Тема 4. Наука в системе мировоззрения
Наука и обыденное познание. Обыденное познание – это наиболее ранний вид познания, оно существовало уже на ранних этапах человеческой истории. Оно содержит элементарные сведения об окружающей действительности. Его основой является опыт повседневной жизни, который имеет разрозненный несистематический характер и представляет собой простой набор сведений. Люди, как правило, располагают большим объемом обыденного знания, которое производится повседневно и является исходным пластом всякого познания. Но, иногда аксиомы т.н. здравого смысла противоречат научным положениям, препятствуют развитию науки. Правда, иногда, напротив, наука длинным и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердились в обыденном знании. А ведь ученый, будучи человеком, и используя арсенал научных понятий и теорий, также всегда внедрен и в сферу повседневного опыта, имеющего общечеловеческий характер. Поэтому далеко не все в деятельности ученого носит рациональный характер. Обыденное знание шире научного, в нем формируется то, что называется мудростью. Специализированному знанию науки этот феномен не свойственен: понятия «знающий специалист» и «мудрый человек» разные. Если к ученому и применяют последнее понятие, то оно касается не результатов его познания, а его общего отношения к жизни. Буквальное значение слова «философия» - любовь к мудрости. У древних греков это означало: «стремление к пониманию», «стремление к знанию». Обыденное знание включает в себя: здравый смысл, приметы, назидания, народные рецепты, личный опыт, традиции и т.п. Оно хотя и фиксирует истину, но делает это несистематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует предварительных систем доказательств. Иногда знание повседневного опыта даже перескакивает ступень артикуляции, а просто и молчаливо руководит действиями субъекта. Другая его особенность – принципиально бесписьменный характер. Например, пословицы и поговорки лишь фиксируют некий факт, но ведь они никак не прописывают теорию получения этого знания. Наука и искусство. Искусство представляет собой художественное освоение действительности. Оно нацелено на передачу опыта человечества посредством художественных образов. В отличие от науки, где личность творца не имеет значения, в искусстве личностный характер познания выходит на передний план. Научное знание общезначимо и надличностно, оно отражает мир в понятиях и предполагает наличие общей для всех системы способов и правил построения знания. В художественном знании человек проявляет свою индивидуальность, творческие способности, закрепляет личностно-эмоциональное видение мира. Искусство предоставляет возможности для самовыражения человека. Философские произведения, нацеленные на осмысление бытия человека и окружающей его действительности, тоже оказываются личностными, выражающими личность и переживания философа, его отношение к действительности. Результаты философствования, как и в искусстве тесно связаны с индивидуальностью. Поскольку переживания у разных философов различны, постольку и пониманий этого мира в философии множество. Наука нацелена на открытие общего, закономерного. В искусстве превалирует индивидуальное, единичное. В целом искусство тоже старается передать общее, но это общее представляется в конкретных, живых образах. Например: «Чацкий, как лучший представитель дворянства 19 века». В науке преобладает элементаристский подход: ученый по крупицам собирает картину явления, а чаще – только один ее сегмент. В искусстве же велико значение синтетического начала: художник сначала задумывает то, что он хочет создать. Восприятие мира при этом оказывается целостным. Результатом творчества становятся синтетичные, целостные произведения. Искусство подвержено историческим изменениям, оно находится в зависимости от духа эпохи. Наука тоже меняется с течением времени, но меньше зависит от настроений эпохи, она имеет свою логику развития. Хотя, в определенной степени дух эпохи касается и ее, но в гораздо меньшей степени, чем искусства. Науку можно изучить, ее достижения записываются в учебниках, преподаются в учебных заведениях. Искусству же нельзя научиться по учебнику, оно воплощает творческое вдохновение, содержит в себе личностные смыслы. В искусстве много интуитивного. Вхождение в сферу искусства формируется в процессе общения с мастером, но возможно лишь благодаря особым способностям и одаренности личности. В настоящее время научно-исследовательская деятельность признается необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нормальное существование общества невозможно. Наука составляет одно из приоритетных направлений деятельности любого цивилизованного общества. Какие функции она при этом выполняет? Культурная функция науки проявляет себя в процессе формирования человека в качестве субъекта деятельности и познания. Научное знание, глубоко проникая во все сферы жизни общества, составляет основу формирования мировоззрения людей. Сейчас оно представляет собой неотъемлемый компонент социальной среды, в которой происходит становление личности. Т.о., социализация человека сейчас невозможна без приобщения к науке, как доминанте современной культуры. Функция социальной регуляции. Любая инновация в обществе требует аргументированного научного обоснования. Поэтому в современном быстро меняющемся мире наука приобретает все большее значение как необходимое условие рационального управления или социальной регуляции. Проявление регулятивной функции науки осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему образования, воспитания, обучения, а также через вовлечение членов общества в исследовательскую деятельность. Социальная функция предполагает, что методы науки и данные научных исследований используются для разработки крупномасштабных планов социального и экономического развития. Наука проявляет себя в функции социальной силы при решении глобальных проблем современности (истощение природных ресурсов, загрязнение атмосферы и т.д.). Проективно-конструктивная функция науки. Наука предваряет фазу реального практического преобразования и является неотъемлемой стороной интеллектуального поиска любого ранга. Данная функция связана с созданием качественно новых технологий, что в наше время чрезвычайно актуально. Описывающая, объясняющая и предсказывающая функции. Основная цель науки всегда была связана с производством и систематизацией объективных знаний. Поэтому в состав функций науки надо включить описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов. Функция неогуманистической ориентации человечества. Последующим поколениям необходимо транслировать не только совокупность накопленных знаний, но императивов на будущее, содержащих заботу о будущих поколениях. Необходимо сделать акцент на выживание человечества. Экологическая функция направлена на сохранение природы вообще (ресурсов Земли, биосферы) и обеспечение максимально благоприятных и гармоничных экологических условий для существования человека, в частности. Современная система образования стремится к изменению парадигмы образовательного процесса в направлении от техногенно-экономической к эколого-гуманистической. Выживет ли человечество в техногенном мире во многом зависит от того, насколько наука и образование совместными усилиями будут заботиться о будущем.
|