Южная Азия
Индийский субконтинент, включающий в себя современный Пакистан, Бангладеш, Индию и Шри Ланку, занимает примерно такую же территорию, что и Европа к западу от границ бывшего СССР (рис. 4.4). Его население в этническом и языковом отношении было еще более неоднородным, чем население Европы. Ландшафты и климат различных регионов также значительно различались — от тропических муссонных лесов до выжженных пустынь и горных ледников. В течение всей своей истории от первых цивилизаций в долине Инда в III тысячелетии до н. э. здесь во множестве возникали и гибли княжества, царства и империи. Эта смена государств мало затрагивала жизнь простых людей — крестьян, за счет труда которых жили правители, за исключением случаев, когда некоторые из этих правителей с особенной жестокостью и настойчивостью стремились взимать подати и налоги. Аборигены субконтинента, возможно, в этническом отношении были близки к коренному населению Австралии. Однако на протяжении столетий и тысячелетий к ним присоединились многочисленные мигранты и завоеватели. Большинство пришельцев — бактрийские греки, скифы, парфяне, монголы и другие — пришли с северо-запада через Персию или Афганистан, но некоторые пришли с севера — с Тибета и из Бирмы. Впоследствии, за одним значительным исключением — мусульман — эти пришельцы приняли образ жизни местных жителей и местную культуру, а также религию. Религия имела большее влияние на экономику, чем государственное управление, но сложность этого предмета препятствует краткому его изложению. Местной религией был индуизм, который имел множество течений и гетеродоксальных сект, включая джайнов и сикхов, которые существуют и сейчас. Буддизм, зародившийся примерно в одно время с конфуцианством в Китае, был одним из вариантов индуизма. 111 Но наиболее значительного успеха 112 он добился в Китае, Корее и Японии, в то время как в Индии он практически исчез вплоть до Нового времени. В отличие от буддизма, ислам, пришедший на субконтинент в начале VIII в., сохранил свои позиции, а затем вновь обрел динамизм в XIII в. и в последующие столетия. В начале XVI в. Бабур, провозгласивший себя потомком Чингисхана, создал империю Великих Моголов в Северной Индии, которую значительно расширил его сын Акбар (рис. 4.4).
Рис. 4.4. Индия около 1600 г. И сегодня политические границы между Индией и ее соседями не отражают границ расселения представителей различных конфессий, а в прежние времена смешение религий было даже еще большим. Вражда между мусульманскими государствами Декана в южной Индии с индуистской империей Виджьянагара способствовала тому, что в начале XVI в. португальцы смогли закрепиться и создать здесь свои базы. Одним из каналов влияния религии на экономику была кастовая система, присущая индуизму. Касты формировались преимущественно по профессиональному признаку, но первоначально в них были, по всей видимости, и этнические элементы. Сначала существовали только четыре варны, или кастовых «сословия»: брахманы, или сословие жрецов; кшатрии, сословие воинов и правителей; вайшьи, сословие крестьян, ремесленников и купцов; и щудры - низшее сословие слуг. Однако со временем количество каст увеличивалось до тех пор, пока каждой профессии не стали соответствовать одна или несколько каст. Иерархический элемент в кастовой системе был очень сильным, с разделением по социальным и даже физическим признакам. Эндогамия внутри касты была практически абсолютной. В целом, правилом, которое управляло кастовыми отношениями, была концепция «нечистоты» в прямом и переносном смысле слова: наиболее грязные («нечистые») занятия имели самый низкий статус, причем некоторые из них были «неприкасаемыми» или даже «невидимыми» (например, те, кто стирал одежду неприкасаемых, должны были работать ночью, чтобы их никто не видел). Хотя кастовая система была, возможно, и не настолько жесткой, как ее нередко изображают, она должна была создавать барьеры как для социальной мобильности, так и для эффективного использования ресурсов. Еще одним элементом индуистской религии, неблагоприятным для экономического роста, было почитание рогатого скота — «священных коров», которые разгуливали всюду по своему усмотрению. Их убийство, равно как и употребление их мяса в пищу, было запрещено. В течение столетий огромное большинство населения субконтинента жило в деревнях и было занято преимущественно в низкопродуктивном, едва обеспечивающем прожиточный минимум сельском хозяйстве. Во многом эта ситуация характерна и для сегодняшнего дня. Даже в относительно недавнее время люди, жившие в лесистой местности, практиковали подсечно-огневое земледелие, которое было характерно для Северной Европы до появления оседлых общин. Повсюду земледельческая технология и выращиваемые культуры зависели от характера почвы и климата. В мус-сонных регионах главным сельскохозяйственным растением был рис, культура которого пришла из Индокитая. В более сухих регионах основными продуктами питания были пшеница или ячмень, которые пришли со Среднего Востока, а также просо из Китая или, возможно, из Западной Азии. Культурой, выведенной собственно в Индии, был хлопчатник, который упоминается в Ригведе, священной книге индусов. Хотя большинство населения посвящало свое время и силы сельскому хозяйству, Индия не испытывала недостатка в искус- ных ремесленниках. Об этом свидетельствуют совершенные ремесленные изделия, статуи и монументальная архитектура (например, Тадж-Махал), которые в полной мере выдерживают сравнение с лучшими образцами греческого и римского искусства. Однако эти ремесленники производили продукцию для богатых и могущественных; широкие массы не предъявляли на нее платежеспособного спроса, а чего-либо, хотя бы отдаленно напоминающего средний класс, не существовало. Торговля получила незначительное развитие, да и она находилась в руках иностранцев, в основном арабов. Юго-Восточная Азия, от Бирмы на северо-западе до Вьетнама на востоке и полуострова Малакка на юге, известна также как Индокитай, поскольку ее культура представляет собой смешение китайской и индийской культурных традиций. Она восприняла многие элементы технологии и экономики из Китая, но — за исключением, возможно, Вьетнама — влияние индийской культуры было сильнее. Индонезия, как показывает ее название, также испытывала сильное влияние Индии — вначале индуистской и буддийской культуры, а позже ислама. Среди тех, кто распространял индийскую культуру, были буддистские монахи, которые основывали монастыри в безлюдных местах. Они выполняли функции, в чем-то сходные с функциями монахов-цистерцианцев в Северной Европе, распространявших передовую технологию наравне с религиозной культурой. Юго-Восточная Азия, включая Индонезию, внесла два важных вклада в мировую цивилизацию. Рис, который со временем стал главным продуктом питания не только в Китае и Индии, но и на огромных пространствах как Восточного, так и Западного полушария, первоначально был выведен в континентальном Индокитае. Специи — перец, мускатный орех, имбирь, гвоздика и другие — пришли в основном с островов Индонезийского архипелага, хотя родиной корицы является Цейлон. Письменная история Юго-Восточной Азии относительно коротка и охватывает период продолжительностью немногим более тысячи лет. Для ранних эпох историки могут опираться лишь на археологические свидетельства, такие как величественный дворец Ангкор Ват в Камбодже, и на упоминания в индийских и китайских источниках. Большинство населения обитало в долинах крупных рек, таких как Иравади, Хонгха (Красная) и Меконг, где средства к существованию давало ирригационное земледелие (выращивание риса), и на плодородных вулканических почвах островов, таких как Ява и Бали. Речная и морская рыба была еще одним важным продуктом питания; она также использовалась в локальной торговле для обмена на рис. Перец и другие специи с Молуккских островов, сказочных «Островов пряностей», нашли рынки сбыта в Индии, Китае, Среднем Востоке и даже в Европе. Мусульмане — арабы, но не только они — являлись главными посредниками в торговле между Индонезией и Индией. Они были
115 также и главными распространителями ислама в Индонезии (кроме Бали, где сохранялась приверженность индуистской традиции). Из Индии грузы вывозились арабами в Александрию и другие порты Восточного Средиземноморья, где они продавались итальянским купцам, преимущественно венецианцам, которые торговали ими по всей Европе. Желание разрушить эту •«монополию», как ее воспринимали европейцы, было одним из главных мотивов португальских путешествий, которые привели к открытию морского пути вокруг Африки.
Африка 115 История Северной Африки с древности и до современности самым тесным образом связана с историей Европы, особенно средиземноморской Европы. Напротив, Африка южнее Сахары (Черная Африка) редко бывала вовлечена в европейские и другие мировые события до XVI в. или даже до XIX в. Почти полное отсутствие письменных источников до времени прибытия европейцев делает воссоздание ее истории проблематичным. Однако это не означает, что она не имеет истории или что ее история не представляет интереса. Современные ученые, используя археологические источники и устные предания, получили много полезной информации о «Черном континенте». Письменная история Африки начинается с Древнего Египта, о котором было вкратце упомянуто в главе 2. Финикийцы заселили побережье Северной Африки, а их колония Карфаген соперничала с Римом за контроль над Средиземноморьем. Мощный натиск ислама в период раннего Средневековья на короткое время превратил Средиземное море в мусульманское. Хотя и отделенная от Европы как религией, так и морем — первая была препятствием для коммуникаций и торговли, а последнее облегчало их — Северная Африка, тем не менее, продолжала играть важную роль в европейской, а также в исламской и африканской истории. Именно благодаря обращению в ислам народов Черной Африки они впервые вошли в контакт с европейской экономикой. (Христианство проникло в Нубию и Абиссинию, или Эфиопию, еще до возникновения ислама. Однако впоследствии, после исламского завоевания Нубии, Абиссиния была полностью отрезана от остального христианского мира.) Экономика Северной Африки была схожа с экономикой средиземноморской Европы. Выращивание зерна преобладало там, где климат был более влажным (иногда на помощь приходила ирригация), а в остальных регионах было развито кочевое скотоводство. Торговля процветала, но промышленность существовала преимущественно в рамках домашнего хозяйства. 115 Определенная транссахарская торговля с регионом Черной Африки существова-116-ла до начала христианской эры, но она не получила развития до тех пор, пока во II или III в. н. э. в качестве транспортного средства не стали использоваться верблюды, впервые одомашненные на Среднем Востоке. Но даже после этого высокие транспортные издержки ограничивали торговлю предметами, имеющими высокую стоимость при малом объеме и весе, — преимущественно золотом и слоновой костью — и рабами, которые передвигались сами. Финики, выращиваемые в оазисах, также перевозились в обоих направлениях. Экономика Африки южнее Сахары была так же разнообразна, как и ее климат, топография и флора. Вопреки широко распространенному мнению, только часть рассматриваемого региона, преимущественно в бассейне реки Конго (Заир) и на южном берегу Западной Африки, покрыта влажными тропическими лесами или джунглями. Между ними и пустынями на севере (Сахара) и юге (Калахари) простирается огромный массив саванн, поросших травой и кустарниками. Внутренние территории на востоке Африки — от Эфиопии на севере до южной оконечности континента — имеют гористый рельеф, пересеченный большими озерами. Великие реки Африки — Нил, Нигер, Замбези и другие — из-за многочисленных водопадов и порогов не способствовали развитию торговли в той мере, в какой этого можно было ожидать. Население Африки было даже еще более неоднородным, чем ландшафт. Хотя все аборигены имели темную кожу, между ними существовали огромные этнические, расовые и лингвистические отличия. Однако повсюду основной социальной единицей являлось племя. Временами появлялись более крупные социальные образования — конфедерации племен, королевства и даже империи — например, древняя империя Ганы, которая существовала необычно долгий период времени. Однако, не имея письменности, этой необходимой предпосылки эффективной бюрократической организации, большинство таких образований оставались эфемерными. Характер экономики также значительно варьировал — от примитивной охоты и собирательства до довольно развитого полевого земледелия и животноводства в саваннах и в других регионах с открытой местностью. Практика разведения одомашненных животных и возделывания сельскохозяйственных культур, возможно, пришла из Египта или других регионов Средиземноморья еще во II тыс. до н. э. Из-за различий в климате и уровне осадков, в Африке южнее Сахары не получили распространение ключевые средиземноморские и ближневосточные культуры — пшеница и ячмень. Ввиду распространения по всей Центральной Африке мухи цеце, которая является разносчиком болезни, смертельной для большинства крупных сельскохозяйственных животных, земледельцы не имели рабочего скота и занимались мотыжным земледелием, используя деревянные или железные мотыги. 116 В лесистых районах применялась подсечно-огневая техника, при которой 117 земледельцы каждые несколько лет покидали свои поля и расчищали новые. 117 Они выращивали корнеплоды и бананы (выведенные в Юго-Восточной Азии и впоследствии распространившиеся до Америки) и дополняли свой рацион речной рыбой. Хотя уровень технологии был в основном низким, это не препятствовало появлению групп населения, специализировавшихся на отдельных видах деятельности, например, кузнецов или профессиональных торговцев. 117 Торговля была почти повсеместной, даже среди охотников и собирателей — в той мере, в какой они имели контакты с другими группами людей. Кочевники сахеля, засушливой южной зоны Сахары, обменивали продукты животноводства — мясо, молоко и шерсть — на зерно, ткани и металлы у оседлых народов саванны. Другими предметами торговли были соль и рыба (сушеная и соленая). В Восточной Африке в качестве денег для облегчения обмена использовались раковины каури. Для плавания по рекам широко применялись лодки. Повсюду была распространена переноска тяжестей на голове.
|