Анализ и значение петровских реформ
Если оценивать реформы по глубине их влияния на русское общество, то на первый план выходит военная сфера (заметим, что реформы Петра в социальной сфере, например, учреждение госпиталей и приютов, были только для военных чинов). Экономика, несмотря на прогресс, оставалась по большей части экстенсивной, сохраняя в основе своей крепостной труд. Вначале мы говорили о том, сколько споров вызвало петровское время, и каких различных оценок удостаивался сам Петр I. Как нам, кажется, необходимо предоставить читателю право самому определить свою точку зрения по этому вопросу. Мы же приведем две цитаты, иллюстрирующие каждый из противоположных взглядов П. Я. Чаадаев: «И вот он освободил нас от всех этих пережитков прошлого, которые загромождают быт исторических обществ и затрудняют их движение; он открыл наш ум всем великим и прекрасным идеям, какие существуют среди людей; он передал нам Запад сполна, каким его сделали века, и дал нам всю его историю за историю, все его будущее за будущее». Современный историк Г. П. Федотов: «Не будет преувеличением сказать, что весь духовный опыт денационализации России, предпринятый Лениным, бледнеет перед делом Петра. Далеко щенкам до льва. И провалившаяся у них «живая» церковь блестяще удалась у их предшественника...».
Значение петровских реформ. 1. Россия превратилась в могучую морскую державу. 2. С введением титула императора в 1721 и с социально–государственными преобразованиями произошел переход от сословно–представительной монархии к абсолютной монархии. 3. Созданы мощные регулярные армия и флот. 4. Изменен характер и размеры внутренней и внешней торговли: в Петербурге в 1725 г. побывало свыше 900 кораблей, вывоз товаров за границу повысился в 2 раза = 4,2 млн. руб. 5. Ликвидирована монополия церкви в области просвещения и культуры. Но, по мнению некоторых историков в политике Петра Великого имеются и отрицательные последствия, как то: забвение, разорение постигли древнерусскую культуру, в том числе и иконопись, не в результате покорения иноземцами, а в момент подъема русской государственности при Петре I; введение табакокурения, кабаков, ассамблей – места для официального разврата; исправление старославянской письменности на гражданский шрифт, сделало букварь не с понятийной азбукой, а звуковой. Было: Азъ, буки, веди (я знаю грамоту и т.д.). Стало: А–а–а..., б–б–б...; нововведения коснулись преимущественно столичных и губернских городов и т.д. Зададим вопрос: сделал ли Петр I Россию европейской страной? – Ответ: «Нет, не сделал, но расколол общество на два разных уклада». По выражению Ключевского В. О. на «почву» и «цивилизацию». Почва – уклад жизни, сложившийся в условиях Московского государства, характеризующийся вертикальными связями построения власти (сверху – вниз), с застойными явлениями в обществе, с общинным укладом и православием, с существовавшими антисобственническими настроениями из поколения в поколение. Почему? В тяжелых условиях социального гнева и жизни общинная корпорация или коллективизм помогал выживать, и методы Петра I только укрепили коллективизм. Общинность распространялась на Дону, Кубани, то есть в среде казачества, в старообрядческой среде. Она поддерживалась господствовавшей церковной общиной, т.е. приходом и братствами. Почвенный уклад осуждал прибыль и предпринимательскую деятельность; здесь отсутствовали собственники. Поэтому В. О. Ключевский говорил: «Россия произрастает глубинкой». Цивилизаци я – западный уклад, который распространен был методами Петра I на малую часть России. Он насаждался и контролировался государством. Для него было характерно: складывание классовой структуры, появление интеллигенции, внедрение западного уклада жизни (кофе, табак, ассамблеи, театры, музеи и др.), проповедь общечеловеческих ценностей и критика духовенства с осуждением выбора православия в X веке.
В ы в о д Говоря словами А. С. Пушкина «Россия молодая, в бореньях силы набирая, мужала с гением Петра».
Вопросы для повторения: 1. Оцените значение петровских реформ для разных сословий. 2. Были ли необходимы культурные преобразования для развития российской экономики в петровскую эпоху? Обоснуйте свое мнение. 3. Удалось ли России в ходе правления Петра I достигнуть уровня европейских держав? Аргументируйте свой ответ.
Вопрос для размышления: О каком нравственном понятии говорит следующее высказывание Петра Первого: «О пользе государства тщись надлежит неустанно доколе силы есть».
Рекомендуемая литература: 1. Беспалов, А. В. Северная война. Карл XII и Северная война. Путь от Копенгагена до Переволочной / Беспалов А. В. – М.: Рейтар,1998. – 56 с. 2. Беспятых, Ю. Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях: введение тексты, комментарии / Ю. Н. Беспятых. – Л.: Наука, 1991. – 284 с. 3. Бурдье, П. Дух государства: генезис и структура бюрократического поля / П. Бурдье // Социология социального пространства. – М. - СПб.: Алетейя, 2005. – С. 220-225. 4. Голиков, И. И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразителя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам. В 15 т. / И. И. Голиков. – М.: Типография Н. Степанова, 1838. – Т.4-5. – 585 с. 5. Письма и бумаги императора Петра Великаго. В 13 т. – СПб.: Государственная типография, 1900. – Т.4. – 556 с. 6. Хархордин, О. Что такое «государство»? Русский термин в европейском контексте / Олег Хархордин // Понятие государства в четырех языках: Сб. статей. – СПб. - М.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, Летний сад, 2002. – С. 152-216. 7. Рябцев, Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры: художественная жизнь и быт XVIII-XIX вв. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 648 с. 8. Федотов, Г. П. Трагедия интеллигенции / Г. П. Федотов // О России и русской философской культуре. – М.: Наука, 1990. – С. 403-444. 9. Чаадаев, П. Я. Апология сумасшедшего / П.Я.Чаадаев // Полн. собр. соч. и избр. письма. Т.1. – М.: Наука, 1991. – С. 523-539.
ТЕМА №7. СУДЬБА ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ И «ПРОСВЕЩЕННЫЙ» АБСОЛЮТИЗМ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ
|