Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Нотный пример № 13. Вокальная нотация





Каждый звук мог обозначаться, так же как в инструментальной нотации, тремя знаками. Их комбинация обозначала регистр, а сами знаки указывали на диатоническое, хроматическое или энгармоническое наклонение.

Нотации предназначались для исполнителей, ими не пользовались для сочинения музыки, в этом отношении античную культуру можно отнести к числу устно-письменных, в которых основной способ хранения и передачи музыкальной практики остаётся устным, не смотря на наличие системы записи музыки. Ввиду малого количества сохранившихся памятников, принадлежащих, к тому же к довольно позднему времени, учёные до сих пор ведут споры относительно толкования тех или иных знаков древнегреческих нотаций.

Проблема расшифровки античных нотаций связана и с некоторыми особыми качествами, присущими всем нотациям древности. Р.Л.Поспелова определяет их (качества) как внешний и внутренний эзотеризм (тайность знака и тайность смысла) и считает это общим свойством древней письменности. Она пишет: «Действительно, все системы древней письменности, не только музыкальной, обладают этим свойством закодированности, “тайнозамкненности”, отчего и возникает проблема их дешифровки. Ключ утерян за давностью времени, из-за прерывания традиции, из-за гибели цивилизации, наконец. И современный учёный вынужден подбирать ключи к неизвестному языку, как к замку».[117]

Античные нотации не были исторически первыми, современной науке известны более древние системы записи музыки в Египте и Ассиро-Вавилонии, однако, именно от греко-римских нотаций ведёт своё начало европейская запись музыки.


[1] Грубер Р.И. Музыка древнего мира // Музыкальная культура Древнего мира. Л.,1937. С.8-9. Работы этого выдающегося российского учёного (1895-1962), автора фундаментального труда по древней и античной музыке «История музыкальной культуры с древнейших времен до конца XVI века». Т.1.Часть 1. М.,-Л., 1941 остаются актуальными для современной истории музыки.

[2] Грубер Р.И. Музыка древнего мира… С.22.

[3] Аберт Г. История древнегреческой музыки // Музыкальная культура Древнего мира. Л.,1937. С. 111, 112.

[4] Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. Кн.1. От Античности к XVIII веку. М..1986. С.5.

[5] Цит. по: Герцман Е.В. Античное музыкальное мышление. Л., 1986;еречень работ по музыке Древней Греции см. в: Mathiesen Th. A Bibliography of Sources for the Study of Ancient Greek Music. New Jersey, 1974; Герцман Е.В. Античное музыкальное мышление. Л., 1986; его же: Музыка Древней Греции и Рима. СПб., 1995.

[6] Герцман Е.В. Античное музыкальное мышление… С.9.

[7] См. его: Античное музыкальное мышление… С.10.

[8] СМ.: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. Т.3. М.,1974, С.123.

[9] Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. М.,1960.

[10] Цит. по: Шестаков В.П.Шестаков. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от Античности до XVIII века. М., 1975.С.32.

[11] Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Вып.2. Долгопрудный,1994.. С.200. В.П.Шестаков также подчёркивает, что греческий термин музыка означал и теорию музыки. См. его: От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от Античности до XVIII века… С.11.

[12] Вернадский В.И. Биосфера и Ноосфера. М., 2003. С 201.

[13] Грубер Р.И. Музыка древнего мира … С.21-22.

[14] Там же. С.33.

[15] Цит. по: Цыпин В.Г. Аристоксен. Начало науки о музыке. М., 1998. С.34.

[16] Текст и последующий нотный пример №1 приводятся по кн.: Музыка древнего мира. Л.,1937. С.252, 237.

[17] Аберт Г. Указ раб. С. 116—117.

[18] Аберт Г. Указ раб. С.116.

[19]Там же. С.115.

[20] Закс К. Музыкально-теоретические воззрения и инструменты древних греков // Музыкальная культура древнего мира… С.154.

[21] Там же. С.125.

[22] Грубер Р.И. Всеобщая история музыки М.,1965. С.90. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. Кн. I. М.,1986.

[23] Грубер Р.И. Указ раб. С.92.

[24] Пример и перевод приводятся по книге Музыка в древнем мире. Л.,1937. С.249—250. Другой вариант перевода, выполненного М.Л.Гаспаровым, можно найти в кн.: Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М.,1980.

[25] Насонов Р.А. «Ода Пиндара» Афанасия Кирхера: научная достоверность и историческое сознание // Памяти Р.И.Грубера. статьи. Воспоминания, Исследования. М.,2005 (в печати).

[26] Там же.

[27] Грубер Р.И. Всеобщая история музыки С.92

[28] Грубер Р.И. Всеобщая история музыки… С.90.

[29] Музыкальная культура древнего мира…С.237, 242..

[30] Curt Sachs. Historia instrumentów muzycznych. Warszawa. 1975. С.141.

[31] Комбарье Ж. Музыка в античном театре // Музыкальная культура древнего мира… С.156.

[32] Головня В. История античного театра. М.,1978. С.40-41.

[33] Аберт Г. История древнегреческой музыки... С.126.

[34] Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. Кн. I. М.,1965. С.95.

[35] Там же.

[36] Головня В. Указ раб. С. 63-65.

[37] Комбарье Ж. Музыка в античном театре…. С.167.

[38] Комбарье Ж. Музыка в античном театре…. С.159.

[39] Там же. С.169.

[40] Комбарье Ж. Музыка в античном театре … С.172.

[41] Головня В. Указ раб. С.80.

[42] Комбарье Ж. Указ раб. С.176. Он также указывает, что в тринадцати из тридцати двух сохранившихся трагедий хор выступает именно в ритме анапеста.

[43] Там же. С.177.

[44] Там же. С.179.

[45] Аберт Г. Указ раб. С.127. Он считает также, что илу своего религиозного характера греческую трагедию можно сравнить скорее со «Страстями» И.С.Баха, чем с музыкальной драмой Вагнера. Там же. С.126.

[46] Там же. С.128.

[47] Комбарье Ж. Музыка в античном театре… С.184.

[48] Цит. по: Комбарье Ж. Музыка в античном театре… С.185.

[49] Ельницкий Л.А. Древнегреческая музыка // Музыкальная энциклопедия. Т.2., М., 1974. Стлб. 304.

[50] Аберт Г. Указ раб. С.129.

[51] Герцман Е.В.Античное музыкальное мышление. Л.,1986. С. 208. Аберт ярко характеризует стиль Тимофея «с его неслыханной свободой формотворчества, непрестанным модулированием, напоминавшим современникам суетливость муравейника, виртуозными колоратурами и высокой голосовой тесситурой». Г Аберт. Указ раб. С.129.

[52] Цит. по: Герцман Е.В.. Музыкальная Боэциана. СПб, 1995. С.301.

[53] Там же. С.436.

[54] Подробно см. Герцман Е.В.. Музыкальная Боэциана. СПб, 1995. С.301, 435.

[55] Комбарье Ж. Указ раб. С.158.

[56] Музыкальная культура Древнего мира… С.250.

[57] Комбарье Ж. Указ раб. С.177.

[58] Аберт Г. История древнегреческой музыки… С. 130—131.

[59] Цит. по: Комбарье Ж. Музыка в античном театре… С.186—187.

[60] Комбарье Ж. Музыка в античном театре… С.182.

[61] Там же. С.179.

[62] Цыпин В.Г.Указ. раб. С.37.

[63] Цит. по: Мокульский С. Хрестоматия по истории западно-европейского театра. М., 1937. С.28.

[64] Цит. по: Мокульский С. Указ раб. С.257.

[65] Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки… С.11.

[66] Комбарье Ж. Указ раб. С.188.

[67] Комбарье Ж. Музыка в античном театре… С.183.

[68] Грубер Р.И. Всеобщая история музыки… С.101.

[69] Подробно см.: Искусство Восточного Средиземноморья I—IV вв. М., 1981.

[70] Гаспаров М. Поэтика и проза – поэтика и риторика // Об античной поэзии. Поэты. Поэтика. Риторика. СПб., 2000. С.381-382.

[71] Золтаи Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М., 1977. С.37.

[72] Музыкальная культура Древнего мира. Л.,1937. С.252.

[73] Музыкальная культура Древнего мира…С. 246.

[74] Музыкальная культура древнего мира… С. 250—251.

[75] Там же. С.244.

[76] Там же. С.246.

[77] Герцман Е.В. Пифагорейское музыкознание. Начала древнегреческой науки о музыке. СПб, 2003. С.58.

[78] Герцман Е.В. Пифагорейское музыкознание… С.72.

[79] Там же.

[80] Подробно см.: Герцман Е.В. Пифагорейское музыкознание… С.74.

[81] Золтаи Денеш. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М.. 1977.С. 17.

[82] Герцман Е.В. Античное музыкальное мышление. Л.,1986. С. 16. Далее он пишет: «Характерной чертой античной науки о музыке было стремление к математическому описанию акустических особенностей музыкальной практики. Без освоения самих звучащих форм невозможно было бы впоследствии изучать более сложные и глубинные явления. В свою очередь, акустические формы могли быть описаны только при помощи математики. Всё это и предопределило многие теоретические установки пифагорейского музыкознания». Там же. С. 16—17. В то же время он отмечает, что пифагорейцы обобщали в своих теоретических исследованиях музыкальную практику.

[83] Там же С.79, 81.

[84] Лосев Ф. Античная музыкальная эстетика // Античная музыкальная эстетика. М., 1960. С.134.

[85] Д. Золтаи со ссылкой на Ван дер Вердена указывает, что канон появился только в эллинистический период после 300 года до н.э. и использовался для нужд теории, он не был связан с музыкальной практикой. Птолемей упоминает канон как средство для усовершенствования точного слуха. См. его: Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М., 1977. С. 22.

[86] Подробнее см.: Шестаков В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от Античности до XVIII века. М., 1975.

[87] Герцман Е.В. Античное музыкальное мышление…С.88.

[88] Золтаи Д. указ раб. С.27.

[89] См. её: Материал может быть любым: старая «мировая музыка» сегодня // Музыка в истории культуры. Вып.2. М.,1994. С. 150—153.

[90] Цит. по: Шестаков В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от Античности до XVIII века. С. 18.

[91] Герцман Е.В. Античное музыкальное мышление. Л., 1986. С.15. «Приверженность древних теоретиков к числу — стремление к подлинно научному описанию музыкально-акустических явлений художественной практики» Там же С.16..

[92] Лосев А.Ф. История античной эстетики… Вып.3. С.125, 128.

[93] Там же. С.128— 129.

[94] Цит. по: Шестаков В.П. Указ раб. С.30.

[95] Таблица приведена по: Шестаков В.П. Указ раб. С. 73.

[96] Цыпин В.Г. Аристоксен. Начало науки о музыке. М., 1998. С.21.

[97] Там же. С.65, 67.

[98] Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М.,1974. С.154.

[99] Закс Курт. Музыкально-теоретические воззрения и инструменты древних греков.// Музыкальная культура Древнего мира. Л.,1937, С.134.

 

[100] Лосев А.Ф.История античной эстетики… С.138.

[101] Там же. С. 123—124.

[102] Там же. С. 142.

[103] Там же. С. 131.

[104] Шестаков В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от Античности до XVIII века. М., 1975. С.43.

[105] Холопов Ю.Н. Практические рекомендации к определению лада в старинной музыке // Старинная музыка. Практика. Аранжировка. Реконструкция. Материалы научно—практической конференции. М., 1999. С.11, 13.

[106] Аристоксен. Трактат о гармонике. Цит. по: Цыпин В.Г. Аристоксен… С.121.

[107] Герцман Е.В. Античное музыкальное мышление. Л., 1986. С.40.

[108] Цит. по: Герцман Е.В. Античное музыкальное мышление…С.104. Он указывает, что родовые наклонения просуществовали в древнегреческой музыке приблизительно до II века до н.э. Там же С.123.

[109] Там же. С.104—105.

[110] Герцман Е.В. Античное музыкальное мышление… С.75.

[111] Подробно см.: Холопов Ю.Н. Древнегреческие лады // Музыкальная энциклопедия. Т.2. М., 1974. Стлб 305—307.

[112] Цит. по: Шестаков В.П. От этоса к аффекту… С.44.

[113] Иную оригинальную, но оспариваемую другими учёными (например, В.Г.Цыпиным см. его указ раб., и приводимое выше определение Ю.Н. Холопова) точку зрения излагает Е.В.Герцман в книге «Музыка древней Греции и Рима» (СПб., 1995. С.284-285), считая, что греческие лады не были звукорядами, а обозначали тональности. Несколько иронично высказывается он и об этосных свойствах ладов.

[114] Цыпин В.Г. Аристоксен. Начало науки о музыке… С.159.

[115] Приводится по кн.: Герцман Е.В. Античное музыкальное мышление … С.29.

[116] Петросьян Е.Е., Алкон Е.М. «Совершенная неизменная система» как модель мира античной эпохи // Культура Дальнего Востока, России и стран АТР: Восток — Запад. Выпуск 3 — 4. Владивосток, 1997. С.108.

[117] Поспелова Р.Л. Западная нотация XI—XIV веков. Основные реформы. М..2003. С.36.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 634. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия