наибольшую ценность для охотников того времени представляли мамонты. Судя по останкам, обнаруженным на некоторых стоянках, доля костей мамонта превышает 90% всех костей животных. О мамонтах современной науке известно уже очень многое. Эти данные получены не только на основании анализа тысяч разрозненных костей и многих десятков более или менее целых скелетов мамонта, но и при изучении целых туш, которые не раз находили в слое вечной мерзлоты на севере Сибири.
Охота на крупных животных являлась главным средством существования человека. Но, судя по костным остаткам, также употребляли в пищу зайцев, сайгаков и других животных. Помимо этого, древнейшее население Западной Сибири, могло заниматься и собирательством, однако археологических подтверждений этому пока нет. Люди вели бродячий образ жизни, часто переходя с места на место, устраивая более длительные стоянки после удачной охоты. В верхнем палеолите люди уже умели выделывать разнообразные орудия из камня, научились обрабатывать кость, использовали для охоты копья и дротики с каменными и костяными наконечниками. В Омской области эпоха палеолита представлена археологическим памятником Черноозерье II, находящегося на берегу Иртыша в Саргатском районе. При изучении данного поселения учеными были обнаружены каменные орудия, выявлены остатки жилищ с крупными округлыми очагами, многие из которых отапливались костями. Также были найдены осколки костей различных животных (лося, быка, лошади, лисы, зайца) и рыб. Поселение, по мнению геолога С.М. Цейтлина, датируется в пределах 10,8 - 12 тысяч лет назад. Поселение Черноозерье II дало исключительно интересные находки. Здесь обнаружены предметы искусства - пока единственные для палеолита Западной Сибири. Это остатки двух костяных диадем с зашлифованной лицевой поверхностью. В них просверлены сквозные отверстия для крепления к головному убору. По краям диадемы орнаментированы зигзагообразной линией. Великолепным образцом косторезного искусства является кинжал. На его гранях имеются пазы для кремневых вкладышей. В центральной части нанесена продольная линия, выполненная из вплотную примыкающих друг к другу лунок и трех ромбов. Черноозерье II является самой молодой стоянкой этой эпохи. Её можно считать переходной к эпохе мезолита.
Под мезолитом необходимо понимать определенный этап развития человека и форм его социально-экономических и экологических отношений. Этот этап характеризуется кардинальными изменениями ландшафтно-климатического окружения человека, что повлекло появление керамики и шлифованных каменных орудий труда. Население многих регионов Земли перешло к оседлому образу жизни. Наряду с дальнейшим совершенствованием техники обработки камня, массово распространялись лук и стрелы. На Ближнем и Среднем Востоке, а также в отдельных районах Средней Азии в этот период были осуществлены первые опыты человека в доместикации (одомашнивании) многих видов растений и животных. В Сибири это было пока невозможно ввиду слишком суровых условий, поэтому доместицирована здесь была лишь собака. Появились орудия массового лова рыбы - сети. Широко распространились сани и лодки с веслами. По-прежнему, недостаток каменного сырья оставался очень острым. В эпоху мезолита начался новый этап хозяйственного освоения Западно-Сибирской равнины. Человек широко использовал лук и стрелы, при помощи которых охотился на быстро передвигающихся животных. Основной его добычи стали олени и лоси. Выросло значение рыболовства. Широко распространилась новая техника изготовления орудий - вкладышевая. Шла новая волна заселения Западно-Сибирской равнины с юга, со стороны Казахстана и с Урала.
Изменился животный мир. Исчезли мамонты, ушли на север олени, дикие лошади и быки остались в полусухих степях юга. Зато увеличились рыбные богатства рек. В лесах поселились лоси, косули, медведи, разнообразная боровая птица. В Среднем Прииртышье известно несколько мезолитических памятников. Наибольший интерес представляет стоянка Черноозерье VIа, располагавшаяся возле одноименного палеолитического памятника. Стоянка была долговременной. Найденные здесь мезолитические микролитические орудия были изготовлены из высококачественной североказахстанской яшмы.
Климат в это время был сходен с современным, но немного суше и теплее. Происходило дальнейшее освоение человеком территории Западно-Сибирской равнины. К концу неолита оказалась заселенной вся территория Западно-Сибирской равнины. Люди занимались присваивающими видами хозяйства – охотой и рыбной ловлей. Рыбная ловля способствовала формированию оседлого образа жизни. Как и в эпоху мезолита, озера и реки были богаты рыбой, что способствовало жизни на одном месте. Охотники же были вынуждены в поисках добычи менять места своего проживания. Быт оседлых рыболовов способствовал сохранению преемственности между поколениями, развитию и сохранению культурных традиций. В Омской области найдены остатки небольших родовых поселений неолитических рыболовов и охотников: Омская стоянка - на левом берегу Иртыша в г. Омске, Екатерининская - в Тарском районе, стоянка Артын - в Большереченском и другие. Памятники представляют собой поселения и могильники. Обилие рыбы в реках позволило населению перейти к прочной оседлости. Жилища строили в виде крупных прямоугольных землянок, в каждой жила группа родственников по матери, которая вела общее хозяйство. Мужчины занимались рыболовством и охотой, женщины собирали съедобные корешки и травы, ягоды и грибы, пополняя пищу растительными продуктами. Женщины вели домашнее хозяйство, обрабатывали шкуры, шили одежду, выделывали различную домашнюю утварь. Из глины лепили большие горшки с круглым или заостренным дном, украшали их стенки разнообразными узорами. Вещи, обнаруженные при раскопках стоянок и погребений того времени, говорят о развитии искусства. Покрытая узорами посуда служила украшением жилища. Из кости и мягкого камня вырезали изображения животных и украшения для одежды. Недостаток познания законов природы порождал веру в сверхъестественные силы - религию. Люди верили в существование души, которая якобы не умирает вместе с человеком. Изучение погребений дает важные сведения о жизни древних людей. В могилу клали вещи, необходимые при жизни. Обычно умершего укладывали ногами к реке, вероятно полагая, что душа отправлялась в загробный мир по той же дороге, которая была самой удобной для живых. Иногда тело сжигали: это можно объяснить почитанием огня, игравшего столь важную роль в жизни человека.
Бронза - это искусственный сплав меди с различными добавками (оловом, мышьяком, свинцом, серебром и др.). В самородном виде бронза в природе не встречается. По сравнению с медью, бронза имеет несколько преимуществ: плавится при более низкой температуре, дает меньше трещин при плавлении, а главное - орудия из нее более прочные, чем медные. С эпохой бронзы связаны кардинальные, революционные изменения в жизни населения Сибири - переход к производящим формам хозяйства (скотоводству и земледелию). Это повлекло сложные изменения в структуре общества и идеологии. Помимо этого, в эпоху бронзы начинает распространяться скотоводство, заимствованное местными племенами у юго-западных и юго-восточных соседей. Появление производящего хозяйства - коренный перелом в развитии человечества. Темпы социально-экономического развития отдельных обществ во многом зависели от природных условий. Если на территории Передней Азии и Африки к этому времени уже начали складываться государства, то в Западной Сибири существовал первобытнообщинный строй. Рассматриваемая эпоха на широкой территории Обь-Иртышского междуречья представлена несколькими линиями развития археологических культур. Среди наиболее интересных археологических памятников можно выделить Окуневский могильник на р. Таре. Он содержал могилы позднего неолита - раннего металла. Погребения совершались по одинаковому обряду, что говорит об их генетической связи. Здесь на протяжении многих лет жило одно и тоже население. Погребения были грунтовыми, неглубокими. Основная часть находок обнаружена между могилами и связана с приношением умершим. Особое место среди археологических памятников эпохи бронзы на территории Ом ской области занимает грунтовой могильник Ростовка, расположенный вблизи г. Омска.
Значительную роль играла охота на лося, медведя, косулю, зайца и птицу. По сравнению с предшествующим периодом, возросло значение собаки (встречены ее захоронения вместе с человеком). Её могли использовать как для охоты, так и для охраны стада от хищников. Люди селились на высоких берегах больших рек, в укрепленных поселениях-городищах. Крутые обрывистые берега реки служили естественной защитой от нападения врага, вокруг поселения возводили укрепления из земляных валов, на гребне вала ставили еще бревенчатый тын. Жилищем служили прямоугольные землянки, на 0,5-1,0 м углубленные в землю, размером до 100 кв. м. В такой землянке жила большая патриархальная семья, состоявшая из нескольких поколений, возглавленная старейшиной. Нередко прослеживаются следы тонких перегородок, деливших дом на небольшие комнаты. В железном веке в Прииртышье распространился обряд захоронения в курганах. Курганные могильники располагались возле городищ. Так, в Омском районе у с. Коконовки обнаружены остатки большого поселения, а неподалеку от него курганный могильник, одновременный с поселением. Одна и из интереснейших курганных групп у с. Богдановки Горьковского района оставлена населением крупного городища, которое обнаружено там же, на крутом берегу Иртыша. Каждый курган этого могильника содержал несколько погребений. В центре находилось, очевидно, погребение старейшины. Для него выкапывали глубокую яму до 2-3 м глубиной, погребальную камеру обкладывали изнутри деревянными плахами, сверху покрывали накатом из бревен и насыпали большой земляной курган. Оформление могил и состав вещей, положенных умершему, очень различно, что отражало имущественное и социальное неравенство. В некоторых погребениях не было никаких вещей, и в том же кургане - захоронения, богатые оружием, украшениями, предметами обихода. Умершим ставили сосуды с какой-то жидкой, вероятно, молочной пищей, клали мясо, а рядом - маленький железный нож. В женских погребениях лежали глиняные и костяные пряслица, остатки веретен, изредка каменные зернотерки. Мужчинам обязательно оставляли оружие: лук и стрелы с бронзовыми и железными наконечниками, железные копья, мечи и кинжалы, иногда панцири из костяных пластинок. Каждый мужчина был прежде всего воином. О военных столкновениях красноречиво свидетельствует одно из погребений - братская могила пяти воинов, у одного из них обнаружен железный наконечник стрелы, вонзившийся в позвоночник. Умерших обычно хоронили в праздничной одежде, которую дополняли украшения: бронзовые гривны, надеваемые на шею, браслеты, бронзовые, реже золотые бляшки; в женских захоронениях часты находки мелких разноцветных бусинок, некогда нашитых на одежду, и головные уборы. В одной из могил оказались остатки одежды из парчи (ткани с золотыми нитями) - это самая древняя находка парчовой ткани на территории нашей страны. Изучение остатков костей в городищах показало, что количество домашних животных в хозяйстве населения постепенно возрастало, и в первые века нашей эры часть племен перешла к кочевому скотоводству. В III - IV вв. часть скотоводческих племен Западной Сибири продвинулась на запад, в южнорусские степи.
Древние ханты жили в городищах, также расположенных на высоких мысах по берегам рек. На укрепленной площадке тесно располагались жилища - небольшие, слегка углубленные в землю полуземлянки с очагами посредине. Большой материал собран при раскопках крупного Мурлинского городища, расположенного на правом берегу Иртыша. Население его занималось скотоводством, земледелием, охотой и рыболовством. На городище найдено много костей домашних и диких животных, рыб - язя, окуня, щуки. Много земледельческих орудий - костяные и роговые мотыги, небольшие железные мотыжки, обломки железного серпа. Городище было центром металлургического производства; найдены железные шлаки, многочисленные льячки (глиняные ложки для разливания расплавленного металла в формочки). Кузнецы выделывали различные орудия, ковали наконечники копий и стрел, части конской упряжи - удила, стремена В могильниках найдены бронзовые украшения: круглые браслеты и височные кольца, бляхи, украшавшие пояса. Отливали из бронзы пластинки и бляхи с изображением птиц, животных и человекообразных фигур, очевидно изображения духов - покровителей рода или духов, олицетворяющих различные силы природы. Развитие хозяйства и общественного строя населения Омского Прииртышья в древности имеет общие черты с историей населения других частей нашей страны. Особенности природных условий, суровый климат обусловили поздний переход к скотоводству и препятствовали развитию земледелия. Вследствие этого, процесс разложения первобытнообщинных отношений шел медленнее, чем у восточных славян, и к концу I - началу II тысячелетия нашей эры у населения сохранились патриархально-родовые отношения, несмотря на появление частной собственности и имущественного неравенства.
С VII в. до н. э. в Среднем Прииртышье начинается эпоха раннего железного века, завершившаяся в IV–V вв. н.э. Климатические условия в это время изменились в сторону дальнейшего увлажнения, что привело к обводнению и сокращению лесных угодий. По этой причине в VIII - VII вв. до н.э. северное лесное население вынуждено было переселиться. Оно продвигалось на юг и юго-запад но прибрежной лесной полосе в поисках новых охотничьих угодий. Переход к раннему железному веку не означал, что люди забыли бронзу - податливый желто-красный металл, изделия из которого ослепительно сияли на солнце. Из бронзы продолжали делать украшения, пряжки, зеркала и многое другое, в том числе наконечники стрел. Постепенно все чаще стали появляться ножи и кинжалы, боевые клевцы и секиры из нового, ранее практически не известного здесь металла - железа. Оружие, изготовленное из него, были удивительно прочным, долго не тупилось. Холодный блеск клинков и копий, их острота и прочность наводили ужас на врагов. Новый металл (железо) оказал благотворное влияние на развитие всех сфер первобытных коллективов, населявших Западно-Сибирский регион, в том числе хозяйство и военное дело. В эту эпоху на нынешней городской территории проживали представители двух крупных культурных общностей: саргатской и кулайской. Основу жизнеобеспечения саргатцев составляли скотоводство, причем в решающей степени коневодство, а также охота и рыболовство. Их дополняли собирательство и, возможно, земледелие. Саргатцы вели активную торговлю с разными народами и странами, особенно велика была роль китайского импорта.
Таким образом, территория будущего города на протяжении нескольких тысяч лет была заселена разными племенами и представителями различных культурно-этнических образований, принадлежавших к разным антропологическим типам и языковым семьям. Вопросы и задания: 1. Когда и в каких условиях началось заселение нашей области человеком? 2. Почему заселение Западно-Сибирской равнины началось сравнительно позже, чем других регионов нашей страны? 3. Как изменения природных условий и усовершенствования в изготовлении орудий в период неолита повлияли на занятия людей? 4. Возле деревни Усть-Куренга в Тарском районе найден неолитический могильник. В погребениях лежали каменные орудия, в том числе шлифованный топор, украшения из клыков кабана, подвески из камня в форме головы животного (см. рис.). Какие вы можете сделать выводы об искусстве и верованиях людей, оставивших этот могильник? Понятия и термины: Доместикация (одомашнивание) - все виды приручения, одомашнивания животных, сопровождающиеся возникновением и развитием у них новых признаков. Культура - 1) исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в способах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях; 2) человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений; совокупность устойчивых форм человеческой деятельности. Неолитическая революция - переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве, иначе говоря, переход от присваивающей экономике к производящей. Палеолит - древнекаменный век (2,5 млн. лет назад - 12—10 тыс. лет назад). Родовой строй - форма общественной организации людей (род, община), при которой люди связаны кровным родством, в некоторых случаях предполагаемым родством, кроме того, это союз, основанный на коллективных труде, потреблении и собственности на землю и орудия труда (охоты), предположительно основанный на социальном равноправии. Род не был семьёй в современном представлении. Этнос - группа людей, объединённых общими территорией, культурой, языком, самосознанием и др. Язычество - система верований, основанная на многобожии, поклонении силам природы и духам предков.
|